Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Выполнить недельную норму по самосовершенствованию

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Выполнить недельную норму по самосовершенствованию

Олеся Максимова
Главный редактор радиостанции “Серебряный дождь”
В сентябре радиостанция "Серебряный дождь" запустила новый формат вещания. Отныне радийный прайм-тайм заполняют лекции ведущих специалистов из самых различных областей истории, физики, географии, космонавтики, зоологии, диетологии, культуры, искусства и многих других. Эфирная концепция получила название "Месяц науки" со слоганом "Серебряный дождь – первое гуманитарное радио".
Насколько данная концепция оказалась успешной и будет ли эксперимент продолжаться, мы узнали у главного редактора радиостанции

– Что вы подразумеваете под “первым гуманитарным радио”?
– Чтобы дать расширенную формулировку нашей новой концепции, обратимся к словарям. Гуманитарные науки изучают человека в его культурной, общественной, умственной деятельности и, в противовес точным наукам, ориентированы на ясность понимания. Ровно то же самое мы стараемся делать и в эфире – просто и доступно говорить о том, что важно современному человеку. И, как нам кажется, мы действительно первые пришли к этому в таком формате, в таком объеме эфирного времени, в такой подаче.

– Как родилась идея подобного проекта? На чей опыт вы ориентировались?
– На данный момент можно сказать, что это уже больше, чем проект, – это наш новый формат. У него есть несколько корней. Несколько лет назад мы придумали небольшой эфирный проект: один раз в неделю хотели проводить лекции на разные темы. Проект был вдохновлен знаменитыми лекциями, проводимыми в Политехе (мы так и хотели его назвать – “Политех”). Реализован он не был: мода на образовательные проекты и лектории еще не пришла, и нам с нашей маленькой редакцией оказалось не по силам подготовить достаточное количество спикеров к подобному формату. Сегодня в это сложно поверить – лекции читают все, везде, о чем и как угодно. Но в тот момент в российском медиапространстве только-только появился TED (TED – всемирная некоммерческая организация, поддерживающая идеи, достойные распространения, – прим. ред.), и это было настолько в новинку, что спикеры просто не понимали, чего мы от них хотим. И мы отложили этот проект в копилку идей, хотя попытки внедрить в эфир научнопопулярные и образовательные темы не оставили.

Спустя некоторое время нам на глаза попалась одна санкт-петербургская радиостанция, где выходило десятка три небольших пятиминутных программ на самые разные околонаучные темы – от архитектуры до жизни на Марсе. И мы стали думать: как же так, вот коллеги делают такую историю, почему же у нас не получилось. И в какой-то момент, придумывая проекты к новому сезону, мы решили попробовать сделать сентябрь на “Серебряном дожде” месяцем науки. Начало учебного года, как-никак. К этому моменту уже и аудитория созрела, и абсолютно каждый, кого мы сейчас приглашаем на эфир с лекцией, понимает этот формат.

– Вы сознательно в прайм-тайм ушли от политики? Почему?
– Мы, собственно, никогда особо и не были сверхполитизированной станцией. Просто в какой-то момент (как мы все понимаем, случилось это в районе 2012 года) это стало главной темой для всех. Невозможно было оставаться актуальной радиостанцией, игнорируя эту тему. Но сейчас политики стало настолько много, что все от нее устали. Невозможно каждый день мусолить одно и то же. К тому же обсуждение политических тем на самом деле не объединяет людей – сейчас происходит столько разных конфликтов, что из-за них все бесконечно спорят, ссорятся, противостоят друг другу (вплоть до того, что семьи распадаются, а друзья детства перестают общаться). Мы стали искать новые форматы, что-то, что объединяет людей, – и поняли, что наш экспериментальный проект “Месяц науки” открыл новое измерение в этом смысле.

– Сегодня аудитория радио, да и вообще СМИ, больше ориентирована на развлекательный контент. Или на информационный. А вы во главу угла поставили науку. Не боитесь потерять слушателей?
– Удивительным образом гуманитарные науки, на которые мы делаем ставку, – это и развлечение, и информация. Наша аудитория всегда была интеллигентной – и мы, как нам кажется, именно сейчас как никогда имеем возможность дать слушателям то, чем они увлекаются, интересуются, занимаются в повседневной жизни. Литература, искусство, психология, познание себя и мира через путешествия, философию, изучение языков и культур других стран, поиск гармонии с помощью различных практик, спорта, расширение собственных границ познания благодаря физике, химии, астрономии, математике – вы легко найдете как минимум три пункта, которые близки вам лично. И это касается каждого. Мы хотели найти общий вектор, направление, интересное каждому, – и нашли его. Это то, что называют саморазвитием. Теперь можно просто включить “Серебряный дождь” утром – и к вечеру выполнить недельную норму по самосовершенствованию. Мы рассчитываем не потерять, а приобрести новых слушателей.

– После месяца лекций есть уже отклики? Какие?
– Например, такие (орфография и пунктуация авторские):

  • “Что же вы делаете! Не могу выйти из машины – слушаю лекцию такую-то, не могу оторваться.”
  • “Вот уже две недели КАЖДЫЙ ДЕНЬ слушаю Серебряный Дождь. Спасибо, это просто подарок какой-то.”
  • “Ребят, ну нельзя же так! Жизнь дома и работа стоят. Пробки в радость. А всё от того, что невозможно оторваться ни от одной “лекции”. С утра планируем день с учетом прослушивания, и вечером изо всех приёмников в доме несутся голоса лекторов. Спасибо! Это здоровско!”

Многие слушатели предлагают свои идеи, просят организовать лекции на те или иные темы – мы всегда были в диалоге с аудиторией, и сейчас это как нельзя кстати.


– Лекция больше ассоциируется с выступлением перед “живой” аудиторией. В вашем же случае выступающий находится в студии с ведущим. Не рассматриваете возможность делать лекции именно со слушателями в студии, как, например, в проекте “Академия” на телеканале “Культура”?
– До того, как появился “Фейсбук”, мы для наших слушателей были своего рода социальной сетью. Через наш эфир все общались, дружили, обменивались информацией. И сейчас наши эфирные лекции проходят будто бы в огромной аудитории с сотнями тысяч вольных слушателей. Помимо этого, мы по субботам проводим открытые лекции: наши ведущие готовят двухчасовые выступления, в студию приходят слушатели, и мы ведем прямые трансляции этих встреч.

– Как происходит подбор спикеров и тем?
– Мы стараемся следить, чтобы все сферы интересов аудитории были отражены в эфире равномерно. С идеями никогда не было проблем, а с наступлением эры Интернета появилась возможность изучить публикации, посмотреть видео с выступлением того или иного спикера, чтобы понять, насколько он хорош как лектор. Поиск спикеров и тем совершенно не вызывает проблем. Мы просто делаем то, что интересно нам самим: вся наша команда предлагает идеи, всем это очень интересно. Я имею в виду не только редакцию – но и абсолютно всех сотрудников радиостанции, ведь наш коллектив – это маленькая модель нашей аудитории.

– Можно ли назвать некоторые лекции коммерческими? Можно ли вообще монетизировать подобный контент?
– У нас нет цели рекламировать с помощью лекций бренды, проекты. Мы в принципе не стремимся на каждом упоминании какого-либо коммерческого названия заработать копеечку. К примеру, у нас есть рубрика “Стартап-внимание-марш”, куда мы приглашаем начинающих бизнесменов с интересными идеями рассказывать об их проектах – и это, конечно же, бесплатно. Мы рады помочь молодым ребятам найти тех, кому будет полезно их начинание. При этом мы ни за какие деньги не пустим в эфир шарлатанов типа организаторов финансовых пирамид и тому подобных проходимцев. Что касается монетизации подобного контента – мы получили очень хорошие отзывы от рекламодателей и надеемся, что найдем интересные формы сотрудничества с нашими постоянными партнерами и сможем заинтересовать новых.

– Если брать разброс аудитории, где больше проявляется интерес к вашему проекту – в крупных городах или регионах?
– Мы никогда не делили аудиторию по такому принципу. У нас много филиалов, и аудитория всегда была активной во всех городах. К тому же наши региональные подразделения очень стараются держать марку и на своем уровне поддерживать наш формат – и это помогает нам оставаться актуальными для всех наших слушателей.

– Будет ли продолжение у проекта?
– А он уже продолжается. Уже сейчас у нас столько идей, что даже немножко страшно, как мы сможем их все реализовать. Предлагаю продолжить беседу через полгода – уверена, нам будет что рассказать.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2015
Посещений: 7834

Статьи по теме

  Автор

Олеся Максимова

Олеся Максимова

Главный редактор радиостанции “Серебряный дождь”

Всего статей:  1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций