В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ирина Гоголева
ОАО "ВНИИТР"
Пришло время глобального, вселенского переосмысления мироздания. Закончилась эра шального потребления, которая привела к кризису как в сфере финансовой, экономической, так и в личностной. В топку локомотива, тянувшего экономику потребления, подбрасывалось не только энергетическое, но и во многом "интеллектуальное топливо". Результаты последних работ психологов, занимающихся исследованием проблем человеческого разума, показали, что у жителей большинства развитых стран за последние годы резко упал средний коэффициент интеллекта, а начавшийся финансовый кризис еще больше усугубил этот процесс.
Поисками путей выхода из кризиса занято все мыслящее население планеты. Лучшие умы человечества направлены на то, как выйти из кризиса на новый этап развития общества с минимальными потерями. Но все ли средства здесь хороши?
В декабре 2008 года аналитическим центром Юрия Левады был проведен социологический опрос, целью которого было измерение индекса социальных настроений жителей России в условиях кризиса. Респонденты 46 регионов страны в 128 населенных пунктах (1600 человек) дали свои оценки разных сторон общественной и личной жизни, деятельности власти, перспектив на будущее. Полученные в результате этого опроса цифры были сопоставимы с показателями, отразившими настроение россиян в сентябре 1998 года, когда уже начали ощущаться первые последствия позднее печально известного дефолта. В 2008 году больше всего у опрошенных россиян снизились ожидания лучших перспектив в будущем, так как они уже почувствовали влияние нынешнего кризиса на свою жизнь.
Цифры декабрьского опроса также показали, что по сравнению с сентябрем 2008 года лишь на 16% снизилась оценка собственной жизни и положения в России (соответственно - индексы текущих положений семьи и страны). Это означает, делают вывод социологи, что население еще не растратило запас финансовых накоплений и оптимизма, которые сумело накопить за последние годы относительного благополучия. И хорошо, что пока россияне воспринимают этот кризис спокойнее, чем в 1998 году, и уверены, что через некоторое время все наладится. Однако при оценке результатов подобных опросов нужно учитывать и то обстоятельство, что в кризисные периоды время бежит быстрее, и ситуация может кардинально поменяться.
В это сложное для всех время особо возрастает роль средств массовой коммуникации и информации, их ответственность за создание и поддержание здоровой психики всех без исключения членов общества. Это относится в первую очередь к телевидению, так как контакт подсознания человека со смысловым значением предлагаемого телеконтента происходит сразу на нескольких уровнях. Именно благодаря заложенным в телевидении способам воздействия и достигается тот колоссальный эффект влияния на массовое сознание аудитории: зритель сразу получает единые, сформированные картинки, готовые образы, которые формируют стереотип восприятия, а потому быстрее и сильнее оказывают действие на его подсознание.
На первый взгляд может показаться, что чем сильнее человек блокирует свои переживания, тем больше увеличивается его способность адаптироваться к сложившейся ситуации. Однако это не продуктивный путь, так как в этом случае человек тратит все силы не на преодоление трудностей, а на борьбу с самим собой. Зигмунд Фрейд говорил, что каждый невроз является средством отказа от реальности, означает бегство из реальной жизни. Лечение начинается с тщательной проработки самого конфликта.
Поэтому СМИ, особенно телевидение и радио, должны говорить о проблемах, которые тревожат общество, обсуждать различные пути их решения. Но при этом следует учитывать, что психика человека такова, что никогда не будет установлена одна, устраиваемая всех истина. И настолько, насколько различно внутреннее содержание каждого из индивидов, настолько же будут отличаться и предполагаемые теории, обосновывающие жизнь каждого человека. Одна и та же информация будет по-иному воспринята и распознана разными людьми. И различие будет настолько существеннее, насколько отличается их уровень образования, интеллекта, имеющихся знаний и предшествующего жизненного опыта. Вернувшись к результатам уже выше упомянутого социологического опроса, можно увидеть, что около 27% россиян считают освещение экономического кризиса в СМИ объективным, 20% респондентов полагают, что журналисты преувеличивают последствия экономического спада, а 38 % - наоборот, что экономические бедствия отражены в прессе недостаточно полно. Еще 15% респондентов вообще затруднились ответить на этот вопрос. Интересно, что чем ниже уровень образования респондентов и чем выше самооценка их материального положения, тем они более склонны заявлять о том, что информация СМИ кажется им объективной: 23% опрошенных с начальным или неполным средним образованием против 45% опрошенных с высшим или неполным высшим образованием. Любопытно, что больше всего освещение экономического кризиса в СМИ устраивает жителей Центрального федерального округа, Москвы и Санкт-Петербурга.
Так и хочется воскликнуть: продюсеры, сценаристы, редакторы, режиссеры, операторы и особенно теле- и радиоведущие будьте бдительны! Выбирайте с особой тщательностью и осторожностью предлагаемые зрителям темы, сюжеты и форму обсуждения. Даже исходя из своих лучших побуждений, помните, что способы так нужной всем сегодня информационно-психологической поддержки тоже могут быть очень разными -направленными как на восстановление и стабилизацию создавшегося положения, так и на разрушение.
Так, полным разочарованием при попытке заменить "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" на новый стал проект НТВ "Честный понедельник". Планировалось, что в дискуссионном телеклубе, где главными героями станут рядовые россияне, попавшие в сложную жизненную ситуацию, смогут поучаствовать все - и ведущие, и эксперты, и зрители. Таким образом, камерное ток-шоу превратится в интерактивный вариант уличного митинга. Анонсированная заявка на такое обсуждение, по меньшей мере, уже казалась сомнительной - нужно обладать большим уровнем профессионализма редакторов и ведущего, чтобы не опуститься до уровня создания полного бедлама в студии. Уже первые эфиры подтвердили правоту этих догадок. Кроме бестолковых криков и ора всех участников, включая Сергея Минаева в роли так называемого ведущего, попыток перекричать друг друга, перескакивания с темы на тему, в передаче нет ничего. А темы, предложенные к обсуждению, были очень актуальными -"Вы уволены", "Кого спасать?", "Чиновничий произвол". Жаль...
А вот "Вечер с Тиграном Кеосаяном" на РЕН ТВ имеет совсем обратный эффект. В студии тоже часто идет обсуждение проблем, связанных с кризисом. Но как деликатно, остроумно и тактично выступают приглашенный герой, ведущий и эксперт. Зрители же помимо приятного общения с интересными людьми получают еще и позитивную информацию профессионалов - как быть и что делать. Вот вам и большая разница!
В принципе каждый человек знает, как справиться со сложной экономической ситуацией: нужно отказаться от незапланированных покупок, оптимизировать расходы по сравнению с доходами, искать дополнительный заработок. И все же слово "кризис" звучит пугающе. Мир вокруг меняется с нарастающей быстротой, и страшно подумать, что ожидает тебя завтра. Даже у здоровых людей могут возникнуть депрессивное состояние, тревога, бессонница, хроническая усталость, чувство одиночества, утрата смысла жизни, проявление различных старых травматических воспоминаний.
Как же справиться с внезапно свалившимися, кажется, неразрешимыми проблемами? В данном случае всем полезно знать, что психологическая реакция на кризис проходит несколько стадий. Первая - шок и оцепенение. Эта стадия характеризуется спадом энергии и трудностью концентрации. Да, могут возникнуть гнев, чувство несправедливости, отчаянье. Такие переживания возникают за счет того, что роль логики в ситуации значительно ослабевает и возрастает значение эмоциональных переживаний. Однако эти переживания, с одной стороны, вызывают чувство полной потери рационального контроля над ситуацией, но с другой - за счет механизмов психики человека расширяют границы его сознания, открывая новое понимание мира. А потому обязательно наступает осознание реального положения и, как следствие, происходит реорганизация, поиск смысла и рождение нового.
Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Старые привычные способы решения проблем больше не работают. Социально-психологическая ситуация кризиса - это временное отклонение , "перелом", который очень болезненно переживается. Для того чтобы с наименьшими потерями (и финансовыми тоже) выйти из этого состояния, психологи предлагают заменить зловещий термин "кризис" на менее трагичный -"кардинальные перемены". Тогда многое становится на свои места. А откат в депрессию и разрушение личности как один из вероятных, но негативных путей заменяется другим, позитивным. Данная реальность рассматривается как испытание и возможность обретения новой силы для реализации иных жизненных замыслов, соответствующих уже другой личностной идентичности. Всегда важно учиться быть "здесь" и "сейчас", не концентрироваться на проблеме, а искать ее решение. Это снижает тревогу перед будущим и позволяет перестраиваться более эффективно.
Именно от внутренней гармонии зависит состояние психики человека. Если она достигается, то почти наверняка человек не попадет во власть того страшного и негативного, что таится в недрах нашего бессознательного. У всех людей есть богатые резервы для поддержания и развития собственного интеллекта и личности в целом. Задача разрешения основной психологической проблемы современного кризиса -необходимость утверждения в иерархии ценностей приоритета не потребительских, а новых духовных идеалов. И российские СМИ (электронные в первую очередь) могут сыграть ведущую роль в том, чтобы не растерять оставшееся интеллектуальное богатство населения нашей страны и способствовать росту личности в его собственном развитии. Вот тогда и произойдет переориентация жизненных ценностей, изменится восприятие жизни, появятся иные запросы, а значит, начнется новый виток в развитии общества - эра созидания.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2009
Посещений: 11322
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций