В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В борьбе за зрителя
Сергей Васильев
Директор департамента развития сети ДТВ
Изобилие каналов, которое существует в кабельных сетях, казалось бы, удовлетворяет любые потребности телезрителя. Создание чего-то нового не имеет смысла. Тем не менее еще не все ниши заняты. И вроде бы искушенный зритель готов "переключиться" на новую "кнопку", главное, чтобы содержание у "кнопки" было правильное
Контент
Очень часто кабельный оператор, да и эфирный вещатель, произносит непривычное еще для многих россиян слово - контент. Согласно англо-русскому словарю "content" (англ.) имеет два значения, одно из которых используется напрямую по отношению к содержанию предлагаемых каналов в сети оператора кабельного телевидения: content - содержимое; содержание; суть, основное содержание; доля, процент, содержание (чего-л. в чем-л.); объем, вместимость, емкость. Второе значение более подходит для нас: content (сущ.) - удовлетворение, удовлетворенность, довольство; голос "за". В случае многопрограммного вещания контент - это набор услуг на базе телекоммуникационных сервисов, предоставляемых оператором связи с помощью технических средств по обеспечению наиболее полного удовлетворения спроса абонентской базы.
Итак, контент - это набор услуг. Если говорить о кабельных операторах, то в жесткой конкуренции за своего потребителя победит тот, кто предложит недорогой, качественный контент, с обеспечением наиболее полного, в количественном плане, удовлетворения спроса своих абонентов. Под качеством надо понимать само качество предоставляемых услуг и полный сервис по обслуживанию клиентов, который также может быть вашим исключительным преимуществом относительно конкурентов.
Необходимо проработать четкую ценовую политику по всем направлениям, понимая, что одно может только окупать себя или даже быть убыточным, а другое направление из предоставляемых услуг может дополнять финансовые потери всего предприятия. Какие же услуги можно предложить своим абонентам? К ним относятся:
- телевизионные каналы в аналоговом
потоке (на них остановимся ниже);
- телевизионные каналы в цифровом
потоке, в которых вы увеличиваете
количество телеканалов в своей сети, даже если ее возможности до 240-300 Мбит/с, а также можете контролировать своих абонентов с помощью Set-Top-Box;
- "видео по запросу",
при этом и в дальнейшем могут использоваться возможности,
обратного канала от
абонента до оператора связи;
- доступ в сеть Интернет;
- организация в своей
локальной сети игровых порталов, внутренних обменов любой информацией
между членами своего "сообщества" абонентов, не выходя за
пределы сети, при
этом трафик Интернета не используется
- организация информационных порталов
с предоставлением своим абонентам видов с Web-камер улиц, дорог, культурно-массовых мероприятий на территории охвата оператора, а также предоставление возможностей видеоконференции по организации учебными заведениями дистанционного обучения;
- предоставление возможностей своим
абонентам по пожарно-охранной
сигнализации, а также видеонаблюдения квартир, гаражей, офисов;
- организация диспетчеризации муниципального и коммерческого жилья
(сбор информации с датчиков по газо- и водоснабжению и т.п.), проведение опросов и дистанционного голосования по различным вопросам
социальной сферы для городских
властей;
- предоставление услуги передачи голоса по сетям кабельного телевидения и гибридным сетям (телефония
на базе пакетной технологии IP).
Возможны дополнения на базе новых технологий и идей, но ясно одно,
тот оператор связи, который будет
предлагать в большом количестве и
более качественные услуги своим абонентам, и окажется лидером. Понятно, что многое зависит от территориального охвата оператором связи, т.е. от его абонентской базы. Но даже при малом количестве, при определенных финансовых вливаниях, результаты не заставят себя долго ждать!
Организация телевизионного канала в кабельных сетях
На сегодняшний день для кабельных операторов предлагается огромное количество русифицированных телевизионных каналов для абонентов сетей. Между ними идет жесткая конкуренция, существует очень много похожих телеканалов, которые не отличишь друг от друга по содержанию, наполнению, конечно, если не смотреть на их логотипы.
Интересны будут те каналы, которые занимают свою нишу и предоставляют телезрителю то, чего нет у других. Так что прежде чем организовывать новый телеканал, необходимо:
- определиться с нишевым наполнением телеканала;
- понять, кто будет вашим телезрителем и как
распределится целевая
аудитория по демографическому, программному, психографическому признаку, "нарисовать" его портрет;
- узнать, есть ли аналогичный канал в
российском или западном варианте,
и если он есть, то чем ваш телеканал
будет отличаться от конкурентов,
что вы можете предложить своему
телезрителю, чтобы он смотрел
только ваш телеканал;
- учесть решение административно-хозяйственных и организационных
вопросов по созданию и сплочению
команды для выполнения поставленных задач и т.д.;
- решить, каким образом вы будете
распространять телеканал и как
можно компенсировать свои расходы.
При определении ниши телеканала в кабельных сетях надо опять же обратиться к исследованиям. К тем, которые проводятся при помощи пиплметров, а также с помощью анкетирования. За последние несколько лет многие жанры устойчиво сохраняют высокие рейтинги: комедии, боевики, исторические, приключенческие фильмы, спортивные и детские программы, мелодрамы и т.д.
На первый взгляд, все очень просто - проанализировал данные и можно выбирать ту нишу и жанр, которые телезритель гарантированно будет смотреть. Уже сейчас потребителю представлено на выбор огромное количество каналов: игровые художественные фильмы разной направленности; документальное кино; спортивные и детские передачи; каналы о моде и стиле; музыкальные каналы всевозможных направлений и другие.
Но жанр тоже может "разбиваться" по направлению или психографическому признаку. При этом всегда надо помнить, что мужчина по своей природе завоеватель, "добытчик-охотник", а женщина - хранительница очага и по своей сути более сентиментальное создание.
Каналы "по потребностям"
Сейчас в сетке российского кабельного ТВ есть несколько направлений телевизионных каналов, которые точно будут востребованы телезрителями.
- Одна из самых главных потребностей человека - это три раза в день принимать пищу! Здесь надо учитывать, на какую аудиторию рассчитан телеканал. Но почти любому телезрителю интересно, как и из чего готовятся всевозможные блюда, сможет ли он приготовить их сам.
Если при этом в программах шеф-поварами будут раскрываться тайны приготовления блюд разных стран мира, с возможностью приготовить их у себя дома из тех ингредиентов, которые можно купить в "соседнем" магазине. Это было бы интересно. Такому каналу подошла бы реклама ресторанов, с предоставлением региональных "окон" своим партнерам - в крупных кабельных сетях.
- Серьезной потребностью человека является безопасность, как собственная, так и семьи, родных и жилища. К безопасности можно отнести многое, что происходит в жизни человека:
- страхование
жизни, машины,
жилища;
- безопасность
денежных вкладов;
- как вести себя
человеку, когда остается в темном, безлюдном переулке
или при нападении;
- перелет в самолете или дальняя
поездка на поезде;
- знание своих прав потребителя
при "некачественном" обслуживании
в магазине, на рынке и т.д.;
- безопасность малого и среднего
бизнеса;
- безопасность при гололеде и мокрой дороге для водителей;
- информирование о некачественных продуктах питания, вредных для
организма промышленных товаров и
товаров народного потребления и т.д.
- В "закрытом" вещании, т.е. в кодировке, можно допустить телеканал, который рассказывал бы о секретах интимной жизни. Самое сложное в жизни - это человеческие отношения, и для супругов очень важна гармония в интимной жизни, так как она является одной из составляющих благополучных отношений. Проблемы в сексуальных взаимоотношениях часто приводят к разводам. На этом канале можно было бы открыто говорить и показывать, что лучше для каждого возраста, о проблемах и их решении. Канал о любви - канал о грамотных взаимоотношениях!
- Очень интересен будет телеканал
по школьной программе для всех
классов, с показом как документального кино исторической тематики, так
и игровых художественных фильмов.
Можно найти достаточно много программного продукта (как российского, так и зарубежного производства),
главное, чтобы он преподносился не "занудно", а привлекал к себе целевую аудиторию. Таких каналов почти
нет на телерынке.
- Сейчас уже существует сеть с
контентом из фантастических, приключенческих, мистических фильмов
и имеет свой кусок "пирога" рекламного бюджета, но телезритель готов
и к восприятию новых жанров (таких,
как мелодрамы, комедии, исторические фильмы), которые будут востребованы не только у зрителя, но и у рекламодателя.
- Телеканал о выставках, которые
проходят не только в Москве, но и в
регионах. Можно сделать следующую
структуру вещания: сначала давать
информацию о предстоящих выставках, затем - репортаж с самой выставки, и в конце - освещение их итогов. Таким образом можно окупить затраты на создание программ и получить
доход.
- Телеканал, освещающий народные традиции, обряды, песни, обычаи, кухню народов, которые живут
в России, - и им был бы интересен
такой телеканал.
- Сейчас очень популярны программы "реалити". Большинству интересно, что происходит "за стеклом". На данный момент создано много зарубежного контента по этому жанру. Но необходимо задуматься, будет ли интересно "подглядывание" за героями из другой страны. При выборе программ надо всегда учитывать, что наш телезритель живет в России со своими обычаями, стандартами поведения и жизненными принципами.
- Востребованным и "долгоиграющим" может стать телеканал, на котором соберут интеллектуальные игры,
уже присутствующие на телеэкранах: "Своя игра", "Что, где, когда?", "Умники и умницы", "Самый умный" и
т.п. А программы: "Поле чудес",
"Угадай мелодию", "Два рояля",
"Слабое звено", "Алчность", "Сто к
одному" могли бы стать содержанием
для другого развлекательного телеканала шоу-программ. Для большего интереса к этим телеканалам их сетку вещания можно разбавить программами западного производства, которых
очень много на телерынке.
- Сегодня в кабельных сетях присутствует большое количество спортивных телеканалов, но нет "разбитых" или распределенных по видам
спорта. Поклонники отдельных видов
спорта могли бы смотреть только то,
что им интересно.
- В России на сегодняшний день
нет ни одного телеканала о погоде, который давал бы прогнозы и все изменения погоды как для жителей России, так и по всему миру для тех, кто
собирается путешествовать. Такой телеканал может "раскрутить" за короткое время свой сайт.
- Наш телезритель любит шутить
и смеяться, и в сетях уже успешно работают телеканалы, которые предлагают так называемый "юмор", но КВН
до сих пор очень популярен, из программ которого можно создать прекрасный телеканал.
- В кабельных сетях много туристических каналов, которые рассказывают о разных странах мира, скрытых
уголках нашей планеты. Прекрасные
телеканалы, но ни один из них не отвечает на все вопросы, которые возникают у зрителей: сколько стоит туда
добраться, кто организует трансфер, в
каком отеле или месте будет отдыхать, есть ли турпоходы по достопримечательностям или это придется организовывать самому, сколько взять с
собой средств, а также что и где можно купить из сувенирной продукции,
и т.д. Если телезрителю рассказать и показать на экране то, что ему предложат за его же деньги, другими словами, "провести" от начала до конца по маршруту отдыха и избавить его от
сомнении в надежности поездки, то этот телеканал будет очень популярен и интересен.
- С уверенностью можно говорить
о канале, который взял бы за основу
программу "В мире животных". Западные аналоги есть, но телезритель
хорошо помнит и любит эту программу, и если правильно преподнести телеканал, то его будут с удовольствием смотреть.
- Сейчас есть телеканалы с уклоном в ретро. Многие телезрители с
удовольствием смотрели бы фильмы с
участием своих любимых актеров XX
века, т.е. телеканалы с участием актеров советского кино.
- И по музыкальным направлениям
не до конца заполнены все ниши.
Возможны еще варианты создания телеканалов, которые будут актуальны и востребованы, но, прежде чем начинать работать над созданием любого телеканала, надо провести исследования, без которых вся последующая работа может быть бесполезной. На одной интуиции сейчас работать нельзя!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 12331
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций