В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ирина Савченко
Директор по информации и общественным связям компании "ТелеМост"
Каждый второй россиянин предпочитает просмотр телевизора другим видам досуга и развлечений, а если точнее, то считать телезрителями можно 60% населения. Именно так выглядит картина популярности телесмотрения по опросам общественного мнения.
И едва ли эти 60%, то есть каждый второй из нас, готов применить к себе известный тезис "пилп хавает"... Что мы отвечаем на вопрос о том, нравится ли нам современное российское телевидение? "В целом оно мне скорее нравится", - говорят 25% россиян. "Не очень нравится, но смотрю все, что есть", -признаются 17% телезрителей. А почти половина (46%) смотрят только отдельные передачи, потому что остальные не нравятся или не интересны. Практически не смотрят телевизор 11%, при этом только у 1% вообще нет телевизора.
Таким образом, треть населения страны неудовлетворена предложенным телевизионным продуктом, а самые активные, образованные, молодые и обеспеченные из нас (мечта любого рекламодателя!) самостоятельно ищут, находят и даже производят этот самый пресловутый контент.
Главное, что помогает в этом - технические возможности и идеология.
Безусловно, речь идет об идеологии Web 2.0.
Второй Web превратил человека потребляющего в человека создающего. Причина тому - доступность инструментов, продвигающих творчество: бесплатное и простое в использовании программное обеспечение, дешевый либо бесплатный и высокоскоростной Интернет, сервисы, позволяющие за 10 минут создать собственное СМИ, не потратив ни копейки, - все это стимулирует человека к тому, чтобы не только потреблять, но и производить смыслы и идеи, находить единомышленников, создавать собственный круг общения и влиять таким образом на традиционные медиа, в том числе и на телевидение.
Человек смотрящий, слушающий, потребляющий - это прошлый век. Сегодняшний слушатель, смотритель, потребитель желает, чтобы его мнение о том,что он посмотрел или послушал, было учтено. Более того, он готов сообщить, что именно он хотел бы посмотреть или послушать, на что у него есть запрос. Этот новый потребитель в отсутствие адекватного его запросу предложения на рынке контента готов сам создать творческое произведение и представить его миру. "Много ли таких потребителей?" - слышу "голос за кадром". Потенциально - это каждый Интернет-пользователь, которых 1,2 млрд в мире, а в России - 30,6 млн (или 27%).
Россия на 4-м месте в мире по числу пользователей и на 6-м по степени проникновения в Интернет3. Причем качество этого доступа сегодня довольно высокое. Поданным ИД "Эксперт", широкополосный доступ имеют 37% москвичей, 28% жителей Санкт-Петербурга. В крупных городах в 2007 году рынок широкополосного доступа вырос на 25-30%, в городах-полумиллионниках - в 2 раза.
Кто такие эти 30,6 млн наших сограждан? Что они делают в сети? Где подтверждение тому, что они ведут себя у компьютера иначе, чем у телевизора?
Давайте по пунктам.
Кто пользуется Интернетом?
Именно с качеством Интернет-аудитории связан безусловный и все возрастающий интерес рекламодателей к этому сегменту рекламного рынка. Как показывает статистика, рекламный рынок Рунета растет каждый год - например, на 70% в 2006 году и на 50% в 2007 году. А ведь, в самом деле, где еще можно найти собравшихся вместе молодых, образованных и обеспеченных людей?
Да, сеть здесь вне конкуренции...
Однако к вопросу о "собравшихся вместе" нужно подойти весьма внимательно. Отличие Интернета как способа коммуникации от других медиа - его сегментированность в части интересов. Действительно, только в сети вы можете обнаружить столь узкопрофильные ресурсы, как сайт коллекционеров узамбарских фиалок или портал для любителей бренчреста. Основное преимущество сети - возможность одного человека с определенными интересами обратиться к человеку с такими же интересами напрямую, целенаправленно, интерактивно, с обратной связью.
Какие виды активности демонстрирует пользователь сети? По данным ComScore, каждый третий россиянин посещает социальные сети. 23,87 млн россиян (77% пользователей Рунета) делают покупки в сети (исследования The Nielsen Company). Кстати говоря, в мире совершают покупки в Интернете 85% от числа пользователей.
Яндекс индексирует по состоянию на 5 июня 2008 года 80 русскоязычных блог-сервисов и 4,5 млн б логов, в которых ежедневно создается более 200 тыс. записей.
В мире (по данным Technorati.com) более 70 млн блогов, в день появляется около 120 000 новых блогов, то есть полтора новых блога в секунду. Популярность какой-либо темы в блогах диктует традиционным медиа необходимость также обратиться к этой теме, примеров такого воздействия общественного мнения на газеты, радио и телевидение довольно много - от истории с солдатом Сычевым, до решения проблемы чиновнического беспредела в Тарусской районной больнице.
Доступность выхода в сеть с хорошей скоростью и за разумные деньги стимулирует пользователя не только писать в своих мини-СМИ - блогах, журналах, - но и размещать там фото, аудио, видеоматериалы, то есть фактически создавать собственное он-лайн-радио или ТВ, что не требует лицензирования частоты, а контент доступен потребителю в любое удобное для него время. Пионером и безусловным лидером по популярности пользовательского видеоконтента стал американский видеохостинг YouTube, который, имея более 200 млн посетителей в месяц (из них 1,5-2 млн русскоязычных), был продан компании Google за 81,65 млрд.
Успех YouTube простимулировал ведущие Интернет- и медиакомпании США к созданию онлайн-сервиса для размещения видео в сети. Корпорации News Corporation, NBC Universal, Yahoo!, MSN, AOL и MySpace создают общий интернет-ресурс, видеоконтент, для которого предоставят 12 телесетей и 2 крупнейшие киностудии. Общая стоимость проекта оценивается в S1 млрд.
В России бум запуска видеосервисов пришелся на 3-й квартал 2007 года, когда было запущено более 10 старта-пов, стоимость каждого из которых составляла от 2 до 15 млн долларов.
Социальные сети, такие как "В контакте", уже реализовали на своих площадках возможность размещения пользовательского видео, что значительно увеличило популярность этого блогхостинга, который сейчас насчитывает более 6 млн пользователей. Таким образом, те, кто производит видео профессионально, то есть за зарплату, оказываются в ситуации, когда технологически человек более не привязан к телевизору как к единственному источнику, демонстрирующему "движущуюся картинку". Более того, конкурентами профессиональных производителей содержания для ТВ становятся простые, но креативные пользователи Интернета. Потенциально - это каждый из 30 млн человек сегодня, и кто знает, сколько их будет завтра?
Сможет ли традиционное ТВ выдержать такую конкуренцию, тем более что эти простые, но креативные пользователи - образованы, молоды и активны. А их творческий потенциал подкрепляется и продвигается бешеными темпами развития технической базы. "Продвинутые" телевизионщики, как, например, вышеозначенные американские корпорации, а также отечественная О2ТВ, уже повернулись лицом к новому потребителю и начинают не только прислушиваться к его мнению, но и предлагают совместно создавать контент.
Сегодня уже очевидно, что те традиционные медиа, которые восприняли и использовали в своей работе идеологию Web 2.O., вышли на принципиально новый уровень общения с потребителями своего продукта. Американская Assoshiated Press еще более двух лет назад приняла участие в создании так называемого "гибридного" СМИ - ресурса newsvine.com, где новости уважаемого агентства соседствуют с заметками блоггеров. Южнокорейская OhMyNews.com - одно из наиболее успешных открытых СМИ - создается блоггерами и имеет высокую популярность в стране. Ведущие медиабренды, от Gardian до New York Times, не только имеют блоги на своих Интернет-сайтах, но и активно публикуют заметки непрофессиональных корреспондентов в печатных версиях.
Профессиональные СМИ "открываются", то есть предлагают не только потреблять свой продукт, но и участвовать в его создании. И это оправдано не только идеологически, но и экономически - армия "гражданских" или непрофессиональных журналистов поставляет различным СМИ огромное количество бесплатного контента.
Но, используя этот контент, нужно иметь в виду, что в Интернете, и в блогосфере, в частности существует определенный набор правил и ценностей, неписаный этический кодекс, в котором репутация играет, пожалуй, главную роль. Но разговор о создании репутации в Интернет-сообществе - уже другая история.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2008
Посещений: 10756
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций