В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Начать свое исследование хочу с объяснения того, что именно подвигло меня заинтересоваться контентом в телекоммуникационной отрасли. Дело в том, что современная телеком-индустрия – одна из наиболее подверженных изменениям, которые вызваны развитием современных технологий в таких сферах, как микроэлектроника, технологии передачи данных, интернет-технологии и т.д. Примеры набили оскомину, но я не устаю вспоминать анекдот о том, как человек звонит по телефону и говорит: “Это 444-44-44? Позвоните, пожалуйста, в 03, а то у меня палец в телефоне застрял”. Разве кто-то из молодых поймет этот анекдот? Они, наверное, и не помнят дисковых аппаратов, хотя было это совсем недавно.
И вот теперь, как мне кажется, телеком-индустрия подошла к новому этапу своего развития – этапу, когда владение инфраструктурой не является основным и уж точно не является единственным инструментом для зарабатывания денег и удержания пользователя. Даже более того, она является иногда отягчающим элементом бизнеса, требующим постоянных инвестиций на содержание, ремонт и развитие.
Новые компании, появившиеся совсем недавно и имеющие, по меркам бизнеса, относительно низкозатратные проекты (с точки зрения инвестиций), зарабатывают на уже выстроенной инфраструктуре огромные деньги (Netflix, WhatsApp, Skype и т.д.). Они предлагают людям новые услуги, а высокое качество связи стало само собой разумеющимся сервисом, все более и более конкурентным.
Соответственно, гиганты телеком-индустрии вынуждены переориентироваться и выстраивать свой бизнес таким образом, чтобы не упустить маржинальность и конкурировать не только в области услуг связи, но и в области дополнительных сервисов, которые на их инфраструктуре становятся доступными огромному количеству пользователей.
И вот тут мы как раз и подходим к вопросу о том, как телеком-индустрия относится к развитию таких сервисов.
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я решил посмотреть на стратегии крупных операторов связи и проанализировать, как они декларируют свои стратегии в области дополнительных услуг и контентной политики в частности. Для этого я познакомился со стратегическими планами, декларируемыми несколькими российскими и европейскими телеком-компаниями: Ростелеком (Россия), МТС (Россия), BT (Великобритания), Orange (Франция), Vodafon (Великобритания).
Взглянув на стратегии этих компаний, мы видим, что контентная стратегия упоминается в числе приоритетных у многих из них.
Ростелеком прямо заявляет вторым пунктом своей стратегии о “приоритете в развитии уникальных контентных продуктов”. Чуть позже я скажу о том, как Ростелеком реализует эти планы.
Vodafon также одним из ключевых моментов своей стратегии называет предоставление контента. По их мнению, бандлирование контента в услугу стимулирует потребление трафика абонентами. Компания заявляет, что активно интегрирует различные OTT-сервисы (Netflix, Spotify, Naspers) в свои пакетные предложения, и отмечает, что объем использования трафика у пользователей таких пакетов как минимум вдвое больше.
Orange отводит контенту чуть менее центральную роль в своей стратегии, однако также говорит о том, что интеграция различных контентных сервисов в продуктовые предложения является одной из целей компании.
British Telecom четко формулирует пять основных точек роста, в которые компания активно инвестирует. И ставит телевидение и контент на второе место. Компания уверена, что инвестируя в эти направления, она расширит взаимоотношения с клиентами и станет лучше соответствовать запросам своих абонентов в стремительно развивающемся мире технологий. В своем годовом отчете компания раскрывает более детально, как эта стратегия реализуется: создание сервиса продажи фильмов и ТВ-передач, интеграция сторонних сервисов, таких как Netflix, а также покупка прав на трансляцию спортивных программ.
Но вернемся к Ростелекому. Здесь мы видим, что компания строит более глобальные и долгосрочные планы, а именно: инвестиции не просто в интеграцию видеосервисов или в развитие OTT-телевидения, а создание собственной контентной базы. Так, компания не так давно начала осуществлять прямые инвестиции в создание киноконтента (соинвестирование с компанией Enjoy Movies в новый фильм ужасов), получая в обмен на такие инвестиции эксклюзивные права на прокат в Интернете и на Smart TV.
Мы также видим крупные сделки на рынке контента, где игроки телеком-отрасли выступают покупателями таких активов. Недавняя покупка СТС компанией ЮТВ, по всей видимости, говорит о серьезных планах акционеров “Мегафона” по развитию контентного бизнеса.
Надо сказать, что российские телекоммуникационные компании, возможно, даже в большей степени, чем их западные коллеги, готовы играть по-крупному на контентном рынке. Вероятно, это объясняется относительной дешевизной входа на рынок контента, несопоставимой с затратами, которые требуются на Западе. Но и там компании BT, Sky и им подобные инвестируют значительные суммы, пусть и не в совместное производство контента, но в права на эксклюзивную ретрансляцию спортивных и развлекательных программ.
Другой интересной тенденцией также является объявленное не так давно сотрудничество компании Beeline c сервисом WhatsApp. Возможно, это не столько масштабная, сколько тенденциозная новость, ведь операторы, как правило, не любят пускать в свою инфраструктуру сервисы, которые отбирают у них маржу. Но это закономерно, ведь ровно то же можно сказать о вышеупомянутых европейских компаниях, делающих пакетные предложения для клиентов, интегрируя OTT-видеосервисы.
Итак, похоже, что контент все же будет все больше и больше влиять на потребление трафика, а значит, на стратегии телеком-операторов в части дополнительных сервисов и контентных пакетных предложений. При этом надо также сказать, что у нескольких крупных международных операторов, таких как AT&T, China Telecom и T-Mobile, я не увидел специально выделенной стратегии в части контента, там больше сделан упор на покрытие, развитие технологий передачи данных и развитие сетей.
Таким образом, короткое погружение в бездонный мир контента позволяет пока сформулировать вот такие первичные соображения:
Также операторы демонстрируют тенденции к изучению более агрессивных стратегий, когда они фактически стремятся занять место ОТТ-игроков, предоставляя абонентам как операторский, так и контентный сервис.
Что из вышеупомянутых стратегий верно, а что ошибочно, сказать непросто, так как рынок стремительно меняется. Однако никто не будет отрицать тот факт, что операторам связи необходимо постоянно следить за изменениями в потребительских предпочтениях своих абонентов и их контентных преференций.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2015
Посещений: 12786
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Контент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций