Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Архивы должны работать

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Архивы должны работать

О сегодняшнем состоянии дел и перспективах развития Фонда рассказывает сегодняшний руководитель Гостелерадиофонда Виктор Иванович Осколков

Один из ключевых вопросов сегодня - это комплектование архивов. В большем или меньшем количестве в Гостелерадиофонде представлены документы, датированные до 1992 года (видеонаполнение) и до 1997 года (материалы радиокомпаний). Более поздних материалов нет, и Федеральный закон № 73 "Об обязательном экземпляре документов" пока бездействует. Поэтому можно констатировать тот удручающий факт, что за последние годы мы потеряли из виду очень много передач, телефильмов, огромное количество звукозаписей. Как это все хранится и где - сказать трудно. Ясно одно: все эти материалы должны находиться в Гостелерадиофонде. Этот пробел - почти десятилетний - очень большая потеря для России.

Закон, о котором говорилось выше, все равно будет работать. Сама жизнь покажет телерадиокомпаниям, что продукцию необходимо сдавать нам. Однако ждать этого можно годами.

Поэтому мне кажется, что первоочередная задача специалистов нашего фонда - попытаться самим разработать механизм приема/передачи материалов, не дожидаясь того времени, когда указанный закон вступит в силу, и представить его в МПТР России. Необходимо искать любую возможность, для того чтобы комплектовать наш телерадиоархив.

К тому же, с моей точки зрения, Гостелерадиофонд был все-таки недостаточно гибок в отношениях с теле- и радиокомпаниями. Надо находить общий язык, искать компромисс, пытаться предлагать свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

МПТР России объявило, что одним из приоритетных направлений его деятельности в 2004 году будет защита интеллектуальной собственности. Было бы неправильно, если бы Гостелерадиофонд не воспользовался этой ситуацией и не попытался бы вернуть то, что потерял за последние 5-10 лет. Восстановить утраченное трудно, но возможно. Я сам создавал когда-то видеоархив на "Первом канале" и знаю, что там довольно сильная видеотека, в которой сохранилось много интересных передач.

Мы должны показать нашим коллегам с телеканалов экономическую (и не только) выгоду хранения их материалов у нас. Надо понимать, что для хранения материалов нужна не просто отдельная комната, но и особый температурный режим (причем для каждого вида носителя он будет своим). Мы бережно поддерживаем температурные режимы, необходимые для сохранности материалов на разных носителях. Конечно, на это уходят дополнительные средства. Содержать полноценный архив, обслуживание которого требует наличия отдельного штата людей, вещательным каналам невыгодно. Но ведь все проблемы, связанные с хранением материалов, за небольшую плату (многократно меньшую, чем каналы тратят сегодня), можно доверить специалистам Гостелерадиофонда. При этом телерадиокомпаниям придется содержать только оперативный информационный архив, материалы которого часто используются в новостях. Зачем все это нужно фонду?

Я сторонник рыночных отношений и считаю, что материалы, которые хранятся в Гостелерадиофонде, должны "работать", должны приносить прибыль и становиться окупаемыми, потому что только благодаря этим средствам мы сможем спасти ценные материалы, переведя их в цифровой формат. Однако вместе с тем мы государственное учреждение и наша первоочередная задача - сохранить духовное наследие нации.

Беда любого постановления свыше, направленного, казалось бы, на оптимизацию нашей работы, состоит в том, что важные моменты зачастую не прописываются до конца. Например, прекрасной идеей стало выделение грантов МПТР России на создание материалов, посвященных наиболее актуальным сегодня темам: патриотическим, социальным, экологическим, культурным и т.д. На создание этих программ выделяются государственные деньги, поэтому впоследствии все эти передачи возвращаются в Гостелерадиофонд. Но их дальнейшая судьба ограничена одним только хранением в фонде. Имеем мы право воспользоваться ими или нет? Никто этого не знает. Мы превращаемся в своего рода кладовщиков, что крайне обидно и неправильно.

А в то же самое время в суды поступают иски от якобы авторов, создателей, наследников произведений, хранящихся в Гостелерадиофонде. Проблемы стали возникать именно сейчас, потому что к архивам появляется интерес, наш продукт становится коммерческим. Однако раньше, когда материалы надо было спасать, вычищать, держать в таких условиях, что людям за вредность производства молоко выписывали, таких охотников за архивами почему-то не было и в помине. Но как только появился вкус денег, когда стало понятно, что на этом продукте можно неплохо заработать, мгновенно образовалось огромное количество желающих их присвоить.

Появились какие-то непонятные компании, которые действуют от нашего имени и выпускают диски с записями. В связи с этим на Гостелерадиофонд подали в суд даже наследники Гилельса. Но мы не имеем отношения к тем организациям, которые наживаются на творениях Гилельса незаконным путем.

Мы отслеживаем подобные факты и будем бороться с проявлениями беззакония, привлекая все возможные правовые средства.

На использование любого материала, который находится в Фонде, составляется договор, определяются тарифы. Наша деятельность открыта и прозрачна.

Однако убедить людей в том, что их требования прав на материалы, хранящиеся в Гостелерадиофонде, необоснованы, может только федеральный закон или неоднократное решение того или иного суда. Другого пути нет. Мы не можем передать материалы, хранящиеся в Фонде, в чье-то частное владение: это государственное имущество. Это наша принципиальная позиция, и мы будем ее отстаивать.

Еще одной проблемой, решением которой мы занимаемся, является нехватка информации о Гостелерадиофонде. Мы уже получили грант МПТР России на создание собственного Интернет-сайта, где мы сможем опубликовать информацию обо всей нашей продукции. Она должна стать достоянием, ее должны знать как можно большее количество людей. Выяснилось, что огромный пласт интереснейших материалов многим телезрителям и радиослушателям просто незнаком. Все знают телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, знают только некоторые, самые известные передачи (например, КВН), но большая часть этого айсберга пока неведома.

Удивительно, но интерес к ГТРФ сегодня проявляют в основном зарубежные заказчики - самые разные организации. Например, в наших материалах заинтересован Лувр (с ними уже заключен договор, и сегодня специалисты Лувра устраивают лекции, в рамках которых демонстрируют материалы, находящихся на государственном хранении в Гостелерадиофонде). И таких примеров множество: просьбы от иностранцев приходят практически каждый день. Наших же, отечественных специалистов, ничего не интересует.

Конечно, Фонд должен быть носителем духовного начала и в связи с этим более активно позиционировать себя в российском телерадиосообществе. Возможно, нам нужно большее внимание уделять выступлениям в печати: рассказывать о каких-то интересных вещах, о которых давно никто ничего не знает; об интересных фактах, сохранившихся в наших архивах.

У нас хранится много продукции на старых двухдюймовых носителях, которая еще не отсмотрена. Мы даже и не подозреваем, сколько интересного материала пока остается неизведанным. Например, недавно просматривали большой массив, и на первом же "кадровском" рулоне вдруг обнаружилось несколько интервью с Аркадием Райкиным. Это при том, что, как известно, Райкин крайне редко давал интервью. Представляете, какая неожиданная находка! Золотой фонд! Все найденные материалы мы вычистили и теперь, конечно, бережно храним.

Или, например, когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вернулись в Россию, к нам многократно обращались за их первыми после возвращения интервью, материалами пресс-конференций. Нигде их не было. И вот тоже случайно на одной из кассет нами было обнаружено интервью этих выдающихся деятелей культуры. Мы отыскали то, что люди считали безвозвратно утраченным.

А сколько у нас замечательных голосов! Бабанова, Сперантова... Кто об этом знает? Абсолютно никто. Значит, обязательно нужно об этом сообщать.

Мы вообще могли бы запустить канал "Ретро", если нашелся бы спонсор, готовый рискнуть не очень большим количеством денег, чтобы выиграть радиочастоту. Я просто уверен, что этот канал стал бы одним из лидеров отечественного вещания, одним из самых популярных, самых интересных и, кстати, самых рекламоемких.

Однако пока в радиоэфире востребованы 2 минуты новостей и 57 минут музыки. Но я считаю, что это временное явление, которое обязательно пройдет. И выиграет тот, кто первым сумеет откликнуться на нашу идею и подхватить ее.

Любопытный факт: у нас сохранились некоторые зарубежные фильмы, которых сегодня нет ни в одном архиве, то есть они как бы вообще перестали существовать.

Недавно в Гостелерадиофонд пришло письмо: некий человек ищет сериал "Ставка больше чем жизнь", очень популярный в свое время. И этот человек пишет, что во всех телеархивах Польши и Чехословакии фильм уничтожили. А у нас он в прекрасном состоянии, все 19 серий, но нет прав?.

В общем, специалисты Гостелерадиофонда знают, как сохранить ценные материалы, и бережно относятся к культурному и историческому достоянию нации.

Самый оптимальный путь для сохранения этого достояния - перевод материалов в цифровой формат.

Сегодня много спорят по поводу того, как лучше содержать архивы: в цифровом формате или каком-то еще. Я вообще не хочу участвовать в этих дискуссиях, но считаю, что если ученые утверждают, что этот цифровой носитель можно сохранить 20-30 лет, то надо им пользоваться.

В Гостелерадиофонде и без выбора форматов и носителей хватает проблем, ведь нигде больше нет такого объема документов, как у нас: около 2 млн единиц хранения. На сегодняшний день переписано 11 тысяч наименований кино- и видеоматериалов, что составляет 10% от общего фонда записей. При этом 3 тыс. (то есть только 3% записей) переведены в цифровой формат Digital Betacam, остальные хранятся в аналоговом.

Ситуация с материалами радиофонда еще сложнее: на CD переведено только 0,2% всего архива. Согласно нашему плану, каждый день на цифровой формат переводится 4 часа видео и 1 час аудио. При такой скорости перезаписи оцифровать все имеющиеся у нас архивы мы сможем только через 500 лет. Но уже через 5-7 лет могут быть утеряны записи, сделанные до 1975 года, а еще через 10- 15 лет - все остальные. Это самая больная тема для специалистов Фонда. Выход из этой ситуации только один: необходимо хорошо продумать и выстроить целенаправленную программу по спасению архива.

Требует пересмотра и сложившаяся система взаимоотношений Государственного фонда телевизионных т радиопрограмм с теле- и радиокомпаниями. Дело в том, что Гостелерадиофонд, созданный в структуре Гостелерадио, изначально был связан с редакциями: в любой момент материалы из Фонда извлекались и ставились в эфир. Но после того как система Гостелерадио начала рушиться, Гостелерадиофонд по сути стал превращаться в склад, хоть и очень приличный: с упорядоченными системами, с интеллигентными сотрудниками. Однако в любом случае сходство со складом очень вредит Фонду. Нам нужно изменить это представление, уже прочно сложившееся у многих, и начать позиционировать себя в другом качестве.

Когда я стал руководителем Гостелерадиофонда, то сразу сказал своим коллегам, что "мертвым делом" будет поставить перед собой только одну задачу - переписать материалы и спрятать их на полку.

Наша самая главная задача - сделать так, чтобы спасенные нами материалы стали работать. Живой, функционирующий Фонд - вот к чему я стремлюсь как руководитель. Сделать так, чтобы в его материалах нуждались не только зарубежные заказчики, но и, самое главное, наши ведущие телеканалы - и государственные, и частные. Зрительский интерес к тому, что было уже создано нами, позволяет надеяться, что значение Гостелерадиофонду и востребованность его материалов будет соответствовать ведущим зарубежным аудиовизуальным архивам.

Руководитель Гостелерадиофонда
Виктор Осколков

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2004
Посещений: 13656

Статьи по теме

  Автор

Виктор Осколков

Виктор Осколков

Руководитель Гостелерадиофонда

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций