Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Трансмедиа: один storyworld, много историй, много форм, много каналов

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Трансмедиа: один storyworld, много историй, много форм, много каналов

Сейчас медиа развиваются так стремительно и в таких неожиданных направлениях, что, кажется, каждый зритель по всему миру в скором времени станет полноценной частью телевизионного контента. Примерно 6 лет назад мы начинали погружаться в реальность компьютерных игр, некоторые пропадали там годами. Думаю, что кто-то находится там и сейчас. Это было ново и “реально круто”, не возникало необходимости создавать оригинальную раскрутку – просто создай хорошую интересную игру, и клиент сам придет к тебе! С тех пор все кардинально поменялось, зритель стал избалован контентом и “эрудирован” в ТВ-сфере. Настал тот момент, когда нужно бороться за свою аудиторию жесткими методами, – появилась новая замена реальности, называемая в телевизионном обществе трансмедиа. Разберемся, что это такое
Катерина Дмитриева
Исполнительный директор MK Media Group

Сам термин впервые появился в начале 1990-х годов для описания идеи, что история может перекочевывать с одной медиаплатформы на другую. Используя технологию трансмедиа, нам рассказывают не только одну историю с определенным началом и продуманным концом. Это – ее продолжение, причем в разных отраслях и направлениях. Трансмедиа – это рассказ истории (“сторителлинг”), для развития и дополнения которой задействуют все виды медиа, цифровые форматы и платформы. Мир истории, ее герои параллельно живут в сериалах, фильмах, играх, книгах, комиксах, форумах, сайтах, музыкальных произведениях, да что уж там – в реальной жизни, в предметах, которые нас окружают… Я вам это обязательно продемонстрирую. Каждый из этих источников позволяет потребителю посмотреть на мир истории и ее героев в новом ракурсе.

Необходимо запомнить главную цель: погрузить зрителей в реальность сериала и постоянно держать их на крючке, ежесекундно подпитывая и подпитывая, погружая в вымышленный мир

Итак, например, мы создаем сериал и хотим, чтобы он стал мегапопулярным и принес нам прибыль. Показали его на топовых каналах страны. Как быть дальше, когда люди с нетерпением ждут очередную серию каждую пятницу, проживают маленькую жизнь в 50 минут с героями сериала? А тут вышел финал – и все закончилось. Эфир не может ждать, пока мы с вами соберем деньги на 2, 3, 4, … сезон. Поэтому выходит новый сериал. И теперь зрители каждую пятницу наблюдают за совершенно другими героями и проживают совершенно другие сюжетные линии.

Современного телезрителя уже мало чем удивишь, поэтому глобальная задача современных медиа – максимально завоевать внимание, дабы после просмотра с нетерпением ожидали продолжение именно нашего сериала – второй, третьей, четвертой, а может, и двенадцатой части.

В первую очередь, необходимо запомнить главную цель: погрузить зрителей в реальность сериала и постоянно держать их на крючке, ежесекундно подпитывая и подпитывая, погружая в вымышленный мир. Запомнили? А теперь вперед!


Сериал Сastle. Кратко расскажу основную идею: Ричард Касл, известный писатель, расследует преступления вместе с Кейт Беккет, инспектором полиции, и таким образом постоянно ищет вдохновение для написания триллеров. Канал ABS крепко зажал зрителя в тиски. Сначала создали главного героя Ричарда Касла, затем печатают и продают книги, якобы написанные персонажем сериала, создают аккаунты в Twitter и Facebook. Не обошлось и без персонального веб-сайта, как в самом сериале. Фаны могут добавить Ричарда в друзья, пообщаться с ним в реальном времени, создавая для себя параллельные истории, которые являются индивидуальным и независимыми для каждого человека. Создается иллюзия существования в одном мире под названием Сastle с ощущением того, что ты выйдешь на улицу, а в кафе напротив пьют кофе Ричард Касл и Кейт Беккет.

Но это не конец истории о сериале Castle. Канал NBC пошел дальше – пиарщики внедрили в жизнь новую идею – онлайн-веб-комиксы на 2–3 страницы. Каждый комикс выходит после трансляции каждой новой серии, но до появления следующей. Возникает вопрос – для чего? Попросту он содержит комментарии, объяснения к предыдущей серии и новые самостоятельные межистории между эпизодами. Также был создан сайт Heroes Evolutions, где по косточкам разбирался и обсуждался каждый персонаж. К сожалению, этот пакет уже недоступен, но поверьте, он существовал и был очень успешен и популярен!


Социальные сети Facebook и Twitter использовались как индивидуальный подход к пользователю. У каждого человека при общении с главным героем создавалась своя маленькая история в зависимости от собственных вопросов и фантазии. Тут уж кто во что горазд. Тем не менее, ответ давался каждому, без исключений! В свою очередь, комиксы и сайты – массовый подход, модератор только лишь задает тему, а зритель сам вовлекает каждого нового человека за счет общения, вопросов, споров, таким образом вместе создавая новую ветку storyworld.

Результат – в 2014 году завершится уже 7 сезон, и я уверена, что он не последний!

Еще один яркий пример – сериал TrueBlood. Не следует забывать, что существует огромная конкуренция, поэтому стоит подключить всю свою гениальность, чтобы телезритель “подсел” именно на твое детище. Заранее могу заверить вас, что HBO все же немного перестарались, сейчас вы поймете, почему.


Социальные сети Facebook и Twitter использовались как индивидуальный подход к пользователю. У каждого человека при общении с главным героем создавалась своя маленькая история в зависимости от собственных вопросов и фантазии

Начнем сначала. Основная суть сериала – совместная мирная жизнь вампиров и людей, ну, или же попытка такого существования. HBO поступили очень нестандартно – смиксовали реальный и придуманный мир, создав альтернативную реалити-игру, которая соединяет офлайн-действительность и онлайн-игру. Происходит это таким образом: все представлено в таком виде, будто вампиры действительно живут среди нас. Соответственно, создано 2 общины – за и против вампиров. Каждая группа имеет множество сайтов и форумов, которые через некоторое время начали медиавойну. Можете себе представить?! В общем, как вы понимаете, цель достигнута на 100% – зритель с головой увлечен в сериал. А далее люди своими же руками создали сайт знакомств lovebitten.tv – брачное агенство для вампиров и “невампиров”. Уму непостижимо! И все это для того, чтобы следовать развитию концепции TrueBlood.

Это были масштабы, развернутые в сети, а теперь расскажу, как использовался так называемый уличный маркетинг. Создатели пошли так далеко, что… городские фонтаны наполнили кровью! Да, вы действительно это читаете! Конечно, это была не кровь, а окрашенная вода. Чтобы зрители не забывали, что среди них живут вампиры. Но и на этом создатели не остановились. Далее пришло решение коммерциализировать true-blood-напиток в реальной жизни. Truebeverage – это синтетический кровавый напиток, который помогает перестать вампирам убивать людей и начать жить с ними в добре и мире. Конечно, вкус у него неважный, зато выпил – и можешь представить, что ты вампир. Интригует, правда? Я бы точно попробовала!


Результат – в 2014 году завершится 7 сезон, говорят, что это заключительная часть, но фанаты уже вовлечены в параллельную реальность True-Blood, а если есть зрители – значит, есть продолжение.

Я думаю, с помощью примеров вы убедились, что общая стратегия трансмедиа – это окунуть “потребителей” в мир истории с экрана, разрушая границы между реальностью и вымыслом. Хочешь быть успешным и на коне – погрузи зрителя в транс!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2014
Посещений: 9658

Статьи по теме

  Автор

Катерина Дмитриева

Катерина Дмитриева

Исполнительный директор MK Media Group

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций