Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Апокалипсис линейного телевидения. Одна кнопка

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Апокалипсис линейного телевидения. Одна кнопка

В статье изложен оригинальный взгляд автора на будущее телевидения, которое уже сегодня претерпевает изменения. И поэтому все: и производители контента, и разработчики оборудования, и вещатели, – должны быть готовы к грядущим глобальным переменам
Алексей Майоров
“СТРИМ Лабс”

Вместо предисловия. С чего это вдруг меня понесло в эту степь… Я работаю в компании “СТРИМ Лабс” уже много лет. А последние восемь лет наша компания разрабатывает и продает решения для мониторинга (в широком смысле) и контрольной записи ТВ- и радиоканалов. Наши основные клиенты сейчас – это эфирные, спутниковые, кабельные и другие операторы, и в меньшей степени вещатели. И все эти наши продукты, как вы понимаете, созданы для линейного вещания. Однако телевидение меняется, и это ощущение витает в воздухе и заставляет народ нервничать и соображать, что делать дальше, куда “копать”… Эта мысль терзает и меня. Я же продавец, и мне нужно что-то продавать сейчас, через год и через пять лет.

А чтобы продавать было проще, продукт должен соответствовать потребностям рынка. Изучение вопроса, а точнее сбор информации всеми доступными мне средствами, привело к формированию в моем сознании довольно забавной перспективы развития. На первый взгляд, даже неправдоподобной, но на второй, вполне реальной, причем во вполне обозримом будущем.

Чего хочет телезритель? Он хочет включить телевизор и получить контент тот, который хочет видеть. Ему не нужны все эти сотни телеканалов, которые сейчас есть. Ему нужен контент интересный, именно для него, здесь и сейчас. Очевидно, что когда человек четко представляет себе, чего он хочет, он идет в ютуб, фейсбуквотч, онлайн-кинотеатр и пр. и ищет там то, что ему нужно. И это уже есть, и это уже работает и забирает определенную долю телезрителя у классического линейного ТВ.

Однако я бы не сказал, что эта история конкурирует с линейным ТВ. Это в том или ином виде существовало давно. Разве ленточная кассета не то же самое?.. Просто технология изменилась настолько сильно, что получение нужного именно тебе и сейчас контента значительно упростилось, а время его получения сократилось до нескольких секунд. Задача стала решаться проще, быстрее и дешевле – пользователей данной услуги стало больше.

Другая история, когда человек просто хочет посмотреть телевизор. У него нет конкретной цели. (А что в этом такого? Разве не так мы смотрим телевизор на кухне?) Но у него есть свои предпочтения! Ему нравится контент определенного свойства,конкретной тематики. Причем в разный момент разный. Включаем немного фантазии! Человек хочет включить телевизор и получить интересный ему во всех отношениях контент, соответствующий его текущему состоянию и настроению…

Ему нужна всего одна кнопка – включить телевизор. Для чего ему эти сотни каналов в списке операторов? Чтобы перещелкивать их в надежде за что-нибудь зацепиться взглядом? Устарело! Не технологично! Ему нужен ИИ в телевизоре. Он заходит в комнату и говорит: “Привет, телек!” Тот включается, мигает голубой лампочкой и отвечает: “Добрый вечер, Алексей! Что будем смотреть?” Называешь что-то конкретное, он чуть думает и предлагает варианты – то, что вы хотите, есть тут, тут и тут, в таком и таком качестве, на таком и таком языках, в разных версиях по разной цене. Выбрал, подтвердил оплату (на мобильном. Куда же без него?) и смотри. Либо второй вариант (и, по сути, последний) – “покажи что-нибудь”.

Кто-то даже, уверен, начнет доказывать, что достаточно первого варианта. Но нет. “Покажи что-нибудь” нужно. Вот смотрите... Мы все слушаем музыку. Раньше это были всякого рода плееры. Теперь все у всех в телефоне. Причем там давно можно ставить рейтинги композициям, формировать плей-листы (и даже делиться ими) и т.д. И мы даже пользуемся этим в метро и на улице, но стоит нам сесть в машину (в случае с ТВ войти на кухню), и мы сразу включаем радио. Хотя, казалось бы, телефон уже давно сам соединился с машиной в едином порыве с помощью технологии блютуз. Но нет, мы включаем радио и слушаем его. Если не то (слишком долго “не то”) или надоела реклама, нажал на кнопочку и переключился. Причем и вполне достаточно фоновой музыки во время движения. Я даже думаю, что линейное вещание в радио просуществует еще долго, возможно, гораздо дольше, чем в телевидение.

Так вот, линейное телевидение, но в новом понимании, все равно нужно, так как человек ленив. И вот тут начинается самое интересное. Включается ИИ и рекомендательная система медиаплатформы, защитой в телевизор, собирающая все наши предпочтения постоянно и круглосуточно, везде и всюду. Это уже есть и уже работает. Все же пользуются Гуглом и Яндексом и многократно сталкивались с тем, что не успел подумать, а оно вот тебе на “блюдечке с голубой каемочкой”.

Тут на конференции CSTB-2018 прозвучало, что не за горами то время, когда телевизор, кроме входа Ethernet, других интерфейсов иметь не будет. Да. Все верно. Все к этому идет. Покупаешь телевизор, подключаешь его к Интернету (скорости растут с каждым годом!) и получаешь ОДИН телевизионный канал, сформированный глобальным агрегатором контента, знающим все о тебе и твоих предпочтениях, с развитой рекомендательной системой. Ты просто садишься перед телевизором и смотришь то, что хочешь. Ну ладно, пусть на пульте будет еще одна кнопка – “следующий” – на случай, если ИИ не очень угадал. Не беспокойтесь – через несколько итераций он подстроится под вас. Дело лишь времени и развития технологий. Фантастика? Нет. Он даже будет четко знать, нравится вам контент или нет. Как? А фитнес-браслет у вас на руке? Пульс, температура, влажность кожи...

Наступят золотые времена для рекламодателей. Вот это чудеса! Мы знаем каждого клиента (долой MediaScope!), мы знаем его предпочтения, мы можем подсунуть ему рекламу именно ту, которая на нем сработает. А еще можно индивидуально подгадывать, в какой момент эту рекламу вставлять, чтобы клиента точно подцепить! И главное – переключиться некуда! Канал только один! (Но платформ-агрегаторов, конечно, будет несколько.) Но всегда есть выбор. Заплати и смотри без рекламы. Дорого?! Заплати в два раза меньше и смотри рекламу в два раза реже. Тут много вариантов. Гибко и эффективно. Опять же, есть еще вариант с рекламой, встроенной в сюжет, – Product Placement. Дорого в производстве, но зато никто не откупится. И даже здесь есть таргетирование, а с этой схемой оно станет еще более эффективным.

В общем, телевидение изменится! Это точно! Описанный мной сценарий условно крайний. Но движение будет в эту сторону. Оно уже началось. Вопрос времени.

“Потребителям трудно находить что-то для просмотра среди огромного числа используемых сервисов. Данные показывают, что многие хотели бы воспользоваться помощью сервиса-агрегатора. Интернет-сервисы и пользовательские устройства начинают брать на себя роль агрегаторов. Многие устройства, которые используются для просмотра потокового видео на телевизорах, также играют роль агрегаторов. Roku, Apple TV, AmazonFire TV и Xbox-One предоставляют единые средства поиска контента. Пользователь устройства может использовать голос или текст, чтобы определить, в каких сервисах есть интересующий фильм или телешоу.” (Can one video aggregator handle our video lives? http://www.nscreenmedia.com.)

С телезрителем все понятно. Он в любом случае в плюсе. А что делать участникам рынка? Нам с вами, уважаемые производители контента, работники телеканалов, редакторы, рекламные агентства, операторы, производители оборудования... Судьба у всех разная. Творческая составляющая, производство контента будут “на коне”. Сейчас иногда приходится слышать жалобы, что контент недооценен и основные сливки собирает кто угодно (телеканал, обеспечивающий линейное вещание, продавец рекламного времени, оператор), но не производитель контента.

Ситуация изменится. Происходит сокращение цепочки распространения контента. Если грубо, то раньше это выглядело так, производители контента, телеканалы, операторы и зрители. Уже сейчас производители контента могут прийти к своему зрителю, минуя традиционный телеканал и традиционных операторов. Оборудование для производства также становится более доступным, качественный контент может создаваться небольшими группами, да кем угодно… Средства синхронного перевода на базе ИИ позволят производить контент на большую международную аудиторию и т.п. Очевидные плюсы для производителя контента. Насколько это позволит им выиграть в деньгах? Будет зависеть в том числе от конкурентной среды среди медиаплатформ-агрегаторов.

Вставка рекламы (не в смысле физического процесса, а в смысле, кто, где, почем, сколько раз…) будет максимально автоматизирована. Подобные разработки активно ведутся. Современные технологии позволяют реализовать всю эту “внутреннюю кухню” отрасли максимально прозрачно. Вопрос лишь за обоюдным желанием всех участников рынка.

Соответственно, многие составляющие современного производственного процесса будут упразднены или существенно сокращены. Телеком, как это когда-то было, превратится просто в трубу передачи данных (а вот и подтверждение в виде статьи в профильном журнале о продаже “Акадо” Юрием Припачкиным). Зачем мне телевидение МТС (или “Ростелеком", или еще что-то)? Мне нужен только качественный быстрый Интернет от МТС (или “Ростелекома"). Все остальное мне даст медиаплатформа будущего.

Что будет с эфирным телевидением? Ну… Оно будет… Пока большая часть населения не получит Интернет с достаточной для качественного просмотра SD-контента скоростью. Ну а дальше эфир просто станет не нужен. Совсем. И мы даже знаем год, когда это произойдет! Владимир Путин: “К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в Интернет”.

Однако надо сказать, уходить без боя никто не хочет. На конференции CSTB-2018 генеральный директор “Триколор ТВ" Андрей Холодов сказал дословно следующее: “По мере развития технологий мы будем дополнять и рекомендательные сервисы, отличные от линейного телевидения. Например, у нас запущена услуга “Лучшее на ТВ”, где группа редакторов собирает контент со всех каналов: эфирных, не эфирных, тематических, – и пытается выстраивать рекомендации для абонентов”. Группа редакторов “Триколор ТВ" против ИИ? Как бы пузо не надорвать от смеха. Сорри. Никого не хотел обидеть. Просто, правда, звучит как-то неубедительно. Хотя, возможно, они что-то не договаривают и на самом деле у них есть технологии.

Что будет с производителями оборудования? Съемочное оборудование все равно останется. Качественный контент требует качественного оборудования и профессионалов. А с другой стороны, в Голливуде уже снимают кино на телефон! Так что изменения будут и тут, но уверен – места хватит всем. Контент рулит, требования к нему растут, значит это то, во что будут вкладываться деньги и идеи. Остальное тоже будет, но максимально, где это возможно, станут использоваться облачные сервисы. Уже сейчас на основании многих опросов видно, что 1/3 крупных телеканалов готова перекладывать работы в облачные сервисы с характерной для этой области схемой денежных взаимодействий.

Многие ТВ-каналы смогут перейти на такую схему полностью. Решения и примеры на рынке уже есть. Вопрос времени и доступности для большего круга желающих.

Да, вот еще… А что же станется с государственными телеканалами?! Кто-то же должен доносить позицию государства до “неразумных” граждан. Ну, видимо, придется добавить еще одну кнопку на пульт, и она, скорее всего, будет первая (а как иначе…). И что, у нас будет всего один государственный канал?! Да. А почему нет?! Во многих странах именно так. А зачем государству несколько каналов (тем более всегда глубоко убыточных)? Для того чтобы услышать позицию государства, достаточно одного. Итого: три кнопки + громкость.

И напоследок. Интернетчики – быстрые, как ветер. Не чета нам, телевизионщикам. Все, за что они берутся, реализуется быстро и эффективно. Можно сидеть и убеждать себя, что они не знают телевизионной специфики и технологий. Но вот прошел год, а они уже вещают Олимпиаду у себя на сайте и продают рекламу, а вы все так же сидите…

Всем удачи и хорошего настроения!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2018
Посещений: 1360

  Автор

Алексей Майоров

Алексей Майоров

Директор по продажам "Стрим Лабе"

Всего статей:  3

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций