Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Детское телевидение или телевидение для детей?

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Детское телевидение или телевидение для детей?


Антон Ломоносов
Директор киношколы ШАГ, г. Железнодорожный

Телевидение для детей и детское телевидение в настоящее время — разные вещи, хотя и там и здесь существует дефицит

ТВ для детей - это фильмы-сказки, фильмы-истории для ребят, на примере которых подрастающее поколение в значительной степени формирует свои этические нормы, взгляд на жизнь, нравственные и духовные позиции, просто черпает знания. Детское телевидение, то есть ТВ, сделанное руками детей, - это их собственное творческое самовыражение, взгляд на современную им жизнь, природу, взаимоотношения между собой, родителями, окружающим миром.

Сейчас много говорят о детском телевидении и о телевидении для детей. Однако стоит разделить эти два понятия. Телевидение для детей - это передачи, созданные взрослыми профессионалами, работа, за которую они получают деньги. Выглядит это примерно так: тетенька, находящаяся за границей комсомольского возраста, одетая в легкомысленное платьице в цветочек, с косичками и конопушками как старшая сестра общается с фиолетовыми лупоглазыми монстрами, представляющими собой по замыслу режиссера задорный мир детства. Периодически это действие прерывается советами для телезрителей или отрывками явно нерусских мультфильмов.

Другим, более удачным наполнением детского телевидения можно назвать телевикторины и спортивные соревнования. Но прямого общения детей с ребятами с экрана телевизора почти нет, если не считать детишек с испуганным взглядом, сбивчиво повторяющих совершенно непонятные им слова, написанные неизвестно кем.

В отличие от них передачи, созданные детьми для своих друзей, одноклассников и сверстников, не страдают фальшью или надуманностью тем. У детей выбор темы для репортажа, фильма, круглого стола или опроса огромен и неисчерпаем. И самое главное, эти темы волнуют не только авторов, но и большую часть детской аудитории. Взрослым не всегда просто найти общий язык с детьми, проникнуть в их огромный и очень интересный мир и предложить тему для передачи. Лучше выслушать варианты детей, проанализировать их и далее работать с ребятами вместе.

"Сделаю сам"

Конечно, дать ребенку камеру и выпустить одного "на большую дорогу", считая, что уже готова прекрасная телепрограмма, - затея просто бестолковая. Многие дети уже в школе интересуются такими предметами, как история визуальных искусств, актерское мастерство и техника речи. Дополнительные знания операторского курса и основ журналистики помогут ребятам в создании программ для ровесников. Естественно, необходимо привлечение детского психолога. Очень важен тесный контакт с родителями, прежде всего заинтересованными в организации досуга, обучении и профориентации своих детей.

Техническая база современного кино и телевидения значительно изменилась. Развитие компьютерных и цифровых технологий, появление большого количества специалистов в этой области позволяют приобщить к ним самую перспективную часть общества - детей и молодежь. Дети легко осваивают сложное оборудование и программы. Для них практически не существует проблем, свойственных "взрослым" специалистам при переходе с одного вида техники на другую, с аналоговой на цифровую. Еще будучи начальником крупного отдела видеооборудования, я обратил внимание на то, что малейшие изменения технологий, форматов, расположения кнопок управления, переход на компьютер буквально вводят в ступор специалистов, долго работавших с привычными аналоговыми технологиями.

Дети - как губка, они жадно "впитывают" различные программы видеомонтажа, с удовольствием переходят с одной программы на другую при обучении, на лету схватывают специфику интерфейса и тонкости каждой программы. Отсутствие косности, свежесть восприятия, "не забитость" юного мозга, а также "привычка учиться" позволяют им просто творить чудеса, нередко поднимаясь до уровня взрослого специалиста.

В связи с этим целесообразно привлекать детей к организации детских телепрограмм, съемке фильмов и мультфильмов, т.е. созданию "детского телевидения". Не все передачи, которые создаются руками детей, обязательно должны быть показаны на Центральном ТВ. Проще всего это сделать на региональных телеканалах.

Местом показа может стать региональная кабельная сеть. Сетка эфира детской студии обязательно должна быть жесткой: программы должны выходить в одно и то же время, в один и тот же день недели. Дети будут не только сами сидеть у телевизоров, но и позовут своих родителей, друзей, одноклассников -ведь показывают их работу, и в титрах они тоже есть! Таким образом рейтинг детских передач сильно возрастет, что повысит интерес рекламодателей к этим программам.

Что касается федерального детского телеканала, то, по моему мнению, обкатка его передач должна проводиться на базе регионов. А затем уже лучшие передачи из регионов будут включены в эфир федерального канала, перспективные авторы и руководители должны быть приглашены в центр на обучение. И передачи, которые интересны, должны дотироваться из федерального бюджета.

Таким образом программы для детей будут создаваться не только, скажем, в Москве, но и по всей стране, в городах, селах, даже деревнях. Будет охвачена вся Россия, интересы всех детей - разного достатка и социальных условий, национальности и вероисповедания, традиций. При распределенном принципе производства контента возможен прямой диалог и оперативность в обсуждении любых проблем, волнующих детей. Для правильного и комплексного телевизионного образования должны быть подобраны специалисты и создана производственная база. Федеральный детский телеканал в лице заинтересованных в создании телепрограмм подростков получит не только бесконечный творческий потенциал, но и громадную оперативность. Наплыв западных стандартов с убийствами, насилием и извращениями утомляет сознание взрослого и негативно отражается на юношеском восприятии действительности. Гармоничное развитие юного кино- и телезрителя в недалеком будущем, несомненно, повлияет и на развитие "взрослого" кино и телевидения.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 22918

Статьи по теме

  Автор

Антон Ломоносов

Антон Ломоносов

Директор киношколы ШАГ

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций