В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Видный швейцарский психолог Клаус Шерер различал два вида эмоций, которые возникают под влиянием СМИ:
С помощью изобразительных средств, доступных журналистам и корреспондентам (образный язык, звук, изображение), СМИ могут добиться от зрителей ощущения реальности и близости демонстрируемых событий. ТВ-сюжеты вызывают эмоции, и их интенсивность зависит от того, воспринимает ли человек описываемые события как реальные. И если воспринимает, то интенсивность возникающих эмоций зависит в том числе и от остроты ситуации. Чем сильнее медиастимулы, тем меньше задействованы у человека его когнитивные способности для обработки поступившей информации и объективной ее оценки.
Говоря о процессе возникновения эмоций под влиянием телевидения, необходимо учитывать также и коммоции – чувства, вызванные наблюдением за эмоциями других людей.
Сильные эмоции также возникают и в качестве реакции на события, которые человек оценивает как реальные, хотя они могут и не происходить на самом деле. Хорошо известен случай, когда в штате Нью-Джерси в 1938 году радиоспектакль по фантастическому роману Г. Уэллса “Война миров”, выдержанный в стиле радиорепортажей, вызвал сильнейшую панику среди слушателей, заставив поверить в реальность вторжения инопланетян.
Американский медиапсихолог Дольф Цилльманн выдвинул свою теорию “управления настроением”. Основной ее тезис состоит в следующем: при восприятии ТВ-передач зритель делает вывод, сможет ли он при помощи выбранной программы хотя бы на время достичь желаемого уровня активации и специфических эмоций. Достижение желаемого уровня должно приводить к хорошему настроению. На основе этого опыта зритель в дальнейшем будет делать свой выбор, исходя из желаемого настроения, управляя тем самым своим настроением.
Исследования показали, что:
Интересно, что с выключением телевизора управление настроением не прекращается. Наступает эффект переноса активации, возбуждения, то есть последействие или накопление активации после стимуляции. Это приводит к кратковременному усилению последующих эмоций. Например, возбуждение от раздражения интенсифицирует страх, возбуждение, вызванное страхом, усиливает сексуальные переживания, а остаточное возбуждение от сексуальных чувств может усилить агрессию. Правда, тут надо учитывать эффект привыкания. Так, эффекты возбуждения при просмотре сцен насилия или порнографического характера значительно ослабевают при многократном их просмотре.
Психологам известно, что человек испытывает потребность непрерывно поддерживать определенный (индивидуально различный) уровень внутренней активации. Если активация ниже этого уровня, человек скучает и ищет новые источники возбуждения. В поиске новых ощущений, разнообразных сильных впечатлений такой человек готов даже идти на физический или социальный риск. Если активация выше определенного уровня, то человек уходит от нее, изменяя ситуацию (например, выходит из шумной комнаты).
При проведении исследований выяснилось, что при просмотре боевиков, комедий, игровых шоу уровень активации средний. А вот фильмы ужасов с большим количеством сцен насилия значительно повышают активацию человека. Еще больше стимулируют активацию и вызывают возбуждение информационные, спортивные программы и эротические фильмы. Интересно, что эти же исследования доказали, что большую роль при таком телесмотрении играет величина экрана – с его увеличением человек испытывает большее волнение и возбуждение.
Таким образом, можно сделать вывод, что для искателей острых ощущений свойственен низкий уровень активации. Поэтому их внимание привлекает и удерживает только волнующая новая сильная информация. Именно в поисках ее такие зрители часто переключают телеканалы, смотрят боевики и посещают порносайты. А в новостных программах они с наибольшим удовольствием смотрят репортажи об ужасных событиях, чрезвычайных происшествиях и катастрофах.
Почему зритель вообще смотрит то, что может вызвать чувство ужаса? Потому что у зрителя появляется мотив потребления, который формируется из страха и удовольствия переживания страха. Психоаналитик Майкл Балинт ввел понятие “сильное желание страха”. Оно возникает, когда человек осознает реальную опасность внешней среды и добровольно подвергает себя этой опасности в надежде справиться с ней или побороть чувство страха, находясь при этом в полной безопасности, сознавая, что “вернется” невредимый к своему спокойному существованию.
Результаты репрезентативного опроса 3000 зрителей в Англии показали, что у более чем четверти респондентов просмотр телепрограмм вызывает чувство страха. А в США 80% охотно смотрят передачи, вызывающие страх.
Возникает вопрос: чувствуют ли зрители что-либо по отношению к жертвам агрессии на телеэкране? Появляется ли у них эмпатия, сопереживание, то есть способность понимать чувства другого человека и проникаться ими? Исследования показали, что дети 3–5 лет в отличие от детей 9–10 лет практически не проявляют эмпатических реакций. У подростков эмпатия проявляется к “теледрузьям”, причем эта реакция усиливается, если сам герой переживал ту же ситуацию или если лицо героя показывают крупным планом.
Юмористические программы, как правило, имеют успех у зрителей. Но, естественно, у разных зрителей смех вызывают разные вещи. Дошкольникам комичными кажутся шуточные сценки, падение, бессмысленная игра слов с интересным звучанием, простые изменения звуков в словах. Дети в возрасте от 5 до 8 лет испытывают удовольствие от вербального юмора, к 12 годам это усиливается. Молодежи нравится также, когда подшучивают над авторитетным лицом.
В США было проведении исследование с 240 зрителями, из которых 52% подтвердили, что многие телеведущие стали для них своего рода друзьями, с которыми они встречаются каждый день.
Поразительная черта электронных СМИ состоит в том, что они создают иллюзию личной коммуникации с телегероем. Благодаря воображаемому зрительному контакту, разговору и близости в пространстве у зрителя создается впечатление некой продолжительной связи с человеком на экране. Медиаличность – это идеальный друг, он надежный, рассудительный и некритичный. И люди с удовольствием идут на встречу со своими вымышленными друзьями. Такие социальные отношения не заменяют реальные, а только дополняют их. При этом большое значение имеет внешняя привлекательность ведущих, их одежда, прическа и пр.
К таким героям можно отнести и персонажи мыльных опер, развлекательных передач. Вспомните колоссальный успех сериала “Санта Барбара” и анекдот тех времен: “Буду в Америке, обязательно заеду в Санта Барбару – я же там всех знаю!”
Все вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что определенное содержание, которое несут телепрограммы, может стимулировать у зрителя разную по силе активацию и специфические эмоции разной интенсивности. Именно эти различия обуславливают выбор зрителем программы, а полученное от нее удовольствие, в свою очередь, стимулирует ее повторный выбор. В свою очередь, способы эмоционального переживания и реагирования лежат в основе более высоких когнитивных процессов, и напрямую влияют на когнитивное развитие и поведение человека. В заключение хочется вспомнить высказывание известного канадского философа и исследователя воздействия электрических и электронных средств коммуникации на общество и человека Герберта Маршалла Маклюэна, который в середине прошлого века сказал, что телевидение – это самое новое и самое импозантное средство из тех, которые продолжают нашу центральную нервную систему с помощью электричества.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2011
Посещений: 12638
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций