Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Экономическая эффективность детского контента. Часть 2

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Экономическая эффективность детского контента
Часть 2

Тема детского телевидения, поднятая в предыдущем номере журнала (ВС№ 4, 2011) оказалась столь актуальной, что многие представители каналов для детей захотели поделиться своим мнением по этому вопросу. В результате все интервью не уложились в один номер. Предлагаем вашему вниманию продолжение материала

Российского детского контента просто нет!

Вадим Левин
Продюсер холдинга D3 Media Group

Как вы можете оценить качественный уровень производства детского контента в нашей стране?
– На данный момент довольно сложно оценить качество детского контента, так как на рынке существует всего несколько детских телеканалов с программами российского производства. При этом на эфирных каналах детские передачи встречаются редко. Но в целом те медиапредложения для детей, которые есть, довольно четко попадают в аудиторию, их интересно смотреть. Если говорить о качестве передач, то оно оставляет желать лучшего. Чаще всего телеканалы не способны оплачивать дорогую декорацию, интересные сценарии и другие составляющие ценности конечного продукта (production value). Другими словами, отсутствует магия, которая притягивает ребенка к экрану.

Проблема заключается также в отсутствии в России в настоящий момент полноценного рынка детских развлечений. Таким образом, складывается ситуация, когда и телеканал не имеет возможности инвестировать в проект, и продюсер не может вкладывать большие средства в программы, понимая, что рынок сбыта сильно ограничен. При этом если говорить об анимационных проектах, то сегодня можно увидеть как увеличение спроса, так и повышение качества конечного продукта. На рынке мультипликации появляется много направлений и проектов, в анимационное кино приходят молодые профессионалы, владеющие современными компьютерными программами, что позволяет использовать новые технологии. Хотя анимационный контент в нашей стране на данный момент находится в ранней стадии развития, уже сейчас становятся очевидными тенденции его дальнейшего роста – на рынке существует неудовлетворенный спрос на мультипликацию, и отрасли необходимо появление сильных игроков, способных производить контент и предлагать его потоковое производство.

– Какие жанры являются основными для детского телевидения? Отличается ли предложение по каждому из видов контента, производимого для детской аудитории, качественно и количественно?
– Я вспоминаю детское телевидение 1990–1995 годов: многообразие жанров и тем передач поражало воображение. Может быть, тогда именно это и определило мое желание профессионально заняться телевидением. Сейчас, анализируя медиарынок в сфере детского ТВ, можно увидеть, что наиболее востребованными становятся образовательные программы, поданные в развлекательной форме. И на мой взгляд, это самые успешные проекты. При этом, говоря о детских программах, важно понимать, о какой именно аудитории мы говорим. Дошкольники, младшие школьники, тинейджеры – все это совершенно разные аудитории, которым нужны разные проекты. Если попробовать соотнести качество и количество производимого контента, то я бы предложил опираться на простую схему: чем младше зритель, тем более качественно и ответственно должна передаваться информация. Причем важно понимать, что качество непосредственно коррелируется с объемом производственных затрат. Для старших аудиторий необходимо делать упор на доступность подачи материала и вносить больше развлекательных элементов. Именно так возможно привлечь зрителя к телевизионным программам.

– Какие основные тренды в развитии детского телевидения превалируют на сегодняшний момент?
– Как я уже говорил, повышается спрос на образовательно-развлекательные проекты. В таком жанре существует пока очень мало программ, но они, безусловно, будут востребованы. Так, в настоящий момент мы в компании работаем над проектом, который называется “Лаборатория Профессора”, где планируем в доступной форме рассказывать о технических достижениях и научных открытиях. Ну и, разумеется, будущее за интерактивным детским телевидением.

– В чем заключается специфика создания контента для детей?
– С точки зрения технологий никаких отличий от кино- или видеопроизводства нет. Отличия заключаются в технологии подготовки сценарного материала: иногда на проект нужно привлечь детского психолога, иногда – учителя из школы, в ряде случаев важно координировать работу над проектом с Министерством образования. Язык, шутки, терминология телепередачи – все это должно быть обязательно адаптировано под маленького зрителя. Главное – пропускать через себя весь материал и пробовать представлять себя ребенком, чтобы оценить качество продукта.


– В чем заключается особенность отечественного контента для детей, а в чем – зарубежного?
– Мы можем говорить о том, что полноценный зарубежный детский контент появился в 1924 году, когда Уолт Дисней нарисовал свой первый мультфильм про Алису в Стране Чудес. Прошло почти 100 лет – это много. За это время сформировалась индустрия, рынки, лидеры, появились мировые корпорации. Особенность отечественного детского контента заключается в том, что его... нет. Он был, потом в какой-то момент его не стало. Сейчас постепенно появляются детские каналы, в детский сегмент телевидения приходят новые профессионалы, и я уверен, что очень скоро количество российского конкурентного детского контента вырастет. Дети очень требовательны к тому, что смотреть, у нас нет права на ошибку.

– Можно ли говорить о том, что в будущем на детский телеканалах, вещающих в России, количество контента, произведенного отечественными компаниями, будет превалирующим?
– Конечно, можно. Как только на детских телеканалах появится реклама, часть доходов от которой будет уходить производителям детского контента, то количество произведенных часов резко вырастет. Качество естественным путем будет увеличиваться за счет здоровой конкуренции. Что даст возможность российским детским телепроектам появиться и на международных рынках.

Из чего складывается экономическая успешность контента, производимого для детей?
– Я вижу только один путь повышения экономической успешности проектов для детей – нужно не бояться производить! Важно продавать премьерные показы на центральные и региональные каналы, искать новые пути распространения. При этом необходимо, чтобы контент соответствовал международным стандартам и имел спрос на международных телерынках. Сейчас ситуация с детским контентом меняется, и я уверен, будет появляться все больше проектов, созданных эксклюзивно для отечественного телевидения.

На мой взгляд, в этом и заключается успешная бизнес-модель. И мы, со своей стороны, готовы ее реализо-вывать!

Нужно понимать чувства детей

Ute Cichocki
Sr. Sales Representative for Your Family Entertainment AG

– Как вы можете оценить качественный уровень производства детского контента в нашей стране?
– К сожалению, я мало знакома с российским детским контентом, поэтому не могу дать никакого объективного анализа.

– Какие жанры являются наиболее популярными на детском телевидении? Если сравнить Россию и вашу страну, есть ли сходство?
– Я думаю, в целом детские программы должны быть классными, сверхсовременным, отражающими реалии мира детей. Там обязательно должны присутствовать приключения вперемешку с забавными, смешными моментами, но при этом раскрывать такие вечные ценности, как дружба, любовь, семья.

– Какие основные тренды в развитии детского телевидения превалируют на сегодняшний момент?
– Я бы сказала, что сейчас в большей степени одним из основных трендов и законодателей моды на детском телевидении является компания Disney. У них есть действительно хорошо созданная детская анимация и фильмы.

– В чем заключается специфика создания контента для детей?
– Производители детского контента должны понимать переживания, проблемы, желания и мечты детей, должны говорить с ними на одном языке, знать их секретные правила, должны осознавать, что сейчас круто, а что нет, и, основываясь на всем этом, создавать новых уникальных героев и истории, которые увлекают ребенка за собой.

– Из чего складывается экономическая успешность контента, производимого для детей?
– Никогда нельзя гарантировать коммерческий успех, производителям контента надо приложить массу усилий, чтобы создать историю, которая не будет сильно привязана к их конкретной национальной самобытности и культуре, если, конечно, они хотят получить всемирную известность, хотя, с другой стороны, если найти что-то национальное, что действительно будет веселым, интересным и понятным для всех, то это также может стать хитом и в других странах.

Важно держать баланс

Сьюзан Келсалл
Программный директор Turner Broadcasting System

– Как вы можете оценить качественный уровень производства детского контента в нашей стране?
– В России есть сильные производители детского контента, а главное, есть понимание важности создания именно такого контента, который востребован аудиторией.

Учитывая рост многоканального ТВ и нишевых каналов для детей в России, а также поддержку этой сферы российским правительством, можно предположить, что количество производимого контента увеличится, и это плюс для всех.

– Какие жанры являются основными для детского телевидения?
– Для нас самое главное – приносить зрителям радость и смех, удивлять и волновать, а эти ценности могут относиться к различным жанрам.

– Какие основные тренды в развитии детского телевидения превалируют на сегодняшний момент?
– Выделить основной тренд непросто, потому что сейчас множество качественных программ самых разных форматов – постановочные и документальные, анимация и живые съемки, программы, которые нравятся не только детям, но и взрослым.

– В чем заключается специфика создания контента для детей?
– Необходимо вовлекать детей эмоционально, используя новые образы и идеи, и в то же время поддерживать высокий уровень качества и целостность бренда.

Для некоторых детских программ важным финансовым фактором является возможность выпуска брен-дированных игрушек и других продуктов. Но, исходя из нашего опыта, самое главное – чтобы программа была интересна сама по себе и обладала творческой ценностью.

В чем заключается особенность отечественного контента для детей, а в чем – зарубежного?
– Я думаю, что к детскому контенту во всем мире применимы одни и те же ценности. Производители детского контента понимают, как важно развлекать маленьких зрителей.

– Можно ли говорить о структуре закупки контента для российских детских каналов с точки зрения “национальности” производителей контента? Можно ли говорить о том, что в будущем на детских телеканалах, вещающих в России, количество контента, произведенного отечественными компаниями, будет превалирующим?
– Как международная компания, мы понимаем силу глобальных брендов, но в то же время осознаем, насколько важны особенности конкретной аудитории. Поэтому наша задача – находить баланс между глобальными тенденциями и локальным производством контента.

– В чем секрет популярности контента у детской аудитории?
– Сложно сказать: некоторые наши программы суперуспешны, другие – менее успешны. Если бы мы знали секрет, мы бы вряд ли стали им делиться (смеется). Мы придерживаемся единого подхода к контенту, неважно, производим ли мы его сами или приобретаем. Наша главная цель – развлекать детей и родителей.

– Из чего складывается экономическая успешность контента, производимого для детей?
– Однозначно выразить успешность контента в цифрах нельзя, потому что для каждой программы предусмотрен определенный тайм-слот. Думаю, для достижения успеха в современном мультимедийном обществе важно идти в ногу с интересами своей аудитории, знать ее потребности и стараться им соответствовать.

Сохранить детство

Мария Шраменко
Директор телеканала “Радость моя”

– Как вы можете оценить качественный уровень производства детского контента в нашей стране?
– Его, к сожалению, производится не так много, как хотелось бы. И в большинстве своем выше среднего уровня он не поднимается. Качественный детский контент требует значительных вложений и практически не окупаем. Это касается и телевизионных форматов, и тех немногочисленных российских художественных фильмов для детей, которые были сняты в последние годы. На этом фоне не может не радовать оживление российской анимации.

– Какие жанры являются основными для детского телевидения? Отличается ли предложение по каждому из видов контента, производимого для детской аудитории, качественно и количественно?
– Неизменной популярностью пользуются разного рода познавательные проекты. Конечно, они должны быть созданы с учетом возрастной группы.

– В чем заключается специфика создания контента для детей?
– Дети, в отличие от нас с вами, не разделяют телевидение на взрослое и детское. Они просто смотрят то, что интересно, и многое из увиденного переносят в свой мир. Для них то, что показывают, – реальность. А от создателя программы зависит, какой эта реальность будет – созидательной или разрушительной. Ведь многие представления о мире ребенок формирует, ориентируясь на то, как это интерпретируется в эфире, отсюда и колоссальная социальная ответственность производителей. Поэтому детское телевидение должно нести позитивный настрой, исповедовать семейные ценности, воспитывать патриотизм, учить и развлекать одновременно. Это очень непросто.

– В чем заключается особенность отечественного контента для детей, а в чем – зарубежного?
– Во многом это изначально определено разницей менталитетов создателей. Кроме того, зарубежный контент последних лет более “жесткий”. Это касается и форматов, и тематики программ, и фильмов для детской аудитории. Они очень приближены к реалиям мира взрослых. Отечественный производитель более бережно относится к ребенку. Старается сохранить его детство.

– Можно ли говорить о том, что в будущем на детский телеканалах, вещающих в России, количество контента, произведенного отечественными компаниями, будет превалирующим?
– Думаю, такое возможно только в очень отдаленной перспективе. Крупным игрокам детского телерынка экономически невыгодно производить оригинальный детский контент в большом объеме. Они эксклюзивно работают на богатом кинофонде бывшего СССР, а также имеют возможность приобретать зарубежный контент на более выгодных условиях, чем нишевые каналы. Проще и дешевле заполнить эфир дублированной зарубежной продукцией, чем снимать или покупать у наших студий, например, детские фильмы. Даже качественную адаптацию хороших западных форматов далеко не каждый канал-вещатель сейчас может себе позволить.

– В чем секрет популярности контента у детской аудитории?
– В программе должен быть заложен элемент интерактивности. Может, не всегда прямой, но увлекающий ребенка, вызывающий ответную реакцию – что-то узнать, что-то сделать. Зайти на сайт канала и ответить на вопросы викторины, принять участие в конкурсе, спросить что-то у создателя программы: вариантов множество. У нас в эфире, например, идет очень показательный с этой точки зрения проект, который называется “Мультстрана”. Он знакомит зрителей с разными анимационными техниками. Но самое главное, ведущие в течение программы объясняют и показывают поэтапно, как сделать мультфильм в этой технике самому. Зрительский отклик на программу превзошел все наши ожидания.

Из чего складывается экономическая успешность контента, производимого для детей?
– Наверное, нужно ответить, что экономическая успешность – это рейтинги, реализация и так далее. Но мне кажется, что сейчас очень сложно определить экономическую успешность. Очень мало детских каналов, у которых есть реальные финансовые возможность приобретать действительно качественный контент, востребованный и успешный. Вот мы произвели в 2009 году художественный фильм “Щенок”. Достаточно успешный продукт, занявший множество различных премий и призов. Но этот успех абсолютно экономически не рентабелен. Такие фильмы нужны нашим детям как воздух, именно поэтому он был так востребован зрительской аудиторией.

Качественный контент универсален и интернационален

Энди Гудхенд
Старший вице-президент
развивающихся рынков Nickelodeon

– В чем заключается специфика создания контента для детей?
– В первую очередь детский контент должен быть высокого качества. Детей обмануть невозможно! Качественный контент универсален и интернационален: наши программы легко пересекают границы, Nickelodeon имеет стабильно высокие рейтинги в самых разных странах по всему миру. Большую часть нашего контента составляют программы из США, но есть и локальная составляющая. Помимо включения в сетку программ местного производства, мы стараемся сделать международный контент максимально близким российскому зрителю. Например, мы обращаем большое внимание на качество перевода и дубляжа, при этом подбираем голоса, максимально соответствующие характеру наших персонажей. Мы продолжаем работать в этом направлении, в частности хотим, чтобы на канале появлялось больше лиц российских детей.

Совершенно новым этапом развития Nickelodeon в России стало сотрудничество с российскими производителями контента для детей. Первым нашим партнером стала Группа компаний “Рики”, производитель сериала “Смешарики”. Весной мы заключили соглашение, в частности, позволяющее нам транслировать сериал не только в России, но и в Польше, и в Африканском регионе. Так как мы верим, что качественный контент интернационален, мы уверены, что география нашего сотрудничества будет развиваться и пересекать все больше границ.

– В чем заключается особенность отечественного контента для детей, а в чем – зарубежного?
– Я считаю, что сильный контент, действительно сильный, будет интересен везде, независимо от страны-производителя. Конечно, возможны локальные интерпретации с локальными героями, но если в основе лежит сильный сюжет и хорошо проработанная интрига, история будет понятна зрителю в любой стране. Бывает, что определенные герои ближе по духу той или иной национальной культуре и, следовательно, зрителю, но универсальный рецепт един: отличная история и интересные персонажи, с которыми дети смогут себя ассоциировать.

– Как завоевать популярность у детской аудитории?
– О, это целый комплекс факторов. Во-первых, финансовые инвестиции, необходимые для производства высококачественного контента. Во-вторых, мы должны быть везде, где есть дети – общаться с ними через все возможные каналы, и с этой точки зрения, сильные локальные партнеры – одна из ключевых составляющих успеха.

Помимо электронных, цифровых и прочих коммуникационных платформ, очень важно наладить прямой контакт с аудиторией. Так, мы уже год сотрудничаем с Московским музеем анимации: отдельная экспозиция в одном из его залов посвящена Nickelodeon и нашим героям. 16 сентября 2011 года Nickelodeon привезет “Губку Боба Квадратные Штаны" в Москву. Фанаты всех возрастов совершенно бесплатно смогут посетить выставку “Впитываем: Мир Губки Боба” на дизайн-заводе “Флакон”.

Ну и, наконец, еще один важный элемент – социальная активность. Только суммируя все вышеперечисленные направления работы, вы сможете успешно общаться с главной целевой аудиторией – детьми.

– Из чего складывается экономическая успешность контента, производимого для детей?
– Бизнес-модель очень проста. Прежде всего это партнеры – операторы, причем не только цифрового телевидения, но и на других носителях. Второе – реклама на канале и спонсорство. Третье – это продажа брендированных сопутствующих товаров (игрушки, одежда, сувениры).

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2011
Посещений: 13020

Статьи по теме

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций