В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Редакция журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" во время выставки CSTB'2007, а также на сайте www.broadcasting.ru провела исследование "Российский рынок производства телевизионного контента и предоставления контент-услуг". Многие специалисты признали, что полученные результаты исследования представляют объективную картину. На базе этих результатов нашим экспертам были предложены следующие вопросы:
Выбор не ограничен
Роман Клементьев
Директор департамента развития телеканала О2ТВ
Стимулами роста компаний-поставщиков и производителей являются возрастающий спрос на новый контент, а также новые возможности его реализации. Эти возможности обеспечиваются технологическим развитием рынка телекоммуникаций на современном этапе, когда при помощи широкополосных сетей и других современных технологий существенным образом решается проблема с доставкой контента до потребителя, когда у него появляются практически ничем не ограниченные возможности выбирать, что и когда он будет смотреть. Последнее обстоятельство обостряет конкуренцию между операторами - поставщиками контента конечному потребителю. Для примера можно взять московский регион, где действует как минимум четыре крупные конкурирующие платформы, предоставляющие пакеты телевизионных каналов, а также дополнительные сервисы доступа к контенту (видео по запросу и т.п.). Количество и разнообразие телеканалов, новизна контента в таких пакетах и сервисах являются одними из определяющих признаков для потребителя при выборе платформы.
Говоря об инвестировании производства собственных телеканалов операторами, необходимо отметить, что в большинстве случаев эти телеканалы - нишевые, с узко-профилированной тематикой (музыкальные, киноканалы, о рыбалке, об автомобилях и т.п.).
Говоря о производителях российского контента, прежде всего, хочется отметить успехи нашего кинопроизводства и поблагодарить за колоссальный рост качества выпускаемых картин, которые по уровню технического исполнения уже ничем не хуже зарубежного кино, а по уровню творческого замысла и морали - зачастую на голову выше.
Та же тенденция, пусть и со своими особенностями, прослеживается в российском телевидении - крупнейшем производителе контента на рынке. Появляются новые телеканалы, телепередачи, качество программ безусловно растет. Этим процессам активно способствуют новые и восстановленные образовательные учреждения, поставляющие квалифицированные кадры в телевизионную отрасль. Между прочим это очень важное обстоятельство, поскольку именно от квалификации сотрудников кино- и телевизионного производства зависит качество конечного продукта.
Сравнивая российских и зарубежных производителей, конечно, следует учитывать их изначальные позиции, условия работы и возможности. Понятно, что уровень финансирования производства контента за рубежом (Северная Америка и Европа) значительно выше, а это позволяет привлекать к производству более совершенное оборудование и лучших специалистов, что, естественно, отражается на качестве продукта и на его окупаемости. Однако не следует забывать о культурных различиях, которые существуют, несмотря на процессы мировой глобализации. Зарубежный контент, может быть, зачастую хорош с точки зрения технического исполнения, но не всегда заложенные в его творческую составляющую принципы и моральные основы совпадают с общепринятыми в нашем обществе.
Учитывая серьезный творческий потенциал российских производителей, интерес инвесторов, а также положительные тенденции на рынке потребления контента, можно говорить о том, что отечественные производители имеют все шансы занимать лидирующие позиции на российском рынке контента.
Надо ли что-то менять?
Алла Лазовская
Директор отдела ТВ-программ
Universal Communications Corp.
Увеличение числа каналов для оператора - это способ привлечения новых абонентов и повышения лояльности существующих. Жизнь и интересы людей очень многообразны, поэтому тематических каналов может быть огромное число и все они найдут своего зрителя. Если канал успешен, это вполне доходная деятельность: доходы идут и от оплаты прав за просмотр абонентами и от рекламодателей. В России до недавнего времени был дефицит контента, что создало благоприятную почву для потенциальных производителей контента.
Потенциал производителей российского контента достаточно высокий, и, конечно, зачастую россиянам ближе материалы, снятые в России российскими производителями, но производство качественного нового контента очень дорогостоящее дело, и не все российские производители идут на большие затраты, поэтому некоторые каналы уступают тематическим зарубежным, которые создавали свои библиотеки в течение долгих лет, отшлифовывали и совершенствовали концепцию канала и которые имеют гораздо большие бюджеты на каналы.
Когда-то цену наших каналов задали пришедшие в Россию зарубежные каналы, причем эта цена была априори ниже той, которая устоялась в Западной Европе. Тот факт, что оператору приходится занижать количество абонентов и (как и многим компаниям) уклоняться от налогов, чтобы быть рентабельным, конечно, неправильно. Наверное, и правительства стран, и продавцы услуг должны менять что-то в правилах бизнеса, законах, чтобы честная работа стала выгодной.
В отношении проблем с правообладателями (см. диаграмму 9) можно сказать, что если стороны действуют в рамках договора, то проблем не существует. Если возникают какие-то трудности у сети и она выходит на открытый диалог, то мы стараемся прийти к компромиссному решению. Под юридической поддержкой я понимаю главную проблему - лицензирование; это реальная проблема для каналов, а не только операторов. Как дистрибьютор зарубежных каналов мы просто мечтаем о том дне, когда уже будут четко прописаны правила существования на рынке зарубежных каналов и наши операторы смогут спокойно работать.
Мы стараемся поддерживать операторов с маркетинговой стороны, при обращении к нам никому не отказываем. Думаю, все программодатели должны оказывать такую помощь на регулярной основе.
Платные каналы не могут быть открытыми, сами операторы заинтересованы в том, чтобы у абонентов не было открытого доступа к сигналу, на рынке есть масса оборудования разного по уровню стоимости для декодирования сигнала, поэтому остается вопрос профессионального опыта технического персонала компании, чтобы выбрать грамотное решение и произвести настройки и подключения. Если есть проблемы в качестве сигнала по вине канала, то этот канал ищет и устраняет проблемы или предлагает какое-то другое решение.
Если программодатель и операторы - заинтересованные друг в друге стороны, то и названные проблемы - это задачи, решаемые в рабочем порядке.
Налицо несбалансированность возможностей и желаний
Владимир Федючок
Генеральный директор канала ТВ-21
Расширение количества каналов связано, на наш взгляд, с растущими потребностями операторов в связи с переходом на цифру. Мы прогнозируем рост количества востребованных каналов до 200. Инвестирование операторами в производство собственного контента на политике деятельности нашей компании никак не отражается. Разве что мы предлагаем оператором вместо того, чтобы организовывать это достаточно хлопотное и тонкое хозяйство каждому на своей кухне, нанять для реализации такого индивидуального продукта профессиональную компанию, специализирующуюся на кино. Это будет дешевле для операторов, и качественный уровень продукта будет значительно выше.
Хочу отметить несбалансированность возможностей и желаний операторов. Нельзя за медный грош закупить все каналы, не получится. А если рядового абонента (зрителя) спросить, хочет ли он иметь у себя в доме круглосуточно кино без рекламы за 10 центов в месяц, в то время когда единственный поход в кино обойдется в 50-100 раз дороже, я не сомневаюсь в положительном ответе. Так что цены будут только расти, а перед оператором стоит задача выбора каналов по своим возможностям при неизбежном расширении количества каналов, при соответствующем повышении абонентной платы и повышении технического качества доставки контента до абонента (это уже целиком зависит от оператора).
Базовые абонентские тарифы, существующие на сегодняшний день, тормозят развитие и отрасли, и сотрудничество оператора и производителя контента.
Основная часть диаграмм представляет объективную картину развития отрасли.
Диаграмма 9 рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются операторы, она отчетливо отображает корпоративную солидарность операторов, но, на мой взгляд, сбиты все ориентиры. О высокой стоимости было сказано выше, а основной проблемой во взаимоотношениях, полагаю, является правовой нигилизм части операторов и, к большому сожалению, и это главное, пока еще низкий уровень жизни наших жителей, низкая покупательная способность населения. Но это, уверен, временное положение.
IPTV - это пока новая услуга на телекоммуникационном рынке
Алексей Тарасов
Руководитель отдела
реализации проектов"ВСС-Москва"
Увеличение количества производителей контента связано с ростом спроса на контент. При этом наибольший интерес к контенту проявляют вещательные, кабельные, спутниковые компании, а также компании, занимающиеся кинопрокатом. Операторы связи в меньшей степени влияют на динамику спроса и, по сути, не являются основным каналом сбыта контента.
Если говорить про инвестирование в контент со стороны оператора связи, то это утверждение спорно: производство контента является для него непрофильным направлением бизнеса. Операторы связи инвестируют в технологические платформы, на основе которых предоставляются контентные услуги, в частности IPTV, VoD, preVoD.
Что касается производства контента, то можно отметить, что российские производители контента, с одной стороны, имеют преимущество перед зарубежными за счет близости к российской аудитории и, как следствие, возможность оперативно реагировать на запросы большинства потребителей. Это проявляется в производстве сериалов, тематических программ. С другой стороны, зарубежные производители способны предложить широкий выбор фильмов с мощной рекламной и PR-поддержкой.
Очевидно, что в дальнейшем ситуация на рынке предоставления услуг будет способствовать усилению позиций российских производителей.
Выделю факторы, характеризующие нынешнюю ситуацию на рынке предоставления услуг: новизна услуг и отсутствие единого, сформированного рынка услуг IPTV; высокие ресурсные требования, в том числе к сетевой инфраструктуре оператора связи при предоставлении услуг; необходимость инвестирования оператором значительных средств для внедрения и вывода услуг на рынок; большинство новых услуг, нацеленных на массовый рынок, проходят такой путь: "элитная - распространенная -массовая".
В связи с этим предоставление услуг IPTV по высокой цене обосновано: можно предоставлять качественный сервис ограниченному круг лиц, которые готовы платить высокую цену за имиджевую услугу.
"Оптимизация цены вещания канала в сетях" операторов связи осуществляется за счет массовости услуги и частично за счет размещения рекламы операторами связи в вещательных программах.
Анализируя полученные графики, отмечу, что "высокая стоимость подписки на канал" (получения контента) и "отсутствие маркетинговой поддержки" со стороны поставщика контента обусловлены низкой степенью распространения услуг среди абонентов (IPTV - элитная услуга) и желанием поставщиков контента получать планируемый объем прибыли.
"Проблемы отношений с правообладателями" и "отсутствие юридической поддержки" связаны с отсутствием единого, работающего рынка контента, сложившихся правил и требований к его участникам.
Российский контент становится более разнообразным и профессиональным
Роман Столярский
Заместитель генерального
директора "ТПО Ред Медиа"
Платное телевидение - быстрорастущий сегмент рынка. За последнее время сюда пришли крупные частные инвестиции. На рынке появились новые российские игроки, готовые развивать услуги платного телевидения и располагающие для этого всеми необходимыми ресурсами.
При выборе канала кабельные операторы обращают внимание в первую очередь на контент. Именно от него в большой степени зависит, будет ли он выбран кабельным оператором или нет, и, следовательно, будет ли окупаемым. Некогда повышенный интерес к зарубежным программам со стороны российского зрителя сегодня заменяется интересом к программам отечественным. Однако рынок российского закупаемого контента не столь велик, поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, производители каналов все больше делают ставку на производство собственных уникальных программ.
Совершенно очевидно, что за последние годы контент становится в России все более разнообразным и профессиональным.
Разнообразие зарубежных каналов и готовность людей платить деньги за интересный контент подстегивают отечественных производителей создавать для российских каналов более качественный телевизионный продукт, который смог бы составить конкуренцию западным каналам. О поступательном развитии отечественного телевизионного рынка свидетельствует и тот факт, что западные компании начали покупать "формат" некоторых наших передач, притом что раньше покупали только контент.
Ценообразование зависит от рынка. По большому счету покупатели сами определяют стоимость канала: нельзя продать дороже, чем купят. Как уже отмечалось, в данный момент происходит бурный рост числа нишевых каналов, но это не влечет за собой снижение стоимости подписки на каналы, чего, возможно, ожидают операторы. К тому же трудно предположить ситуацию, в которой все будут довольны ценой: какая бы она ни была, всегда будут говорить, что дорого.
Высокая стоимость подключения - это понятие относительное, сами кабельные операторы очень неоднородны. Среди них есть те, которые представляют собой серьезные крупные структуры, обслуживающие города-ми л лионники, и те, которые охватывают небольшой район.
Что касается оптимизации цены вещания канала в сетях, то среди прочих факторов, влияющих на это, можно выделить насыщение рынка контента отечественными программами и внедрение новых технологий доставки сигнала конечному потребителю.
Все перечисленные в диаграмме 9 проблемы в той или иной степени актуальны для любого кабельного оператора. Как было сказано выше, вопрос высокой стоимости подключения всегда стоит остро, особенно для небольших компаний, которые стараются получить прибыль со своего небольшого участка. Безусловно, рост количества мелких операторов - положительная тенденция, но на сегодняшний день в таких компаниях ввиду их небольшого бюджета часто не хватает юристов и других специалистов разных областей (маркетинг, технические службы), что находит отражение в распределении ответов операторов. Отсюда и проблемы отношений с правообладателями, и отсутствие маркетинговой поддержки, и технические сложности.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 20057
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций