В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
По запросам государства и общества многих стран Европы и Америки со времени возникновения электронных СМИ ученые изучали связь между возникновением агрессии у детей и просмотром сцен насилия на телеэкране. В июне 2000 года рядом известных американских институтов, среди которых American Academy of Child and Adolesent Psychiatry, American Medical Academy, American Academy of Family Psysicians, было заявлено, что результаты более чем 1000 исследований четко указывают на существование причинной связи между медианасилием и агрессивным поведением некоторых детей. Безусловно, на возникновение реальной агрессии влияют как индивидуальные черты личности, так и факторы социальной среды. Запоминая агрессивные манеры поведения героев на экране, некоторые группы аудитории при определенных обстоятельствах (злые намерения, разочарование, наличие оружия, повышенный шум, жара и т.д.) воспроизводят их в своей модели общения1. Результаты исследований говорят о том, что опасное влияние возникает при частом и продолжительном просмотре агрессивного телевидения и многие зрители переносят насилие в аудиовизуальных СМИ без последствий. Но вполне достаточно того, что существует категория зрителей, которые находятся под определенным влиянием таких провоцирующих показов.
Интересные результаты в 1990 году получил английский исследователь, культуролог и антрополог Конрад Коттак. Изучая отношение к телевидению в нескольких бразильских этнических общинах, которые были знакомы с ним на протяжении различных периодов времени, он выделил пять стадий взаимодействия социума и телевидения.
На первой стадии этот носитель информации выглядит новым, незнакомым, гипнотизирующим и притягивает взоры людей независимо от того, каково содержание передачи.
Вторая обычно занимает следующие 10-15 лет, когда люди начинают интерпретировать телевизионные сообщения и избирательно их принимать или отвергать. Благодаря высокому статусу телевидения обладание телевизором становится источником повышения социального положения, а само телевидение - источником получения престижной информации.
На третьей стадии обладание телевизором становится в общине повсеместным явлением, а время просмотра телепередач возрастает.
На четвертой - взрослые проводят всю свою жизнь в культурной среде, пронизанной телевидением, постоянное влияние которого на членов общества рассматривается как само собой разумеющееся.
Пятая стадия характеризуется широким распространением видеомагнитофонов и кабельного телевидения. Здесь возрастает фактор индивидуального контроля в отношении телевидения, связанный с большими возможностями выбора как времени просмотра, так и определенных программ. И рынок все больше ориентируется на гомогенные группы населения, а не на массовую аудиторию.
В развитых странах стадии 1-3 к настоящему моменту уже пройдены, но в отдельных изолированных регионах третьего мира стадии 2 и 3 по-прежнему присутствуют.
Таким образом, начиная с 1900 года до настоящего времени исследований, где максимально полно описаны, объяснены, проанализированы условия возникновения переживаний и поведения человека, обусловленные влиянием СМИ, современная медиа-психология накопила вполне достаточно, и в социокультурном мире вопрос о влиянии больше не стоит на повестке дня. Общество и государство там перешло к новой фазе - законодательной защите как взрослых, так и детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .
А потому и перенастроились теперь на другую волну исследования психологов: сегодня в основном цель их работ состоит в том, чтобы оказать помощь в достижении консенсуса между бурно развивающейся медиаиндустрией и обществом, потребляющим ее продукцию, при сохранении интересов обоих сторон.
Возникновение новых медиатехнологий внесло коррективы в фундаментальные структурные изменения телевидения и других СМИ. Это, в свою очередь, привело к новым медиаис-следованиям. Причем заказчиками таких работ часто становятся сами телеканалы или радиостанции: о предпочтениях зрительской аудитории, ее составе и структуре, мотивации просмотра, времени показа, цветовой гамме оформления студий, об использовании музыкального сопровождения и другие.
С распространением спутникового, кабельного, цифрового наземного телевидения и Интернета у телезрителей появились возможности принимать огромное количество телеканалов и смотреть предлагаемые ими программы, в том числе и интерактивные. Только в прошедшей в феврале 2010 года 12-й Международной выставке и конференции CSTB'2010 приняло участие более 70 телеканалов, которые уже имеют своего зрителя.
Телевидение стало теперь во многом зависеть от технологий, которые организуют кратчайший путь доставки информации до потребителей, и от того, насколько эти технологии становятся частью их жизни. А потому процесс диверсификации телевидения (diversification - многообразие, разносторонность) ведет к диверсификации зрителей. И каналы станут стараться выстраивать диалог с той аудиторией, которую выбрали для себя в качестве целевой. Таким образом, телевизионное пространство будет “прирастать” за счет интересов “меньшинств”, так как сфера интересов зрителей смещается в сторону специализированных тематических каналов. “Большие” же каналы смогут сосредоточиться на проектах, которые привлекут зрителей общественно значимыми программами, вызывающими общественный резонанс.
Во многих западных странах телепрограммирование уже ориентируется на сегменты аудитории не просто по половозрастному признаку, а в соответствии с психологическими предпочтениями групп населения, ориентируясь на их стиль жизни. Именно в зависимости от принадлежности к той или иной среде зритель выбирает для себя интересующую его телепрограмму или канал.
В связи с этим хочется упомянуть о модели, разработанной в 2002 году специалистами Гейдельбергского института SINUS, в которой как раз и выявлены большие и гомогенные группы. И хотя это исследование проведено среди немецкого населения, все же не надо применять к нему расхожую поговорку про то, что хорошо для русских и немцев. Это психологическая модель, и вспомним, что методы 3. Фрейда, который жил и работал в Австрии, используются во всем мире.
Различают следующие слои населения:
1. Ведущая социальная среда (28%). В ее состав входят (10%) люди, которых можно считать успешными, они ярко выражают свое притязание на эксклюзивность и проявление власти. К этой же среде могут быть отнесены постматериалисты (10%) -люди, стоящие на позициях либерализма и имеющие интеллектуальные интересы. Еще к этой среде (8%) относятся молодые современные деятели, отличающиеся гибкостью и стремящиеся к интенсивной личной и профессиональной жизни.
2. Традиционная среда (26%). Это ярые консерваторы (5%), для которых характерны устоявшиеся нормы морали и этики, гуманистическое понимание долга. Сюда относятся и люди (15%), защищающие старые традиции, которые родились и выросли во время Второй мировой войны, для них главное - уверенность и порядок. В эту среду входят и те, кто испытывает ностальгию по ГДР (6%), разочарованы современной ситуацией и придерживаются старых социалистических представлений о справедливости и солидарности. Они самые ярые поклонники телевидения.
3. Основная среда (27%). Это среднестатистические граждане (10%), стремящиеся к стабильному, устойчивому профессиональному и социальному положению, гармоничным отношениям. К этой среде относятся потребители-материалисты (11%), их цель -достичь стандарта потребления, который имеют широкие массы, и за счет этого компенсировать свое социально непривлекательное положение.
4. Гедонистическая среда (18%). Она представлена экспериментаторами (7%), жаждущими спонтанной жизни и считающими свой стиль авангардным. Сюда же относятся гедонисты (11%), слой населения, ориентированный на получение удовольствий, отрицающий традиции и нормы трудового населения.
Таким образом, независимо от того какие мотивы побудили зрителя включить телевизор, он выбирает (осознанно или неосознанно) программу, ожидая удовлетворить свои потребности. Но специфика телевидения заключается именно в том, что оно оказывает существенное влияние на аудиторию. А потому конструирует эмоциональную вовлеченность аудитории и ее поведение, формируя при этом вкусы, предпочтения и интересы многих слоев населения. Результаты эмпирических исследований подтверждают такое влияние.
Сегодня информационная коммуникационная сфера остается одним из наиболее динамично развивающихся секторов рынка современной России. Здесь хочется вспомнить слова А.Г. Лысенко, президента Международной академии телевидения и радио, произнесенные им на очередных слушаниях в Госдуме, о том, что главное при переходе на цифру - ответить на вопрос Марьи Ивановны: что телевидение должно предоставить обществу? Впереди должен идти “паровоз”, но "для чего?”. И расчет надо брать на главный отдел контроля - зрителя”. Вот об этом никак нельзя забывать при отборе контента для показа на всех телеканалах, как государственных, так и коммерческих.
А у государства должны быть обязательства перед населением в области развития телевидения.
И только при осознании влияния телевидения на общество произойдет успешный переход России к цифровому телерадиовещанию - этот существенный шаг по направлению к реализации коммуникационных задач, поставленных самим временем, по предоставлению населению широких культурно-просветительских, образовательных и развлекательных возможностей, к созданию своевременной и всесторонней информированности граждан.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 12362
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций