В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Михаил Сергеев
Старший научный сотрудник
Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича
Что такое радио? Студия, передатчик, антенна? Да, но не только. Радиостанция — это еще и комплекс. Чтобы приборы стали студией, они должны правильно "понимать" друг друга. Прокладываются кабели, согласуются интерфейсы, но это еще не все: микрофон не может "висеть в воздухе" — для него требуется стойка или пантограф. Аппаратуру тоже принято ставить в рэки, а не на столы.
Это дополнительное оборудование и обозначается понятием "аксессуары". Стоит подчеркнуть: без некоторых "мелочей" студия и вовсе работать не будет. И различие между работоспособной и удобной для работы студией определяется как раз этими "мелочами".
Классическая аналоговая студийная технология предполагает использование приборов с балансными входами и выходами — в этом случае трудностей с коммуникациями не возникнет. Единственное уточнение: при необходимости раздачи сигнала от одного источника нескольким потребителям потребуется усилитель-распределитель.
К балансному входу можно непосредственно подключить любой источник (см. рисунок) — при условии, что уровень его сигнала попадает в рабочий диапазон входа. Дополнительное согласующее устройство потребуется только в том случае, если уровень сигнала на выходе источника слишком велик или, наоборот, мал. И совсем редко приходится сталкиваться с необходимостью согласования сопротивлений.
Подать сигнал с балансного выхода на небалансный вход тоже можно, но единого рецепта для такого подключения нет. Задача решается "по месту": специалист подскажет, нужно ли покупать конвертер "баланс/небаланс" или без него можно обойтись.
Аналоговые конвертеры бывают двух типов: пассивные и активные. Пассивный конвертер представляет собой трансформатор, который обеспечивает гальваническую развязку цепей и переход баланс/небаланс. Если коэффициент трансформации равен 1:1, источник сигнала "видит" то же самое сопротивление нагрузки, параллельно которому включена еще и индуктивность первичной обмотки трансформатора. Выходной усилитель в активном конвертере тоже имеет ограниченную нагрузочную способность (обычно 600 Ом). Если сопротивление нагрузки меньше указанных 600 Ом или соединительная линия имеет значительную длину (более 100 м) и большую емкость, то над вопросом согласования придется работать по индивидуальному графику.
Для связи с внешним миром
Цифровых интерфейсов довольно много, и не все они "понимают" друг друга. В числе основных звуковых интерфейсов можно назвать AES/EBU, SPDIF, TOSLINK. Есть еще "компьютерные" U SB, 1394 и Ethernet.
Нельзя забывать и о связи с внешним миром, которую обеспечивают коммуникационные системы. Тут тоже имеется разнообразие; назову лишь аббревиатуры, за каждой из которых стоят тома спецификаций: G.703, E1, Wi-Fi. От качества конвертеров, мультиплексоров, модемов и прочих цифровых "переводчиков" зависит то, насколько стабильным будет взаимодействие компонентов комплекса — а значит, и стабильность вещания.
Возможности технологии Ethernet позволяют убрать из студии большую часть других цифровых интерфейсов, но надо отдавать себе отчет в том, что не бывает идеальных, пригодных на все случаи жизни технологий, и все возникающие вопросы нужно решать, сообразуясь с конкретными обстоятельствами.
Идеальной представляется картина, когда все устройства в цифровой радиостудии имеют единый интерфейс и синхронизированы по единому опорному генератору. Однако в жизни все сложнее. Кроме того, за пределами студии — иное время. Даже если аппараты в студии синхронизованы друг с другом, "внешние" устройства и каналы связи могут иметь собственную синхронизацию, и необходимо устранить последствия различия тактовых частот составляющих системы. Сигнал, представленный как линейный РСМ, можно без особенных потерь привести к другой опорной частоте для передачи по каналу связи. Компрессированный сигнал (MPEG, apt-X и практически все остальные алгоритмы) для синхронизации придется преобразовать в линейный РСМ.
За хорошее соединение придется платить
Каким бы ни был интерфейс, цифровым или аналоговым, сигналы распространяются по кабелям, и на их пути встречаются разъемы. За хорошее соединение надо платить, а за неуважение к "науке о контактах" непременно придется расплачиваться.
Выбирая кабели для студии, нужно соотнести их свойства с конкретными условиями эксплуатации. Механическая прочность и устойчивость к изменению температуры и влажности важны для туровых решений, в студиях же дождя не бывает.
Поскольку в студии оказывается довольно много кабеля, не последнюю роль играет его диаметр, и преимущества мульти-кора для инсталляций становятся очевидны.
Если студия расположена непосредственно на передающем центре и уровень электромагнитных помех велик, то для аналоговых цепей с низким уровнем, например, микрофонной линии, предпочтительным может оказаться кабель с двойным экраном. Во всех остальных случаях в радиостудии двойной экран представляется излишеством, усложняющим монтаж. Лучше уложить кабели в металлический короб. Аналогичные меры дают положительный результат и для линий с цифровыми сигналами.
Нельзя упускать из виду монтажные свойства кабеля. Опыт показывает, что в каталогах и проспектах информацию о них найти трудно — проще перед покупкой бухты взять кусочек кабеля для пробы и проверить, как он ведет себя при разделке и пайке.
Широко распространены кабели и разъемы, которые монтируются обжимом, без пайки. Термостойкость в данном случае отходит на второй план, а вместо паяльника на столе монтажника появляются специальные клещи — инструмент, на котором нельзя экономить.
Для маркировки кабелей предлагается широкий ассортимент клипсов, маркеров и наконечников. Главное — не забыть их вовремя надеть на кабель. Есть специальные средства и для разметки смонтированного кабеля, например клейкая лента с буквами и цифрами.
Сколь бы хорошим ни был кабель, нужно понимать, что рано или поздно любое устройство выходит из строя. Предотвратить это нельзя, но можно уменьшить неприятные последствия. Самое простое решение — проложить резервные линии. Практика показывает, что резерв должен составлять не менее 20%. Этого хватит и для внесения небольших изменений в конфигурацию студии, и для замены вышедшей из строя линии.
Сигналы точного времени
В эпоху аналоговых технологий приходилось иметь в студиях множество источников сигнала. Масштабы кабельного хозяйства были грандиозными, в компаниях имелся штат специалистов по его обслуживанию.
Сегодня аналоговых кабелей в студиях стало меньше, но появились цифровые. Уделите кабельному хозяйству должное внимание - и студия будет работать как часы.
Часы, кстати, тоже бывают разные. Часы в студии — устройство особое. Когда-то люди сверяли время по радио. Впрочем, повышенные требования к точности студийных часов актуальны и сегодня. Именно поэтому показания студийных часовых станций автоматически сверяются с эталоном — по сигналам радиомаяков или специальным сайтам в Интернете.
Время, показываемое в студии, должно быть абсолютно точным, но помимо этого часы должны быть удобными для глаз ведущего. Как, кстати, и все остальное оборудование студии.
Порядок в студии помогут навести специальные решения, убирающие с глаз долой кабели и прочие атрибуты технологии. Между прочим, рэковые стойки не только служат мебелью, они еще и функциональны: в шахты удобно ложится кабель, прозрачные двери защищают аппаратуру от случайного вторжения, вентиляторы спасают от лишнего тепла. Из всех этих мелочей и складывается радио, хорошее во всех отношениях.
Опубликовано: -2005
Посещений: 10598
Автор
| |||
В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций