В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Телеканал "МИР" начал собственное вещание 1 сентября 2003 года. До этого, с момента _ своего основания в 1992 году, МТРК "МИР" была только производящей структурой, программы которой регулярно появлялись в эфире многих телеканалов стран СНГ. На начальном этапе вещание осуществлялось в течение 10 часов в сутки на одной орбите. К 2007 году объем вещания увеличился до 17 часов. В феврале 2008 года МТРК "Мир" запустила телеканал "МИР+3" для жителей стран Центральной Азии, Урала и Сибири с учетом поясного времени (сдвиг +3 часа), а в сентябре 2008 года вышла на круглосуточное вещание на обеих орбитах. В настоящий момент телеканал "МИР" является значимым игроком медиарынка. По данным электронных измерений TNS Russia, в 2009 году телеканал "МИР" стабильно занимает шестую позицию среди неэфирных (специализированных) телеканалов. Какова программная политика телеканала "МИР" и как телеканалу удалось выстроить конкурентоспособную сетку вещания, мы беседуем с директором по развитию телеканала "МИР" Светланой Сазоновой.
Светлана Сазонова
МТРК "МИР"
— Каков основополагающий принцип при формировании программной сетки телеканала "МИР"? Почему канал формирует сетку вещания, используя многожанровый формат?
— По своей концепции "МИР" -это официальный межгосударственный телеканал, рассчитанный на все возрастные группы. Наша сетка вещания, несмотря на усиленную информационную и гуманитарную составляющую, по сути является многожанровой и призвана удовлетворять запросы различных групп населения.
Почему канал не вошел в нишу информационного или познавательного вещания? "МИР" задумывался как средство информации, объединяющее людей на постсоветском пространстве. Чтобы выполнять эту миссию, нам необходимо быть популярными, добиваться внимания как можно большей аудитории на всей территории стран Содружества. А это возможно только за счет формирования такого содержания, которое удовлетворяет запросам всех групп населения, то есть за счет многожан-ровости. У нас достаточно высока информационная составляющая - выпуски новостей выходят в начале каждого часа, транслируется большое количество познавательных и культурологических программ. Но при этом кинопоказ и развлекательные проекты занимают до 50% времени.
— Отличаются ли принципы формирования программной сетки неэфирного канала от эфирного? Как учитывается смена часовых поясов при формировании программной сетки?
— Безусловно, мы верстаем сетку с учетом того, что наш технический охват сильно уступает центральным каналам. Мы не используем "блоковое" программирование в чистом виде, как это делают нишевые неэфирные телеканалы, но практически все программы, кинофильмы и сериалы имеют повторный выход. Кинофильмы, как правило, повторяются в течение 24 часов. Программы имеют дополнительный выход в субботу или воскресенье. Для широкой аудитории переключение на неэфирные каналы имеет спонтанный характер, поэтому за счет повторных показов у нас получается ставить в эфир качественный контент в течение 24 часов без значительного увеличения бюджета. Кроме того, наш телеканал вещает всего на 2 орбиты, и повторный выход программ и фильмов также позволяет телезрителям в отдаленных (по временному поясу) регионах России и СНГ смотреть любимые программы "МИР'а" в удобное для них время.
Также, в отличие от эфирных каналов, у нас по иному верстается вечерний прайм-тайм. Исследования, которыми мы располагаем, показывают нам отличную от центральных телеканалов "кривую" телесмотрения. В праймовое время нам, безусловно, сложно бороться с эфирными телеканалами за широкого зрителя, поэтому мы поставили в прайм-тайм блок познавательных и публицистических программ, планируя привлечь аудиторию, не интересующуюся блокбастерами, сериалами и развлекательными программами.
В целом наше программирование можно назвать "пассивным". Мы лавируем между акулами эфира, пытаясь завоевать свою долю аудитории. При этом исследования, которыми мы располагаем, не позволяют использовать сложные методы анализа, так как данные электронных измерений из-за невысокого технического охвата не такие обширные, как у центральных каналов. Поэтому мы пытаемся экстраполировать какие-то исследования центральных каналов на нашу ситуацию, добавляем профессиональную интуицию, учитываем мнение телезрителей на нашем форуме. Получается такой "коктейль" программ, жизнеспособность которого достаточно высока, так как мы видим постоянный прирост нашей аудитории в последние 2 года.
— Как учитываются особенности аудитории при формировании программной сетки?
— Все телеканалы широкого формата используют принцип плавного перетекания форматов программ, соотнесенный с активностью различных сегментов аудитории - детей, домохозяек, работающего населения. Мы, придерживаемся такого же подхода.
Нам скорее приходится учитывать особенности нашей аудитории при подборе контента для заполнения нашей программной сетки. Вещание нашего телеканала осуществляется на всем постсоветском пространстве. В отличие от многих центральных российских каналов, которые запускают отдельные форматы для зарубежных стран, мы ведем единое сквозное вещание на всей территории. Поэтому мы обязаны учитывать интересы всех народов, населяющих страны Содружества, особенно в отношении этических и культурных норм. В силу своей специфической миссии мы не можем использовать без цензуры такие очевидные "кассовые" темы, как секс и насилие. Мы стараемся построить сетку вещания так, чтобы был возможен совместный семейный досуг, поэтому отбор фильмов и сериалов осуществляется исходя из наибольшего соответствия кинопродукции критериям семейного просмотра - без сцен с потоками крови, "чернухи" и т.п.
В нашу задачу входит освещение аутентичной национальной кинопродукции, поэтому наряду с российскими и западными кинофильмами у нас идут современные сериалы и фильмы, произведенные в Украине, Беларуси, Казахстане и других сопредельных государствах. Также представлена специальная рубрика "Достояние республики", в которой демонстрируются лучшие кинофильмы, снятые советскими киностудиями.
— Как Вы можете охарактеризовать аудиторию телеканала?
— В среднем по России нас смотрят телезрители в возрасте от 25 до 55 лет, с доходом "выше среднего", с высшим или неполным высшим образованием. Исследования также отмечают небольшой перевес в сторону мужского зрителя (56% аудитории). При этом в небольших российских городах мужская доля еще больше увеличивается, а в миллионниках нас смотрят преимущественно женщины и люди старше 35 лет.
— Что еще отличает телеканал "МИР" от центральных каналов?
— Я бы заострила внимание на информационных программах. По своей концепции и задачам они значительно отличаются от информационных выпусков центральных российских телеканалов. Во-первых, за счет разветвленной филиальной сети у нас достаточно много эксклюзивной информации о событиях, происходящих в странах СНГ. (Во время недавних предвыборных волнений в Кишиневе многие российские и зарубежные телеканалы использовали именно наши съемки происходящих событий.) Во-вторых, "МИР" - это телеканал, нацеленный на позитивную информацию. В его задачи не входит выискивать негатив и сталкивать народы. В случае конфликтов между странами СНГ наш телеканал придерживается абсолютно нейтральной позиции, обеспечивая эфир в равном объеме обеим сторонам. Мы воздерживаемся от оценок происходящих событий и предоставляем телезрителям только факты.
— Претерпевала ли сетка вещания какие-либо изменения в новом сезоне?
— Надо сказать, что в последние 2 года работа над сеткой вещания ведется очень активно. Во-первых, полтора года назад был увеличен объем информационного вещания за счет ввода в начале каждого часа коротких 5-минутных выпусков новостей. Это решение было необходимо для выполнения нашей миссии как единого информационного стержня СНГ. И, безусловно, повлияло на расстановку остальных программ в эфире. А уже перед началом нового осеннего сезона мы координально переработали эфирную сетку. У нас накопились данные о рейтингах конкретных программ и кинолинеек, поэтому появилась возможность научного подхода к программированию эфира. Мы фактически полностью разобрали наш эфирный "пазл", убрали много проектов, которые не находили интереса у нашей аудитории, часть проектов переместили на другие эфирные позиции, существенные изменения произошли в планировании кинопоказа. По данным электронных измерений компании TNS Russia, уже к лету этого года мы стабильно удерживали шестую позицию по охвату среди неэфирных телеканалов. Очень надеемся, что новая сетка позволит еще больше упрочить наши позиции.
— Каков процент программ собственного производства?
— Программы производства МТРК "Мир" занимают около 25-30% нашего эфирного времени. Но мы планируем увеличивать объем собственного производства. Если раньше мы производили программы преимущественно информационной, публицистической и культурологической направленности, то на сегодняшний день количество развлекательного продукта нашего производства постепенно увеличивается. В сентябре в нашем эфире появилась кулинарная программа "Вкусный мир", к эфиру готовится несколько молодежных проектов. С гордостью можем сказать, что по нашему заказу в производство запущен сериал "Наши соседи", который планируется к эфиру весной 2010 года. Так что объем передач нашего производства скоро вырастет до 40%. Недавно мы провели расчеты и выяснили, что за 2006-2009 годы у нас в архиве накопилось более 1000 часов собственной телевизионной продукции. Сейчас мы активно работаем над каталогом и будем предлагать российским и зарубежным телеканалам наш контент.
— Каковы дальнейшие перспективы развития телеканала? Будете ли вы продолжать работать в мульти-жанровом формате или все-таки уйдете в сторону узконаправленного контента?
— Судя по исследованиям, текущее наполнение канала нравится телезрителю и способствует выполнению нашей главной задачи - объединять людей, живущих на пространстве СНГ. С другой стороны, объем собственного производства и проведенная в нашей компании техническая революция позволяют нам думать о создании дополнительных нишевых телеканалов. Без существенных инвестиций мы можем запустить телеканалы как информационного, так и познавательного форматов.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009
Посещений: 10741
Автор
| |||
В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций