В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Илья Абель
Журналист
Интерес к историям из жизни известных людей как жанр традиционен для телевещания. В его рамках используются разные приемы рассказа о достойном внимания зрителей человеке. Если говорить о высочайшем профессионализме создания телепортретов, то прежде всего надо отметить передачи, которые в таком роде выходят на канале "Культура" . Но все же это штучная во всех смыслах продукция, не рассчитанная по интонации своей на массового зрителя, которого интересуют подробности из жизни популярных персон кино, театра и эстрады.
В этой связи стоит обратить внимание, что наряду с обычными для этого жанра фильмами-портретами, которые всегда были и будут востребованы, появляются на разных каналах передачи в специфике ток-шоу. Это "Браво, артист" на канале ТВЦ и "Фамилия" на Первом канале. Но прежде чем говорить о названных передачах, следует сказать о цикле "Юбилей", который шел на канале НТВ. Как представляется, именно он стал в чем-то прообразом теперешних программ мемориально-воспоминательного содержания. Передачу "Юбилей" блистательно вела Фекла Толстая, и, собственно говоря, именно благодаря ее присутствию в студии - наряду с четкой композицией программы и в чем-то импровизированным сценарием - создавалась перед телекамерой доброжелательная и по-хорошему интимная атмосфера зрелища. Фекла Толстая выступала не просто в роли ведущей, а хозяйки, которая знает о своих гостях очень многое, относится к ним с нескрываемым пиететом и искренне рада тому, что они пришли "в гости". Она на протяжении каждого выпуска умела сохранить необходимую дистанцию между собой и, к примеру, Алисой Фрейндлих, Сергеем Юрским. Столь же корректна и по-интеллигентному уважительна она была и в том случае, когда речь шла об ушедшем из жизни Микаэле Таривердиеве. (Заметим, что "Юбилей" обозначил две главные темы передач такого рода - герои сегодняшних дней, заслужившие свою популярность, и те, о ком приходится говорить в прошедшем времени, памятуя о том, какое значение они имели для своего поколения.).
Программа "Юбилей", естественно, строилась в биографическом ключе, когда и сами приглашенные в студию юбиляры, и корреспонденты, снимавшие сюжеты об эпизодах в их жизни, и ведущая передачи рассказывали о человеке так просто и увлекательно, что весь пафос и риторика круглой даты уходили на второй план. По сути, это было театрализованное, по-телевизионному выстроенное интервью, которое можно было смотреть и как встречу по заявкам, поскольку здесь были и чисто концертные номера. Например, дочь Алисы Фрейндлих вышла на сцену в костюме из спектакля, где эту роль играла великая актриса. Светлана Крючкова прочитала стихотворение-импровизацию, которое чуть ли не на салфетке написал Сергей Юрский перед вынужденным отъездом из Ленинграда в Москву. Жена Михаэла Таривердиева подтвердила историю с чемоданом и деньгами, которые, как волшебник, отдал прохожий студенту консерватории. А чего стоит сценка из собственной жизни, которую сымпровизировали, пусть и по домашней заготовке, Сергей Юрский, Наталья Тенякова и Дарья Юрская, показав в виде маленькой пьесы фрагмент из обычной жизни. У передачи "Юбилей" была какая-то удивительная аура симпатии и доброжелательности, которая помогала самые простые подробности из жизни приглашенных героев сделать общеинтересными. И здесь радовала не новизна того, что говорилось о гостах, а именно возможность с помощью телеэкрана стать их импровизированными собеседниками. То есть телевидение в данном случае давало довольно редкий и всегда востребованный случай общения с теми, чьи имена на слуху у многих. Таким образом, "Юбилей" соединил в себе интервью, репортажи, специально подготовленные для передачи номера и элементы театрализации действия. Это касалось не только самих юбиляров, но и их друзей, пришедших поздравить их с личным праздником. Те передачи, которые появились на других каналах как парафраз "Юбилея", используют творчески то, что в нем наработано, правда в рамках своего понимания творческого портрета. Конечно, ближе всего к стилю "Юбилея" появившаяся недавно на Первом канале цикловая передача "Фамилия", где название обыгрывает-ся по ходу программы в обоих смыслах данного слова. Надо сказать, что и сам цикл "Юбилей" появился не на пустом месте. На давнем ТВ-6 с успехом шла передача, где популярные в обществе персоны встречались со своими одноклассниками. Конечно, в содержании тех передач имелся как некоторый пафос, так и заведомая прямолинейность. Но все же была заявлена и серьезная идея о том, что встречаться с одноклассниками хорошо и полезно.
В качестве аналога "Юбилея" можно назвать передачу, которая когда-то шла, кажется, на канале "Домашний". В ней артисты, например Олег Басилашвили, Тамара Гвердцители или Ефим Шифрин, ездили с тележурналистами в города, откуда были родом, и встречались со своими друзьями, учителями, знакомыми. И это было мило и вполне профессионально сделано. Вспоминаются передачи, где Роман Карцев гулял по Одессе, а Эдита Пьеха - по польскому городу, в котором она родилась. И это убеждает в том, что не исчезнет интерес к историям о жизни известных людей. Однако все зависит от того, как подать известные и не очень факты и что сделать, чтобы показать героя передачи небуднично и выразительно.
Очевидно, что несколько дальше от того, что задано было в свое время "Юбилеем", находится цикловая передача "Браво, артист", которая появилась на ТВЦ после перемен, произошедших в форматной политике канала. Ведущими и авторами сценария передачи являются Александр и Михаил Ширвиндты. Естественно, что о кино и о театре они знают более чем достаточно. И поэтому выстраивают свою авторскую передачу как воспоминания об актере в лицах: об Андрее Миронове, Владимире Высоцком, Леониде Гайдае говорили те, кто был знаком с героем очередной передачи. Когда речь шла об Андрее Миронове, то круг гостей был обширным, и поэтому разговор об артисте получился поучительным и трогательным. Оказалось, имеются факты из его жизни, которые до этого времени не были известны. Так, его дочь вспомнила, что отец был страстным меломаном и она с детства слушала аккорды рок-музыки. Певец и композитор Сергей Минаев представил Миронова как оригинального исполнителя и спел песню из его репертуара. Чувствовалась в этой передаче какая-то очень теплая атмосфера. И, наверное, в рамках проекта "Браво, артист" это была одна из лучших, если не самая лучшая, передача. А вот разговор о Владимире Высоцком получился каким-то тягостным, хотя и режиссер Юнгвальд-Хилькевич, и сын певца Никита, директор Музея В. Высоцкого, и вдова героя Людмила, и Вениамин Смехов, коллега по театру и друг по жизни, говорили об ушедшем из жизни человеке правильные и нужные слова, но не было раскованности, достоверности происходящего. Певец Александр Ф. Скляр, как и многие другие в передачах о Высоцком, рассказал о его влиянии на собственное творчество и спел по-своему один из его шедевров. Это было любопытно, но не более того. (Во время "Юбилея" Алисы Фрейндих Михаил Боярский тоже пел, но это было специально для юбиляра, а потом уже для зрителей. Кстати, тот же Александр Ф. Скляр участвовал в передаче "Фамилия" об Александре Ширвиндте, и его присутствие перед телекамерой было более органичным, так как тому способствовала сама аура передачи.) Режиссерское начало Александра Ширвиндта и в этом выпуске и во всем цикле дает о себе знать, поскольку каждая передача строится как спектакль, где есть место импровизации при более чем четкой композиции.
Если говорить о цикле "Браво, артист" именно как о серии передач, то ему не хватает свободы и непосредственности. Вероятно, связано это с тем, что для авторов цикла важно знаменитых в недавнее прошлое людей сделать ближе нашим дням, внести информацию о них в наши представления о прошлом и настоящем. В уже упоминавшемся "Юбилее" с Феклой Толстой, посвященном композитору Тари-вердиеву, было показано, как об ушедшем из жизни человеке можно говорить так, словно жизнь его продолжается. Пока "Браво, артист" мало чем по сути отличается от того, что при жизни делал Леонид Филатов в цикле передач "Чтобы помнили", где без желтизны и копания в неприятных моментах бытия речь шла о полузабытых людях искусства, а также от передачи "Приют комедиантов". Именно у "Приюта комедиантов" (прежнее название цикла "Театр + ТВ") с циклом "Браво, артист" на самом деле много общего: некоторые выпуски посвящаются юбилярам, и тут тоже артисты сидят за столом как бы в непосредственной атмосфере "междусобойчика" - едят, пьют, что-то рассказывают, поют и читают стихи. Но выглядит это более профессионально, и, самое главное, в "Приюте комедиантов" чувствуется сквозной сюжет и его нюансы, а в передачах цикла "Браво, артист" есть некая заданность, издержки так называемого большого стиля, хотя и здесь такие же столики, уставленные едой и напитками, и здесь же говорят, поют, шутят и вспоминают серьезные, печальные и счастливые моменты из жизни героя передачи. Пока это выглядит скучно и вторично, слишком монотонно и предсказуемо: по поводу артиста, любимого зрителями и друзьями, говорится то, что и должно быть сказано, но нет в этом особости, изюминки, чего-то сугубо своего и оригинального, чего нельзя встретить на других каналах. И в этом смысле цикл "Фамилия", премьера которого прошла в общем-то не так давно, представляется пока наиболее удачным опытом в жанре персональных портретов на телевидении. Здесь есть и включение ре-портажных зарисовок, таких как школьный музей в городе, где жил Александр Ширвиндт, и элементы шоу с естественными концертными номерами. Так, в финале передачи об Эдите Пьехе и ее семье буквально все родственники певицы поют песню из ее репертуара прошлых лет. Есть в "Фамилии" и доброжелательность, и элементы театрализации, когда рассказ о какой-либо вещи или событии становится поводом для воспоминаний. Например, во время выпуска "Фамилии" об Александре Ширвиндте вкатили в зал, где собрались участники передачи, аналог того велосипеда, который у юбиляра был в детстве. И в связи с этим были смешные воспоминания о его годах учебы, рассказанные им самим и Михаилом Державиным.
Конечно, успех этой передачи связан не только с хорошим сценарием, оставляющим, в принципе, место для импровизации, но и с тем, как легко подают каждый из выпусков цикла его ведущие - Андрей Максимков и Алексей Колган. Будучи профессиональными артистами и подлинными шоуменами, они становятся ведущими в прямом смысле слова, зная наперед о будущих сюрпризах и подготавливая к ним участников и гостей передачи. А еще они удачно комментируют происходящее в студии, предпосылая корреспондентским сюжетам короткие и емкие подводки. С помощью редакторов и друзей юбиляра Андрей Максимков и Алексей Колган узнают о своем госте много интересных подробностей и выступают не только в жанре парного или сольного конферанса, как это бывает в таких случаях, но напоминают в какой-то мере и добрых телеволшебников, которые подобны фокусникам, показывающим подготовленные заранее чудеса. Во всяком случае, в этой передаче есть элемент сказочности - в хорошем смысле этого слова. Стоит о чем-то гостям заговорить, назвать чье-то имя - и вот вещь или человек, о которых только что шла речь, оказывается в студии. Есть во всем этом элегантность, уважительность и искреннее почитание юбиляра, тем более что заметна в передаче и юмористическая интонация (в том, как ее ведут артисты и как обыгрыва-ются те или иные подробности из биографии тостуемого).
Несомненно, что на сегодняшний день "Фамилия" есть наиболее удачный проект в жанре портрета знаменитого человека. В том числе это примечательно и потому, что здесь в широком контексте затронута тема семьи, родства людей разных поколений. Действительно, о близких людях юбиляра говорилось и в других передачах - в "Юбилее", в "Браво, артист", но, пожалуй, именно в "Фамилии" создателям программы удалось соединить ретро и сегодняшний день, то значительное, что подразумевает семья и что порой утрачивается в наше время. Когда в рамках отдельной передачи удается показать людей, которые уважают друг друга, даже если между ними могут быть разногласия, - это оказывается очень важным и поучительным. И тогда юбилей отдельного человека, как частное событие, вписанное в контекст семейного отношения к человеку и к его юбилею, становится еще и поучительным уроком, пропагандой настоящего и должного, что является явным достоинством цикла "Фамилия", который сделан доверительно и общеинте-ресно.
Несомненно, жанр персонального портрета типичен для телевидения, какие бы информационные поводы ни служили первопричиной появления в эфире той или иной передачи. Разные каналы телевидения раскрывают судьбы известных людей в контексте своих профессиональных установок и своего формата. Присутствие таких передач в программе вещания - необходимость и закономерность. Тем более важно продолжать начатое в данном направлении, развивая лучшее и преодолевая штампы и вторичность, чтобы не отставать и в этом от потребностей времени и зрительских запросов.
Оставить мнение и задать вопросы по статье можно здесь
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2009
Посещений: 12402
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций