В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Вильям Сарьян
Зам. главного инженера ФГУП "НИИР"
Евгений Опаричев
Ведущий инженер ООО "НИИР-Платежные системы"
Кабельные (домовые) сети - динамично развивающийся сектор телекоммуникационного рынка, ориентированный на предоставление услуг непосредственно в жилых массивах, организациях и учреждениях, главным образом, мегаполисов. На сегодняшний день только в Москве функционирует от 320 до 400 кабельных сетей. В подавляющем большинстве случаев в них используются волоконнооптические каналы связи, позволяющие реализовать широкий cпeктp услуг, из которых доминирует доcтуп в Интернет
Различные виды сетей связи не должны конкурировать
Современные тенденции конвергенции сетей связи обеспечивают расширение номенклатуры сервисов, включая IP-телефонию, интерактивное телевидение и различные специализированные услyги. Кабельные сети, несмотря на жесточайшую конкуренцию co стороны других видов сетей связи даже в мегаполисах, являются перспективным сектором телекоммуникационного рынка. Это связано с тем, что кабельнaя связь относительно недорогая в мегаполисах и не оказывает влияния на здоровье человека, в сравнении, например, с мобильной связью. Учитывая современные тенденции к конвергенции в телекоммуникационной отрасли, различные виды сетей связи, с точки зрения абонента, должны не конкурировать между собой, а взаимно дополнять друг друга.
В настоящий момент происходит внедрение Электронной платежной платформы (ЭПП) в сотовые сети связи (Электроннaя платежнaя платформа для сетей сотовой связи, ЭППСС) и в сети радиовещания (Электроннaя платежная платформа для радиовещательных сетей, ЭППРС). Электроннaя платежная платформа для кабельных сетей (ЭППКС) может, на наш взгляд, представлять собой фрагмент
ЭПП и облaдать единым пользовательским интерфейсом с платежными платформами других видов сетей связи.
Единый пользовательский интерфейс необходим, так как в течение дня пользователь может использовать несколько видов сетей связи и в каждой из них в ближайшем будущем он сможет получать примерно один и тот же набор услyг, за исключением услуг, характерных только для конкретного вида сетей связи. При переходе от одной сети связи к другой не должен менятьcя не только интерфейс, но и правила пользования услугами, счет пользователя, идентификационные данные - пользователь не должен испытывать дискомфорт.
Единая платежная платформа как решение“цифрового неравенства”
Существенной проблемой, сдерживающей продвижение дополнительных услyг кабельных сетей на рынке, можно считать отсутствие автоматизированной системы расчетов (АСР), реализующей механизм оперативного выполнения клиентами кабельных сетей платежей за предоставленные им услуги и отвечающей всем требованиям оператора и его абонентов. По мнению авторов, рациональным решением этой проблемы могло бы стать создание ЭППКС как фрагмента единой и универсальной электронной платежной платформы.
Поскольку в настоящий момент подобные фрагменты единой и yниверсaльной ЭПП только начинают внедряться в сетях сотовой связи и рaдиовещания, то охват сектора кабельных сетей позволит естественным пyтем осуществить конвергенцию различных услуг на базе единой и универсальной ЭПП. Это сyщественно расширит набор предоставляемых оператором услyг своим абонентам и повысит комфортность их полyчения.
По каналам доступа кабельных сетей потребитель сможeт получать одновременно целый набор услуг, многие из которых подразумевают постоянную и непосредственную рабoтy с денежными средствами. Если при этом АСР оператора соотвeтствующим образом не модифицируется c целью предоставления возможности удобной и простой оплаты за услуги, то "цифровое неравенство", которое существует как междy различными стрaнaми, так и представителями различных социальных слоев населения внyтри одной страны, еще больше увеличитcя.
Таким образом, внедрение ЭППКС, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом повышения конкурентоспособности операторов кабельных сетей и укрепления их позиций на телекоммуникационном рынке. ЭППКС будет стимулировать развитие рынка таких услyг, появление которых ранее было экономически нецелесообразным.
На рисунке показаны основные составляющие услуг, предоставляемьпг ЭППКС. В абонентскую зонy входят: оплата за подключение к кабельной сeти; абонентскaя плата; разовые платы за подключение услуг оператора и использование платных игровых серверов и пр. В социальной зоне осуществляются взаиморасчeты абонентов с различными государственными (муниципальньпии) yчреждениями, нaпример, с ДЕЗ, ЕИРЦ, районной упрaвой, пенсионным фондом с целью получения социальных выплат и оплаты коммунальных услуг.
Зона розничной торговли ориентирована на оплату предварительного заказа товаров, например, продуктов в фирменных магазинах и может пересекатьcя с социальной зоной в области оплаты за доставку продуктов и лекарств жителям льготных категорий.
Зона контент-услyг включает оплату за использование информационных ресурсов библиотек (аудио- и видеотек), yчебных заведений, а также справочной информации (например, расписаний движения транспорта). К этой зоне относится рекламная поддержка, а также проведение лотерей и розыгрышей.
Объединение субъектов отдельных зон в рамках ЭППКС можно проводить на нескольких уровнях. Например, на верхнем уровне подключение государственных и муниципальных учреждений Москвы может быть осуществлено в рамках городской целевой программы "Электронная Москва".
С другой стороны, на нижнем уровне, в домах, подключенных к ЭППКС, решением товарищества собственников жилья могут быть организованы пункты коллективного доступа,в которых жители района, не имеющие прямого доступа к кабельной сети, могли бы также пользоватьcя услугами, предоставляемыми ЭППКС. При этом следует отметить, что процесс внедрения ЭППКС может породить принципиально новые виды услyг.
Основным требованием к ЭППКС является обеспечение корректных платежей за потребляемые абонентами услуги в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах. B качестве абонентского терминала, наделяемого функциями платежного терминала, может использоватьcя персональный компьютер и Set-Тор-Вох. Охват наибольшей потребительской аудитории при внедрении ЭППКС требует реализации различных возможностей для ввода (вывода) денежных средств из системы, например со скретчкарт с использованием банка, через кассу, через различные платежные системы и пр. При этом будет обеспечиваться высокая степень безопасности и операционной надежности за счет резервирования дополнительных мощностей обработки данных, идентификации пользователей кабельной сети и специализированных технологий шифрования.
Технологическая база платежной платформы
B рамках ЭППКС информация о денежных средствах всех участников системы (абонентов, оператора, центров платного сервиса и пр.) будет храниться в учетных записях Платежного центра, ответственного за предоставление платежного сервиса. При регистрации абонента в ЭППКС Платежный центр запрашивает идентификационные данные абонента (логин, пароль, персональные данные) и создает учетную запись.
B рамках ЭППКС абонент кабельной сети может произвести "прямой платеж", то ecть перевести деньги Иену платного сервиса или другому абонентy, если они зарегистрированы в ЭППКС и если известен номер учетной записи адресата денег. "Платеж через платежное требование" осуществляется следующим образом:
Новые услуги абоненту
Платежный центр через соединение с биллинговой системой оператора кабельной сети имеет возможность пополнять абонентские счета у операторов и идентифицировать пользователей. При таком построении в результате внедрения ЭППКС оператор связи, при отсутствии значимых затрат, приобретает следующие преимущества:
При внедрении ЭППКС абоненты кабельных сетей приобретают надежный способ хранения денежных средств, удобный доступ к платежным сервисам, экономию времени и комфорт при совершении покупок и оплате услуг, предоставленных операторами и контент-провайдерами. B свою очередь, преимущества оператора кабельной сети обуславливаются удобством получения денежных средств на абонентские счета, комиссией от оборота платежей внутри ЭППКС и притоком новых абонентов - пользователей платежного сервиса.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2006
Посещений: 11780
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций