Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Авторское кино: настоящее и будущее

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Авторское кино: настоящее и будущее

В последние годы в России появляется все больше интересных авторских фильмов, на сцену выходят новые режиссеры и сценаристы — молодые, активные и интересные. В связи со скорым выходом в прокат картины "Дочь" Александра Касаткина и Натальи Назаровой мы поговорили с продюсером фильма, генеральным директором Киностудии им. М. Горького Сергеем Зерновым о том, что сегодня происходит с авторскими картинами в России, отношениях ТВ и кино, качестве современного кинематографа и многом другом

Сергей Зернов
Генеральный директор
Киностудии им. М. Горького,
продюсер фильма "Дочь"

—  Прежде всего расскажите, пожалуйста, почему проект фильма "Дочь" заинтересовал вас?
—  Этот сценарий мне принесли мои партнеры, он к тому времени уже был полностью написан. Автора, Наталью Назарову, я знал по ее предыдущим работам — фильмам "Русалка", "Слушая тишину". Целый ряд работ она писала для Веры Сторожевой, то есть была уже известным драматургом. Прежде всего в сценарии меня привлекло то, что он необычен для российского авторского кино. Он затрагивает, с одной стороны   сложный внутренний мир героев, и при этом он написан достаточно жанрово.   В данном случае можно говорить, что это "психологический детектив". В фильме поднимаются очень серьезные вопросы взаимоотношений между людьми, в том числе и духовного характера. Мы встретились с режиссерами, партнерами и приняли решение начать работу. Также хочу отметить, что этот проект очень интересен еще и потому, что он полностью инициирован Киностудией им. Горького, чего не случалось уже более 6 лет.

—  Проект может заинтересовать продюсера только в том случае, если он претендует на коммерческую успешность?
—  Я бы сказал, что для данного сценария это как раз не было актуально. Понятно, что это кино для ограниченного проката, к тому же дебютная работа, а дебютант редко берется за коммерческое кино. Бывает, что начинающих режиссеров продюсер приглашает в коммерческий проект, заранее понимая, как с ним работать, как его продвигать. Здесь же сразу было ясно, что это авторская картина. Для Назаровой проект стал очень личным и важным, поэтому она так хотела в нем участвовать именно в качестве режиссера совместно с Александром Касаткиным. Однако не надо думать, что в кино она новичок — у нее за спиной серьезные режиссерские работы в театре ГИТИСа, где она преподает на курсе Каменкович и Крымова. И ученики с ее курса играют в этом фильме. Хочу отметить, замечательный актерский состав — одна из главных удач фильма.

—  А что вообще вы считаете авторским кино и как вы можете прокомментировать ситуацию с ним в нашей стране?
—  Это довольно условное понятие, прежде всего это модель отношений между продюсером, режиссером, автором сценария и другими участниками проекта. В случае с авторским кино модель работает так, что продюсер дает практически полную свободу режиссеру и автору, не пытается навязывать собственное видение проекта. Нельзя сказать, что мы не общались вовсе, нет! Более того, мы очень много и серьезно работали вместе. Я высказывал   замечания и делал предложения, но тем не менее понимал, что в конечном итоге авторы вправе сделать фильм таким, каким они его видят. Мы могли обсуждать тысячи разных вещей, спорить по поводу работы актеров, оператора, художника, окончательного варианта монтажа и так далее, но последнее слово   всегда оставалось за авторами. А моя основная задача — сделать так, чтобы фильм нашел своего зрителя, попал на телевидение, чтобы его посмотрело как можно больше людей.

Конечно, продюсер всегда надеется, что проект будет зрительски успешным, как это случилось, к примеру, с фильмом "Питер FM" Бычковой или "Островом" Лунгина, но это большая редкость, и рассчитывать на это не стоит. Грань между авторским и коммерческим кино очень четкая, и эту черту авторское кино пересекает крайне редко.

—  Что бы вы могли посоветовать начинающему режиссеру? Насколько сложно осуществить свой проект в России?
—  Очень сложно по целому ряду причин. И одна из главных — у нас не существует индустрии кино как таковой. Хотелось бы, чтобы это было не так, но надо смотреть правде в глаза. Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин, и останавливаться на этом подробно я не буду, но   то, что необходимо четко понимать — индустрия формируется только сейчас. И именно авторское кино страдает от этого в первую очередь. Но, как и во всем мире, благодаря государству такие проекты существуют. Это определенная область кинематографа, которая должна поддерживаться "сверху", потому что это поиск нового языка, авторов, режиссеров. Это такая кафедра, на которой молодые таланты пробуют себя и пытаются себя проявить. В конце концов именно на таких проектах формируются кадры и для будущего коммерческого кино.

Еще одна проблема — сложности с прокатом. Кинотеатров у нас сравнительно мало, и в то же время люди в России недостаточно обеспечены, чтобы регулярно платить за билеты, КЭ.К В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других "миллионниках". Сейчас принята программа "Кино России — 2020", которая должна развивать киносети в малых городах России. Это очень важно. Но опять же это скорее протекционистская политика государства, потому что понятно, что возвратный механизм в этих кинотеатрах будет достаточно долгий и сложный. Все это создает определенные проблемы для развития авторского кино.

—  Проблемы какого характера?
—  Авторское кино во всем мире — это консолидированные бюджеты. Если продюсер заработал на коммерческой картине и он понимает, что у него есть доход, поддержка государства и свои собственные средства, то он может рискнуть и запустить авторский проект. Чем у продюсера больше успешных коммерческих проектов, тем меньше у него риск потери тех средств, которые он вкладывает в авторское кино. У нас же с этими механизмами пока беда. Одна из проблем — пиратство, которое до сих пор процветает в России. Сейчас готовятся поправки в 126-й закон о кино и я надеюсь, что они помогут исправить ситуацию.

Еще одна серьезная проблема — отсутствие жесткой конкуренции в отечественном кинобизнесе. У нас не так много режиссеров и сценаристов, еще меньше операторов. Нет нормативов обучения среднего производственного состава. К счастью, появляются курсы и частные школы, которые пытаются это делать. И им необходимо уделять особое внимание.

Ну и, наконец, ключевая, на мой взгляд, проблема — очень плохая работа с аудиторией. Что я имею в виду? Вспомним историю с французским кино, интерес к которому активно растет сейчас. И случилось это во многом благодаря тому, что во французских школах есть специальный предмет — кино. И с раннего детства будущие зрители (а ведь основную "кассу" всегда делали молодые люди от 16 до 25 лет) учатся понимать и любить национальное   кино. Если этого не делать, зритель не пойдет в кино на такой фильм, не сможет его понять. И чтобы наше авторское кино успешно прокатывалось, чтобы люди хотели его смотреть, начинать надо именно с этого — хотя бы с факультативных уроков, дополнительного образования. Без этого мы никуда не двинемся. У нас великая история кино, ее обязательно надо преподавать в школах. Чтобы подросток ее знал и гордился ею. Во многих странах существует еще особая политика работы с кинотеатрами. В той же Франции существуют кинотеатры, которые прокатывают французское кино и дотируются государством — своеобразная страховка рисков упущенной прибыли и еще большое количество иных начинаний, которые у нас до сих пор не осуществлены.

—  Однако если начинающий автор написал сценарий, ему все же есть куда его отнести и кому показать?
—  Безусловно. Есть государственная программа, которая связана с поддержкой дебютов, авторского кино. Причем второй фильм тоже считается дебютом, потому что, как ни парадоксально, для автора второй фильм зачастую оказывается сложнее первого. Дебюты финансирует и Фонд кино, и Министерство культуры, есть студии, который работают с авторским кино. Они очень внимательно относятся к новым именам сценаристов и режиссеров. Более того, есть ряд дистрибьюторских компаний, которые определенную долю своего бизнеса выделяют для проката авторских картин в России. То есть работающие механизмы есть, и молодому автору есть куда идти, хоть все это не просто и не быстро. У меня есть мечта: сделать на студии площадку для студентов. Может быть, мы отважимся на это в будущем году. Ведь первокурсники мало снимают сами. А хотелось бы сразу дать им камеру, чтобы они с ней поработали. Люди смогут сразу ощутить, что это за профессия, получат возможность реализовать свои идеи. Это было бы очень интересно. Также у нас подписан договор со ВГИКом, по которому мы предоставляем площадку для съемок студенческих и дипломных работ. Для этого отведен целый павильон.

—  Вы затронули тему пиратства. Многие в России до сих пор не понимают, почему они должны заплатить за программу, фильм или альбом, если все можно легко получить бесплатно. Что должно измениться у нас, чтобы эта проблема решилась?
—  В первую очередь, конечно, должно измениться законодательство. Недавно провайдеров обязали нести ответственность за порнографию, которая появляется в их сетях. Так почему же не привлекать их точно так же за то, что на их площадках незаконно размещаются фильмы? В Госдуме готовится проект поправок, и мы надеемся, что это даст результат. Такие законы есть в Америке, Германии, Франции — законодательная база везде сформирована по-своему, но она работает. Также, конечно, должен присутствовать и воспитательный момент: население нужно грамотно и последовательно информировать об основах авторского права, которые так же непреложны, как Уголовный кодекс. И начинать эту просветительскую программу нужно еще в школах, потому что именно дети чаще всего незаконно скачивают из Интернета.

—  Хочется задать наболевший вопрос о качестве современного коммерческого кино. Как вы думаете, люди идут смотреть объективно низкопробные ленты из за того, что они им нравятся, или просто потому, что они не видят альтернативы?
—    И то и другое. Зритель ведь приходит в кинотеатр развлекаться, кино — это досуг, и в этом, в общем, нет ничего страшного. Вопрос только в том, насколько продюсер готов поступиться своими эстетическими принципами, предлагая тот или иной продукт. Тут вся ответственность лежит на авторах. Конечно, большинство сегодняшних коммерчески успешных проектов нельзя назвать художественными произведениями — это просто развлекательные шоу на пленке, иногда достойного качества, иногда нет. Я не противник комедий, я их очень люблю. Но именно с ними сегодня самая серьезная проблема. Для того чтобы снять хорошую комедию, нужен большой талант. И отмечу, что таланты как раз у нас есть, им просто нужно дать шанс самореализоваться. Нужно работать с кинотеатрами, которым, как мы все понимаем, в первую очередь нужна хорошая "касса". Это бизнес-структура, целью которой является извлечение прибыли. Поэтому необходимо разговаривать с прокатчиками о том, как эту ситуацию можно изменить. Возможно, как раз программа развития кино, предполагающая сотрудничество с кинотеатрами в вопросах показа авторского кино, поможет отчасти решить эту проблему.

—  А как российское кино воспринимают за рубежом? Может ли оно быть востребовано вне нашей страны?
—  К сожалению, на данный момент российское кино за рубежом мало кто хочет смотреть. Оно не интегрировано в общемировой кинематографический процесс с точки зрения языка, тематики и т.д. Необходимо больше совместных проектов. Они помогли бы нам понять и зарубежного зрителя, и специфику зарубежного проката. Конечно, начать это реализовывать не очень просто, продюсерам надо ездить на площадки кинорынков, где проводятся семинары, использовать все возможности для налаживания контактов. Это о содержательной стороне российского кино.

Второй важный момент — нужны протекционистские меры популяризации российского кино за рубежом. Надо проводить фестивали российского кино в разных странах. По сути, нужно делать все то, чем занимается французский Фонд кино — популяризацией национального кино в мире. Встречи с режиссерами и авторами тоже принесут свои плоды.

—  Какую роль фестивали могут сыграть в судьбе фильма?
—  Для авторского кино — огромную. Если фильм получил приз, особенно на фестивале класса А, — это серьезно повышает его шансы стать успешным в прокате. Фестивали — важнейшая часть работы в области авторского кино. Благодаря им происходит обмен взглядами и мнениями, люди общаются, участвуют в едином творческом процессе. Почему-то принято считать, что у нас большое количество фестивалей. На самом деле, их очень мало. Если взять любую европейскую кинематографическую страну, то мы увидим, что там почти в каждом городе есть свой мини-фестиваль. Это своего рода пропаганда национального и мирового кино и поддержка людей, которые делают авторские работы.

—  Давайте поговорим об отношениях кино и телевидения. В чем их специфика? И как объяснить стабильный успех достаточно низкока чественных однотипных сериалов на ТВ?
—  Если говорить о телевизионной продукции, то телефильмы снимаются по заказу телеканалов. По существу, продюсерами в этом процессе являются именно сами каналы. Студия является только производителем, у нее нет прав, и последнее слово всегда остается за заказчиком. Каждый канал формирует свою эфирную политику и исходя из этого строит взаимоотношения с авторами, режиссерами.

Конечно, в общем потоке посредственных сериалов больше. Но есть и достаточно успешные, хорошо снятые. Нельзя сказать, что сериальная продукция — это плохая продукция. Важно понимать что есть сериалы, которые намеренно делаются как "мыло", причем для строго определенного телезрителя. И аудитория воспринимает их как домашнее развлечение, которое дает возможность отдохнуть и переключить мозги.

—  А каковы особенности показа именно прокатного кино на ТВ?
—  Эти взаимоотношения регулируются в разных странах по-разному. Сейчас мы находимся с телевидением в позиции "продавец — покупатель". И изредка телеканал вкладывает деньги в производство какого-то большого проекта, который будет доведен до кинопроката. Хотелось бы, чтобы такое сотрудничество развивалось, ведь успех фильма повышается, если телеканал финансово участвует в его производстве. Потому что это подразумевает дополнительную рекламную площадку. Сейчас мы можем рассчитывать только на то, что канал заинтересует какой-то фильм и он его купит либо канал заинтересует какой-либо проект и он решит заняться его производством.

—  Почему тогда каналы нечасто создают такие проекты? Ведь все мы помним успешные проекты того же "Первого канала"?
—  Существенную роль играет стоимость эфирного времени. Ведь кинопроект — это два года работы, это серьезный бюджет. А сериал — совсем другое дело. По существу, зритель не видит разницы между фильмом и телефильмом, но производство второго требует куда меньших затрат. Для телевидения это выгоднее со всех точек зрения. Поэтому участие телевидения в кинотеатральных проектах должно быть регламентировано. Я, конечно, говорю о перспективе, пока такие законы трудно ввести. Надо создавать общую систему поддержки кинематографа. На мой взгляд, это очень важно. Пока поддержка заключается в том, что государство выделяет деньги, проводит конкурсы и выигравшие их студии снимают кино. У нас пока нет такой системы финансирования   киноиндустрии, как в Германии, Франции, Испании и других европейских странах. Но мы к этому придем. И все должно быть связано в одну систему поддержки и развития национального кинематографа.

—  То есть вы смотрите в будущее с оптимизмом?
—  Да. Уже появился ряд компаний, которые успешно работают над сериалами нового типа, более дорогими и интересными. Ведь наш зритель   перестает смотреть плохие сериалы, им приходится бороться за рейтинги, возникает здоровая конкуренция. Почему в свое время все смотрели "Хауса" или "Клан Сопрано"? Потому что это высококлассные сериалы. Несмотря на то что они требуют большого бюджета, они поднимают имидж канала. И показывая этот сериал много раз, канал отрабатывает свои деньги.   Зрителю уже не все равно, что смотреть, а многим производителям уже не все равно, как и что снимать. Появляются российские жанровые коммерчески успешные фильмы хорошего качества. А когда законодательно будут закреплены взаимоотношения всех участников рынка: государства, продюсеров, телевидения, проката; будет создана система поддержки и развития киноотрасли — мы сможем рассчитывать на развитие отечественного кино.

Беседу вел
Иван Сафаров

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2012
Посещений: 15117

Статьи по теме

  Автор

Сергей Зернов

Сергей Зернов

Генеральный директор
Киностудии им. М. Горького,
продюсер фильма "Дочь"

Всего статей:  1

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций