Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Алексей Солонинкин Менеджер по поддержке бизнеса и сопровождению проектов Harmonic Russia and CIS

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Экономические аспекты построения транспортных сетей доставки ТВ-мультиплекса

В данной работе рассмотрены экономические аспекты транспортной сети, построенной на основе вторичного использования частот телевизионных каналов, и дано сравнение с другими возможными вариантами ее построения
Андрей
Владыко
Виктор
Горегляд
Юрий
Ковалгин
Сергей
Мышьянов

Для организации транспортных сетей доставки ТВ-мультиплекса системы DVB-T2 [1] обычно используют спутниковые каналы, оптоволокно (ВОЛС) и радиорелейные линии (РРЛ). В экспериментальной работе, выполненной СПбГУТ по заказу РТРС [2], была исследована возможность построения одночастотной транспортной сети доставки мультиплекса на основе использования частот свободных каналов телевизионного вещания, имеющихся в регионе. Для подтверждения этой возможности на объектах Краснодарского РТПЦ была реализована такая экспериментальная транспортная сеть [3] доставки мультиплекса до передатчиков основной сети, работающих в одночастотном режиме. Полученные при ее исследовании результаты представлены в [2]. Отметим, что выполненные исследования подтвердили ее работоспособность и возможность работы передатчиков основной вещательной сети в одночастотном режиме.

Топология экспериментальной транспортной сети, построенной на базе объектов Краснодарского РТПЦ, перечень выбранного приемопередающего оборудования, его стоимость приведены в [2], (см. табл. 4), и по этой причине здесь эти сведения не приводятся.


Затраты на оборудование транспортной сети и на его ввод в эксплуатацию включают: стоимость оборудования; его установку и монтаж; проектные работы; транспортные расходы (стоимость тары и упаковки, таможенные расходы); прочие затраты (техническая документация, обучение специалистов, страховка). При расчетах технико-экономических показателей приняты договорные цены конца 2013 года (табл. 1), когда выполнялась данная работа.

Из рис. 1 видно, что в структуре расходов (табл. 1) наибольшая часть затрат (60,5%) приходится на передающее оборудование.


В состав эксплуатационных расходов входят затраты на содержание и обслуживание сети. Это заработная плата; начисления на выплаты по оплате труда; амортизация основных средств; материальные затраты; прочие расходы. Выбранное для транспортной сети оборудование не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала. Учитывая специфику и минимальный объем работ по обслуживанию оборудования данной транспортной сети, состав персонала объектов вещания можно оставить без изменения, включив обязанности по контролю состояния транспортного сегмента в должностные инструкции инженера РТПЦ. По этой причине статьи “заработная плата” и “начисления на выплаты по оплате труда” не учитываются в технико-экономическом обосновании данного проекта.

Величина амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов рассчитывалась по формуле:

где Фперв – первоначальная стоимость основных фондов (приравнивается к капитальным вложениям); На – норма на амортизационные отчисления (для данного типа оборудования На = 5%). Таким образом, амортизационные отчисления равны:

Величина материальных и прочих затрат в общем случае включает в себя оплату электроэнергии, затраты на материалы и запасные части. В нашем случае:

а) затраты на оплату электроэнергии рассчитывались следующим образом:

ЗЭН = T×24×365×P

где Т – тариф на электроэнергию; Р – мощность установок (табл. 2).


Все используемое в транспортной сети оборудование является маломощным и энергоэффективным, годовые затраты на электроэнергию составляют:

ЗЭН =2,53 х 24 х 365 х 0,729 = 16 156 руб.;

б) затраты на материалы и запасные части включены в прочие расходы.

Прочие расходы предусматривают общие производственные и эксплуатационно-хозяйственные затраты, составляющие для данного типа оборудования 3,5% от Фперв:

Итак, годовые эксплуатационные расходы транспортной сети составят:

ЗОБЩ =АОгод + ЗЭН+ ЗП= 222 548 + 16 156 + 155 783 = 404 606 руб.

Все перечисленные ранее способы доставки мультиплекса к передатчикам основной вещательной сети обеспечивают транспортировку сигнала с требуемым нормативными документами качеством. Однако каждый из них имеет свою специфику, учет которой существенно влияет на эффективность, а значит, и на решение о целесообразности его применения. К числу наиболее важных показателей транспортной сети относятся: обеспечение необходимой пропускной способности канала; заданной вероятности ошибки на бит; времени распространения сигнала. Последнее особенно важно при работе передатчиков вещательной сети в одночастотном режиме. Требуемая пропускная способность канала доставки первого мультиплекса составляет около 33 Мбит/c. Заметим также, что время распространения сигнала между пунктами транспортной сети является очень важным параметром при организации одночастотных сетей. На вещательных пунктах сети, находящихся в одночастотной зоне, задержки не должны превышать максимально возможного значения буфера модуляторов передатчиков. В случае необходимости размер буфера может быть изменен по согласованию с производителями передающего оборудования. Все рассматриваемые здесь варианты построения транспортной сети обеспечивают выполнение данных требований.

Распространим результаты экономических расчетов на все объекты вещания Краснодарского РТПЦ. В настоящее время в Краснодарском крае работают 23 вещательных ТВ-передатчика, передающих населению сигнал первого мультиплекса (табл. 3).


Капитальные вложения для разных вариантов построения транспортной сети доставки к вещательным передатчикам сигнала мультиплекса представлены в табл. 4, 5, 6, 7 и на рис. 3.


Здесь прияты во внимание следующие соображения:

– при расчете сети, выполненной на основе использования каналов РРЛ, принято, что все участки между пунктами вещания являются однопролетными. Очевидно, что это наиболее дешевый вариант. Все же достаточно часто приходится иметь промежуточные точки переприема и дополнительное оборудование для разнесенного приема, что удорожает стоимость транспортной сети. Для определения возможности построения однопролетных РРЛ необходимо производить расчет на каждом конкретном пролете, так как расстояние между многими РТПС в Краснодарском крае близки к критическим;


– расчет капитальных затрат при использовании ВОЛС для объектов КРТПЦ – очень сложная задача; расхождение даже в оценках независимых экспертов может быть весьма существенным. При расчетах ВОЛС была взята за основу топология транспортной сети, представленная на рис. 2. Совокупное расстояние между РТПС составило порядка 1500 км, а с учетом сложного рельефа местности Краснодарского края общая длина необходимой сети составляет более 3000 км. На данном этапе можно оценить вложения в построение ВОЛС в сумму более 350 млн руб. Таким образом, построение сети на основе ВОЛС для транспортной сети объектов КРТПЦ нецелесообразно;


– наименьшие капитальные затраты обеспечивает спутниковая сеть доставки мультиплекса (табл. 6), разумеется, без учета затрат на спутниковый ретранслятор, когда речь может идти только об аренде канала.


При оценке технико-экономической эффективности транспортной сети, кроме капитальных затрат, большое значение имеют показатели годовых эксплуатационных расходов (рис. 4). В них входят: амортизационные отчисления, заработная плата обслуживающего персонала, оплата электроэнергии, потребляемой установками, прочие материальные расходы.


Самые низкие эксплуатационные расходы (рис. 4) имеет транспортная сеть на основе использования частот ТВК и оборудования DVB-T2. Они составляют примерно 4 млн руб. в год. Заметим, что стоимость оборудования для одного пункта данной транспортной сети составляет около 1 млн руб.


Аналогичные расчеты были выполнены и в РТРС. Ниже представлены эти данные, приведенные к одному пролету транспортной сети (рис. 5 и 6).


Анализ результатов расчета экономической эффективности транспортных сетей доставки мультиплекса, выполненный в СПбГУТ и РТРС, показывает, что полученные результаты сопоставимы (табл. 9 и 10). Транспортную сеть доставки ТВ-мультиплекса с использованием частот ТВК мы назвали адаптивной, так как ее элементы и оборудование адаптированы к действующей вещательной сети и существующей в данном регионе электромагнитной обстановке.


Различия в цифрах между данными СПбГУТ и РТРС, по нашему мнению, обусловлены следующими факторами: отличием цен на монтажные и проектные работы; на оборудование; различаются также длины трасс ВОЛС.


В расчетах, выполненных СПбГУТ, учитывались фактические затраты и реальные договорные цены на оборудование транспортной сети. При этом методики расчета практически не отличаются друг от друга за исключением одного: в расчете, выполненном СПбГУТ, не учтены затраты на проведение экспертизы проекта транспортной сети.


Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Вариант построения транспортной сети с использованием радиорелейных линий (РРЛ) существенно дороже варианта, основанного на использовании частот ТВК и оборудования DVB-T2. К тому же, он требует выделения дополнительных частот в нижней части сантиметрового диапазона, что является непростой задачей, предполагает использование дополнительных промежуточных ретрансляторов с соответствующими антенными опорами, предусматривает использование пространственно-разнесенного приема сигналов с дополнительными комплектами приемопередатчиков и антенн на каждом интервале.

2. Вариант построения транспортной сети на основе использования частот ТВК и оборудования DVB-T2 является наиболее предпочтительным как с точки зрения экономических показателей, так и с точки зрения простоты реализации и быстроты ввода в эксплуатацию.

3. Применение в транспортной сети маломощных передатчиков DVB-T2, направленных профессиональных антенн и соответствующих приемных устройств в сочетании с грамотным подходом к выбору частот ТВК позволяет реализовать транспортную сеть доставки мультиплекса, не создающую помех действующей сети ТВ-вещания, позволяющую к тому же дистанционно контролировать и управлять оборудованием транспортной сети.

Литература:

  1. Горегляд В.Д., Ковалгин Ю.А., Ходырев Д.И. Основные особенности стандарта цифрового телевидения DVB-T2 // Broadcasting. Телевидение и радиовещание, 2014, № 2. – С.34–38.
  2. Владыко А.Г. Горегляд В.Д., Ковалгин Ю.А., Мышьянов С.В. Экспериментальное исследование транспортной сети доставки мультиплекса на основе вторичного использования каналов телевизионного вещания // Broadcasting. Телевидение и радиовещание, 2014, № 3.– С. 34–37.
  3. Владыко А.Г., Горегляд В.Д., Ковалгин Ю.А., Мышьянов С.В. Использование частот ТВ-вещания для организации транспортных сетей доставки ТВ-мультиплекса // Электросвязь, 2015, №9. – C. 19–23.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2014
Посещений: 11961

  Автор

 

Андрей Владыко

Начальник управления организации научной работы и подготовки научных кадров СПбГУТ

Всего статей:  2

  Автор

Виктор Горегляд

Виктор Горегляд

Заместитель руководителя Росохранкультуры

Всего статей:  7

  Автор

Юрий Ковалгин

Юрий Ковалгин

Зав. кафедрой радиоприема, вещания и электромагнитной совместимости СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Всего статей:  20

  Автор

 

Сергей Мышьянов

Главный специалист отдела организации научной работы студентов СПбГУТ

Всего статей:  8

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций