Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радиовещание в сетях кабельных и спутниковых операторов

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радиовещание в сетях кабельных и спутниковых операторов

Помимо сотрудничества с каналами, современные операторы успешно предлагают своим клиентам пакеты радиостанций. мы поговорили с представителями компании “орион Экспресс” – техническим директором Константином салтыковым и PR-директором михаилом дубровским – о специфике данного сотрудничества, а также проблемах и перспективах такой работы
Константин
Салтыков
Технический директор “Орион Экспресс”
Михаил
Дубровский
PR-директор “Орион-Экспресс”

– Какая технологическая база необходима для трансляции радиоканалов?
Константин Салтыков: Спутниковому оператору для трансляции радиоканалов в своих пакетах в основном, за редкими исключениями, достаточно уже имеющегося у него оборудования, необходимого для ТВ-вещания. Например, транспортный радиопоток от ВГТРК мы забираем “по земле” вместе с ТВ-сигналом. В случаях, когда радиоканал забирается с космического аппарата, он вместе с ТВ-каналом идет вторым звуком.

В общем виде доставка радиоканала спутниковым оператором до абонента осуществляется с помощью стандартного профессионального ТВ-оборудования. Если радиосигнал поступает со спутника, то он идет сначала на профессиональную приемную станцию, далее на эмбеддер (сигнал от ВОЛС поступает туда напрямую). Радиосигнал кодируется, на мультиплексоре (сигнал от ВГТРК идет на мультиплексор непосредственно) создается транспортный поток, который шифруется на скремблере. Далее создается несущая, подается на усилитель и затем на передающую антенну, чтобы уйти на абонентское оборудование. Описанная схема – привычный технологический путь телеканала от оператора к абоненту, к которому на определенных этапах “примешивается” радиоканал. В случае описанной схематики набор специализированного оборудования для радиотрансляции достаточно узок – обычно для выравнивания звука и улучшения его качества дополнительно используются разнообразные микшеры.

Существуют еще две разновидности устройств. Например, у Tandberg (сейчас Ericsson) есть модульный кодер 5720, в котором может быть установлено до 8 стереосигналов без видео. А у Scientific Atlanta (в настоящее время Cisco) – специализированное устройство многоканального кодирования звуковых сигналов. К сожалению, при использовании подобных устройств возможны проблемы с приемом сигналов на некоторых существующих сетях из-за особенностей обработки синхроинформации цифровых потоков в используемых бытовых приемниках (PCR jitter и др.). По этой причине значительное распространение получают описанные выше решения.

– Имеет ли данное направление под собой устойчивый экономический базис? Насколько оно перспективно?
Михаил Дубровский: Насколько перспективно “радио в телевизоре”, пока не очень ясно – эту услугу операторы спутникового ТВ начали предлагать абонентам совсем недавно. С одной стороны, радио – штука для оператора интересная. Радиостанции занимают на полосе меньше места, поэтому не требуют больших ресурсов для трансляции, особенно от операторов кабельных. Кроме того, радио оперативнее телевидения, и в этом его конкурентное преимущество при борьбе с ТВ за внимание абонента. И еще радиостанций в стране очень много и разных. Значит, оператору есть из чего выбирать станции для радиопакета.

Однако люди в основном слушают радио в автомобиле, куда спутниковому оператору пока не добраться, и дома, в обоих случаях – как фон. А вот привычки использовать для этого телевизор пока не сформировалось. Учитывая еще и то, что очень много радио представлено в Интернете (естественно, бесплатно), а времени за компьютером современный человек проводит все больше и больше, становится ясно, что аудитория “радио из телевизора” – мягко говоря, не самая большая.

Вероятно, для абонентов может быть привлекательна модель, когда спутниковый оператор с большим охватом территории России предоставляет доступ к “букету” нишевых радиостанций, у которых сейчас в силу разных причин сильно ограничен ареал распространения. Это, естественно, представляет интерес и для самих радиостанций: таким образом они могут увеличить свой слушательский актив в разы.

В общем, услуга еще не окончательно сформировавшаяся, новая, непривычная, и без интересного предложения и дополнительного промоушена ей абонента не завоевать. Но предлагать и продвигать радиопакеты на рынке спутникового ТВ необходимо. Однако значительной монетизации этой услуги в ближайшее время не будет точно. Услуга “радио по телевизору” должна сначала развиться, встать на ноги, аудитория должна к ней привыкнуть, принять ее и полюбить.

– Для кого такое сотрудничество более выгодно?
Михаил Дубровский: В настоящий момент – для операторов. Потому что сегодня радиостанции не видят большой эффективности распространения их контента через спутниковые и кабельные сети. Существует при этом и некоторое количество проблем, которые осложняют ситуацию – прежде всего для оператора.

Для нас важно, готова ли радиостанция получать универсальную лицензию и сопутствующие разрешения. Как известно, Роскомнадзор дал радиокомпаниям год на урегулирование лицензионных дел, но некоторые не планируют лицензироваться вообще, и это существенное препятствие для распространения услуги операторами.

Кроме того, обозначилась еще одна проблема. Дело в том, что сетевые радиостанции вроде “Русского радио”, входящего в “Русскую Медиагруппу”, распространяются в регионах со спутников, на которых нет DTH. В регионы RMG продают франшизу и сама контролирует все карточки доступа. Если “Русское радио” в регионе не оплатило франшизу, ему можно просто отключить сигнал. Выход таких радиостанций на DTH-платформу тут же вступает в конфликт с отлаженной системой контроля сети – неплательщик может просто купить спутниковый комплект и использовать сигнал пиратским способом. Поэтому очень многие сетевые проекты при всей любви к ним взять в радиопакет пока нет возможности.

Опубликовано: -2012
Посещений: 10021

Статьи по теме

  Автор

Константин Салтыков

Константин Салтыков

Технический директор “Орион Экспресс”

Всего статей:  2

  Автор

Михаил Дубровский

Михаил Дубровский

PR-директор “Орион-Экспресс”

Всего статей:  6

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций