Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О контроле качества и качестве контроля

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О контроле качества и качестве контроля


Ирина Гоголева

ВНИИТР

Сегодня в обществе уже нет сомнения, что именно среда, в том числе информационная, формирует то культурное поле, в котором мы живем. Отражая конкретные жизненные ситуации, "голубой экран" напрямую воздействует на сознание граждан. Телевидение создает настроение, формирует мировоззрение, во многом организует саму жизнь человека и тем самым задает нормы его поведения в социуме. И если общество уже пришло к пониманию того, что телевидение создает для зрителя новую телевизионную реальность, которая становится фактом субъективной реальности человека, то бизнес до сих пор не принимает этого в расчет. И разговоры о том, "как нам обустроить телевидение", обсуждение регулирования соблюдения норм общественной жизни на телевидении ведутся уже не первый год. Между тем медиаинду-стрия набирает обороты, предлагая все новые и новые продукты для телесмотрения. Так не пора ли переходить от слов к делу, от бесконечных обсуждений к конструктивному решению этих проблем?

Цифровое телевидение уже на подходе, и совсем скоро в связи с ростом числа телеканалов, которые будут предложены зрителю в свободном доступе, вырастет и количество контента, в том числе и весьма сомнительного качества. Поэтому сегодня, как никогда остро, на повестку дня встает проблема контроля качества всей производимой телепродукции. И не стоит уповать на так часто тиражируемую теленачальниками формулу - "не нравится - не смотри". Она на телевидении не работает. Да, казалось бы, передачу смотрят взрослые люди, и нет ничего проще, чем взять и нажать на выключатель. Но что-то мешает им сделать это. Это "что-то" обусловлено, прежде всего, особенностью самого телевидения, гипнотическим или трансовым воздействием "голубого экрана" (часто даже на сеансах гипноза специалисты используют именно голубой светящийся шар).

От "культурного" насилия до "прямого" - один шаг

Последние исследования ВЦИОМ показали, что 81% россиян доверяют отечественному ТВ. Однако 58% респондентов высказались за поддержку введения цензуры на телевидении,так как обществу изрядно надоел разгул насилия и пошлости на большинстве российских телеканалов. Но речь идет не о политической цензуре, а о том, чтобы наши экраны были "зачищены" от дурновкусия и безнравственности, невежества, грубости и жестокости.

За регулирование информации в Интернете высказались 49% россиян, опрошенных ВЦИОМ. За запрет сайтов с порнографией и эротикой высказались 89% опрошенных, а 83% предлагают запретить террористические и экстремистские сайты.

Исследователи, занимающиеся проблемой агрессии и насилия, отмечают важную роль, в первую очередь телевидения, в распространении этих форм поведения в обществе. Связано это прежде всего с двумя аспектами: легитимизацией насилия и влиянием демонстрируемого СМИ насилия на изменение уровня агрессивности, в первую очередь, у детей и молодежи. "Телевизионное" (культурное) насилие ведет к тому, что все другие проявления насилия начинают восприниматься в качестве нормальных и естественных проявлений или не замечаются вовсе. Психологи давно установили причинно-следственную связь от "культурного" насилия через "структурное" к "прямому". Влияние просмотра теленасилия на агрессивность детей уже считается доказанным, и оно осуществляется, по крайней мере, пятью способами:

— с помощью имитирующего научения (при наблюдении);

—  медианасилие воздействует на детей, делая их нечувствительными к насилию;

— оправдание насилия является еще одним из факторов, стимулирующих агрессивное поведение;

—  медианасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия;

— дети, увлеченные медианасилием, обнаруживали более низкий уровень физиологического возбуждения в ответ на показ сцен насилия.

Советы по нравственности - не панацея

В начале декабря 2008 года в комиссии Общественной палаты по культуре прошли слушания на тему "Культура информационного пространства и психическое здоровье граждан". Большинство участников считают, что проблема контроля качества телепродукции должна быть решена в самое ближайшее время. Но члены комиссии довольно скептически отнеслись к проявленной около года назад инициативе Клуба православных журналистов, поддержанной Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, о создании общественных советов по нравственности на ТВ. В Совете Федерации Федерального Собрания РФ был подготовлен соответствующий законопроект, который обсуждается в правительстве, а затем должен быть передан на рассмотрение в Госдуму РФ. "Такие советы уже через две недели будут солидарны с руководством телеканалов, но не потому, что в них будут безвольные люди, а потому что жизнь так устроена , - отметил известный режиссер Карен Шахназаров. А член палаты Максим Викторов предложил разработать такой механизм, при котором дважды проигнорированное решение общественного совета (возможно, созданного самим телеканалом) будет служить причиной отказа ему в продлении лицензии. Причем эту норму следует закрепить законодательно.

Во многих цивилизованных странах регулируется деятельность телевизионных каналов, и это не считается проявлением цензуры или ущемлением демократии. Любая продукция должна проходить контроль качества, иметь степень экологичности, надежности, защиты от побочных эффектов. Весь вопрос в том, чтобы найти наиболее приемлемые и для телеиндустрии и для общества механизмы решения этой проблемы.

В единстве наша сила

В то время, когда в различных правительственных и общественных структурах разворачивается широкая дискуссия о том, что делать для защиты зрителей от деструктивного влияния некоторых телевизионных программ, руководством Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати) было принято решение об активном изучении разнообразного опыта других стран для решения этой задачи - то есть показать конкретные примеры, как делать это.

Следуя этой инициативе, 10 декабря 2008 года некоммерческое партнерство "Медиа Комитет" при финансовой поддержке Роспечати провело круглый стол "Зарубежный опыт регулирования соблюдения норм общественной жизни на телевидении". Представители российского телесообщества смогли оценить конкретную совместную работу правительства Нидерландов и индустрии телевидения, кино, DVD и видеоигр, в результате которой был найден конструктивный подход к решению проблемы защиты детей разного возраста от просмотра телепрограмм, не предназначенных для их показа.

Универсальную классификацию СМИ в Нидерландах - систему NICAM на круглом столе представил Вим Бек-керс (Wim Bekkers), директор Нидерландского института классификации в аудиовизуальной сфере (Netherlands Institute for the Classification of Audio-visual Media-NICAM). Юридической основой системы, сформировавшей принципы саморегуляции деятельности медиаиндустрии в стране, стали Закон о СМИ и Европейская конвенция о трансграничном телевидении. В ней декларируются обязанности телевещателя, который должен формировать сетку вещания таким образом, чтобы все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не транслировались бы в тот период времени, когда они могут их смотреть (гл. 2 ст. 7 п. 2). Поэтому, для того чтобы внести свой вклад в улучшение образа телевидения и в дело по защите юных нидерландских телезрителей от его деструктивного влияния, представители аудиовизуальной сферы, Министерство образования, культуры и науки, Министерство здравоохранения и спорта, а также Министерство юстиции создали Институт классификации. К участию в деятельности института были привлечены такие организации, как Ассоциация вещателей (The Netherlands Broadcasting Foundation), Ассоциация спутникового телевидения и поставщиков радиопрограмм (Association for Satellite Television and Radio Programme Suppliers), Ассоциация грамзаписи (The Netherlands Association of Gramophone Record Retailers), Федерация кинематографа (The Netherlands Federation for Cinematography) и др. Вим Беккерс руководит Нидерландским институтом классификации в аудиовизуальной сфере с самого его основания, то есть с 2000 года. До этого он занимал ряд руководящих должностей в Общественной телевещательной компании Нидерландов (Netherlands Public Service Broadcasting Organisation - NOS), был председателем группы европейских исследователей аудитории (GEAR) при Европейском вещательном союзе, а также преподавал в Неймегенском университете.

Директор NICAM сообщил участникам круглого стола, что сегодня годовой бюджет института составляет €750 тыс. С 2000 года деятельность института на 75% финансировалась правительством страны и на 25% - медиаиндустрией. С 2009 по 2011 гг. это соотношение изменится в пропорции 50/50, но часть расходов обязательно должно нести государство, чтобы избежать коммерциализации системы. Однако для того, чтобы прийти к подобному соглашению между правительством и медиасообществом, потребовалось почти два года. В результате в 2001 году в стране была создана и внедрена на принципах сорегу-лирования и условного саморегулирования единая универсальная система классификации и информации по медиа-контенту. Она получила название "Кейквейзер" (Kijkwijzer), что означает - смотри с умом.

Смотри с умом

В результате большой работы, проделанной специалистами института в тесном контакте и с производителями, и с потребителями медиапродукции, была создана универсальная система классификации продукции телевидения, кино, DVD и видеоигр с учетом возрастных категорий потребителя. Сегодня в Нидерландах 90% родителей при покупке (просмотре) медиаконтента обращают внимание на пиктограммы системы NICAM, которыми маркируется вся аудиовизуальная продукция (в том числе телепрограммы и видеоигры). Классификация "Кейквейзер" предупреждает родителей и педагогов о том, до какого возраста телевизионная программа или фильм могут быть вредными для детей. Таким образом, они получают полную информацию о том, что их дети будут смотреть и во что играть, и далее сами принимают решение о просмотре того или иного контента.

Сегодня система классифицирует продукцию аудиовизуальной сферы по четырем возрастным категориям (6, 12, 16 лет и "для всех возрастов"). С 2009 года вводится индикатор для 9-летнего возраста. Это сделано для того, чтобы заполнить возрастной пробел между 6 и 12 годами, когда ребенок еще не в состоянии отличить вымысел от действительности. Например, под эту категорию попадает фильм "Гарри Поттер и узник Азкабана" (6 лет - мало, 12 - много). Специальные пиктограммы используются для кодировки контента, где присутствуют страх, секс, дискриминация, сцены насилия, злоупотребление алкогольными напитками, ненормативная лексика или грубые выражения.

Интересно, что кодировку продукции проводят на самих компаниях-производителях в соответствии с единым набором критериев, разработанным независимыми экспертами. Для этого кодировщики проходят курс обучения в институте NICAM, после чего приступают к работе. Они оценивают медиапродукцию и затем заполняют подробную анкету, состоящую из 60 вопросов, где предусмотрено только два ответа - "да" или "нет". Затем анкета автоматически обрабатывается и продукции (также автоматически) присваивается тот или иной индикатор-пиктограмма, под которым контент выходит на рынок. Конечно, сотрудники института выборочно следят за работой кодировщиков и отвечают за координацию системы в целом.

Пиктограммы в обязательном порядке наносятся на упаковки медиаконтента, ими сопровождается реклама, они обязательно присутствуют во всех телегидах. Применение этой кодировки носит добровольный характер, но закон о СМИ не разрешает ставить в эфир продукцию, не прошедшую данную классификацию. А компании, которые ее не используют, "берутся на карандаш" соответствующими контролирующими организациями.

Система совершенно прозрачна, все сведения о продукции можно найти на соответствующем сайте. И, кроме того, любой потребитель там же может оставить жалобу на тот или иной продукт аудиовизуальной сферы. Такие жалобы рассматривает специальный совет, который в случае грубого нарушения присуждает штраф(до €135 тыс.).

Классификация NICAM одобрена Европейским союзом и рекомендована к использованию в странах-членах ЕС. В настоящее время эта универсальная классификация проходит адаптацию для использования в Исландии, Чехии, Бельгии и Турции.

Наверное, предложенная модель не идеальна. И были такие участники круглого стола, которые это отмечали. Некоторые выражали сомнение в правильности оценки кодировщиками медиапродукта, другие - в том, что при просмотре не берется в расчет контекст программы, а потому нет стопроцентных гарантий уверенности в точности результата. Но в целом всеми был признан тот факт, что работа была сделана на высоком профессиональном уровне. Принципы, которые заложены в систему, заслуживают особого внимания, так как они не предусматривают введения карательных мер, а система классификация информации построена таким образом, чтобы она была прозрачной для потребителя. Система уже работает сегодня и будет работать завтра. В этом можно быть уверенным, так как само государство заинтересовано в защите детей от деструктивного влияния телевидения, а поставленная задача решена с учетом интересов всех участников процесса. И не будет больше повода воскликнуть подобно Цицерону: "О времена! О нравы!".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2008
Посещений: 12191

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций