Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не нравится? Не смотри!

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

He нравится? Не смотрите!

Кирилл Буканов, звукорежиссер

Недостатки демократического периода в неокрепшем обществе зачастую проявляются в отсутствии ответственности СМИ за силу, чистоту и значение исходящего от них слова. Плоды этого попустительства мы начинаем пожинать уже сегодня

Неуважение к зрителю

Безвозвратно ушедшее время дикторов на телевидении и радио унесло за собой и культуру эфирной речи. Слепая экономия на всем, кроме показного имиджа, отстранила такое понятие, как редактура. Грамотность в эфире стала не практична. Зачем нужны лишние затраты, когда в недостатке образованности смогут упрекнуть лишь единицы, а из-за недостатка гламура можно лишиться рейтинга. А рейтинг? Это не тот ли самый злодей, который согнал с экранов все лучшие детские и образовательные программы? Это не он ли решил, что философские, духовные и прочие культурные передачи никак не могут идти в прайм-тайм, будучи стесненными "попкорном" российского шоу-бизнеса. По-видимому, образованная нация нам не нужна, и возрождение телеканала с названием "Российские университеты" в ближайшее время нам не грозит. А несколько сухая академичность телеканала "Культура", с его багажом интереснейших программ, не способна увлечь и заинтересовать неподготовленного зрителя, так как не производится адаптация телепередач для широких масс. На современном телевидении фактически отсутствует обратная связь с телезрителем, то живое общение, которое призвано поддерживать психологическое и эмоциональное состояние человека, включившего телевизор. Информация, которую мы получаем с экранов, является неотъемлемой частью нашего воспитания. А от того, насколько хорошо мы умеем ее фильтровать, зависит наше духовное, а следовательно, и физическое здоровье. Свыше 30% ежедневной информации мы либо напрямую, либо через посредников получаем из средств масс-медиа. Хотим мы того или нет, систематическое воздействие этого потока оказывает на нас неминуемое влияние. Рано или поздно наступает адаптация или привыкание, постепенно разрушающее годами сложившиеся устои и идеалы. У детей с неокрепшей психикой и у людей с неустойчивыми взглядами закладывается неправильное восприятие действительности, так как опубликованное слово имеет весьма большую силу и влияние. Недостаток общения с экрана, отсутствие связующей нити в интервалах между программами подсознательно вводит незащищенного зрителя в стресс, который находит выход в дешевых телесериалах, "мыльных операх", в которых он - зритель видит понятную ему модель поведения, сконструированную из незатейливых жизненных понятий. К сожалению, эта система становится сегодня нормой, так как не перечит законам современной динамики восприятия. Вот почему программы о психологии, сделанные даже на невысоком профессиональном уровне, становятся такими популярными.

Некоторые телеканалы взяли за правило производить врезку рекламного блока без предупредительного транзишна (перебивки между программами), нарушая тем самым восприятие сцены кинофильма и вторгаясь в сокровенное право каждого человека смотреть то, что он хочет. Все это показывает непрофессионализм сегодняшнего телевидения и недостаточное уважение к зрителю.

А что говорить уж о вопиющих нарушениях: внесении изменений в программу передач в режиме эфира, без извинений (хотя бы в форме бегущей строки) перед зрителем. Очень часто сокращаются титры художественных фильмов: считается, что их никто не смотрит, а ведь это - нарушение авторских прав.

А что реклама?..

Отдельного внимания заслуживает реклама, которая рассчитана, по-моему, на умственно отсталых людей. Как известно, хорошая реклама должна содержать иронию, вызывать у зрителя такие чувства, как гордость, уважение, а иногда и сопереживание, удивление, оставаясь при этом адекватной и понятной той аудитории, на которую нацелена. Все эти качества способствуют запоминанию сюжета рекламного ролика и соответствующему отношению к рекламируемому продукту, на что она и рассчитана. Почему-то современные производители рекламы используют вышеперечисленные качества с отрицательным значением. Используемая ими навязчивость (типа "ну возьмите меня"), как правило, отталкивает потребителя. Язык рекламы изобилует пошлостью и банальностью. Зачастую отсутствуют любые нормы приличия и нравственности: дескать, благодарите, что не приходится "запикивать". Цензура - враг непредвзятости, но как тут без нее?

Помнится, самые яркие впечатления в моей памяти оставил рекламный ролик, показанный по российскому телевидению очень давно. Это была реклама одного из известнейших немецких производителей пива: гигантская фура мчится по зеленым лугам Германии, чтобы в очередной раз порадовать преданного потребителя качеством своей продукции. Вдруг водитель со всей силы давит на тормоз. Фура со скрежетом останавливается, не жалея покрышек и тормозов. Изумленный зритель видит на экране... порхающую бабочку, сидящую посреди шоссе, буквально в полуметре от колес затормозившего тяжеловеса.

Возникает вопрос: как в условиях современной коммерциализации воспитать у зрителя хороший вкус и пробудить в нем стремление к здоровым моральным и этическим ценностям. К сожалению, пока коммерческая основа нынешнего рынка масс-медиа диктует свои условия, так как альтернатива не вписывается в реальность.

К месту хотелось бы привести пару примеров наружной печатной рекламы всемирно известных компаний, как образец "креативной" мысли реклам-щиков, не понимающих, что говорят.

Совсем недавно на рекламной расклейке сети ресторанов "МакДональдс", приглашающей на работу новых сотрудников, крупным шрифтом красовались два слова: "ПОПРОБУЙ СЕБЯ!".

Еще один "шедевр" рекламной кампании одной известной фирмы оставим без комментариев. Рекламировался новый фен: "Вам надоели пересушенные волосы? Пользуйтесь феном, который не сушит!"

Такого рода рекламу можно весьма часто встретить в вагонах московского метро.

Орфоэпия, или "Это нам не задавали..."

За последнее время возросла популярность авторских программ, поскольку их производство обходится дешевле, и, стало быть, приобретение этих передач выгодно для телекомпаний. Но по этой причине в эфире увеличилось число речевых ошибок и нелепиц разного рода из-за непрофессионализма ведущих. Сегодня трудно назвать такую программу (кроме новостных программ на центральных каналах, где, к счастью, работают профессионалы), в которой неграмотная речь встречалась бы в среднем реже, чем каждые две-три минуты эфира. Между тем обычный зритель, следящий за речью "с экрана", уже в неведении: является ли услышанное им слово ошибкой или это новая языковая норма, раз так "все говорят". К сожалению, забыто то время, когда за одну только оговорку или неправильное ударение диктора могли уволить с работы.

Впрочем, на факультете журналистики МГУ понятие "грамотная речь" ценится очень высоко. Однако многие уважаемые журналисты, закончившие этот факультет, забывают, что небрежное отношение к основному инструменту своей профессии - это еще и неуважение к нашим предкам - великим русским писателям, тем, кто формировал наш язык.

В то же время, когда новоиспеченному ведущему, в лучшем случае окончившему краткосрочные курсы, делаешь деликатное замечание, негодованию его нет предела: "Но ведь все так говорят!" И отчего же ему говорить правильно, если грамотность подавляющего большинства педагогов общеобразовательных школ, преподающих русский язык, далеко не безупречна. Да и орфоэпия - не такое распространенное сегодня понятие. Современные нормативы являются избирательными: почему-то большинство с яростным негодованием поправляет тех, кто говорит "зв'онит", не обращая внимания, что сами делают не менее значительные ошибки в других словах.

Вот наиболее распространенные ошибки, употребляемые в эфире (хотя их действительное количество вряд ли уместилось бы на страницах всего журнала):

1. Фамилия никогда не произносится перед именем: Иван Иванович Иванов, а не Иванов Иван Иванович.

2. Русские географические имена среднего рода обязательно склоняются: в Мелихове, Пущине, Абрамцеве, Царицыне, Бутове, Куркине и т.д.

3. Следует говорить не "б'алуйте", а "бал'уйте": Не бал'уйте новорожд'енных детей.

Нужно говорить: не "одноврем'енно", а " одно вр'еменно"; не "с'оздана", а "соз-дан'а" (программа создан'а при поддержке...); не "пять килограмм сто грамм", а "пять килограммов сто граммов"; не "у бомж'а", а "у б'ом-жа, с б'омжем, с б'омжами, у б'ом-жей"; не '"издревле", а издр'евле ; не гала-концерт , а "гал'а-концерт"; не "мусоропр'овод", а "мусоропров'од", "газопров'од", также как "водопров'од"; не "танцовщ'ица", а "танц'овщица"; не "джинс'овый", а "дж'инсовый"; не "костюм'ирован-ный", а "костюмир'ованный"; не "гр'аффити", а "графф'ити"; не "вкл'ючат", а "включ'ат"; не "д'еньга-ми", а "деньг'ами"; не "обеспеч'ение", а "обесп'ечение"; не "ап'остроф", а "апостр'оф"; не "ж'алюзи", а "жа-люз'и"; не "крема", а "кремы"; не "тв'орог", а"твор'ог".

Часто по радио можно услышать неправильное ударение в названиях некоторых улиц и районов Москвы: "улица Остров'итянова" (в честь академика Остров'итянова), а не "Островит'янова"; "район К'уркино, а не "Кур-кин'о".

4. Также согласно правилам русской орфоэпии предпочтительнее произносить: "дождь", как [дощ], "булочная", как [булошная], "пресса", как [пресса], "жюри", как [жюри] (не "жури"), "вожжи", как [вожжи] (не "ы"), "танцевать рок-н-ролл", как [танцевать рокнрол] (не "танцевать рокенрол").

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 11952

  Автор

Кирилл Буканов

Кирилл Буканов

Звукорежиссер

Всего статей:  2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций