Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Концепция индивидуального (любительского) радиовещания. Школьные радиокружки

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Концепция индивидуального (любительского) радиовещанияШкольные радиокружки

Чтобы стать хорошим специалистом в любой технической области, и особенно в радиотехнике, ею нужно заинтересоваться и полюбить это занятие уже в период становления личности (как правило, в возрасте от 10 до 14 лет). То есть выбор профессии молодой человек должен сделать вполне осознанно и ответственно, учась еще в школе. Лишь в этом случае он сможет в будущем не просто хорошо исполнять свои должностные обязанности “от сих до сих”, честно отрабатывая свою зарплату, а стать настоящим увлеченным Инженером (да-да, именно с большой буквы!). Инженером, который способен подняться в своей профессии до уровня искусства и создавать поистине красивые и гениальные разработки, радующие людей и служащие на благо страны
Сергей Комаров
Генеральный директор ООО
“Радиовещательные технологии”,
преподаватель Гуманитарного института
телевидения и радиовещания,
преподаватель кафедры
радиопередающих устройств МТУСИ

Молодой человек, сделав сознательно и по любви выбор своей будущей профессии еще в школе, станет в десятки раз более качественно и глубоко изучать дисциплины в институте. Он будет стремиться именно познать предметы изучения, а не просто сдать их и забыть, как относится к учебе подавляющая масса нынешних студентов.

Не поэтому ли недавно упал на землю наш “Фобос-грунт”, что мы напрочь развалили сеть технических кружков по стране и имеем среди выпускников вузов специалистов, неспособных к настоящему творчеству в области техники. А в бывших домах пионеров, во дворцах молодежи, в центрах технического творчества и на станциях юных техников давным-давно искоренили всю техническую деятельность и лишь занимаются зрелищными видами спорта, поют и танцуют, работая на показуху. Ходили и общались с директорами нынешних центров творчества молодежи, с вывески которых старательно стерто слово “технического”. В ответ слышали: “Что? Радио? Техника? Война? Никогда этого в нашем центре не будет!” И это вовсе не единичные ответы руководителей таких центров. Они и по команде свыше постараются саботировать техническое творчество или же будут это делать, “скрипя зубами” и отталкивая “куда подальше” увлеченных техникой мальчишек. Надо эту сеть создавать заново. С нуля. И может быть, даже “под крышей” Министерства связи. Ну по крайней мере так бы хотелось.

Руководитель Клуба индивидуального радиовещания Тюменской области Сергей Сушко разработал великолепную концепцию возрождения технического творчества молодежи вокруг радиостанций индивидуального радиовещания в центрах технического творчества молодежи. Но пока эти центры в лице их руководителей захотят развивать у себя техническое творчество, пройдут десятилетия, чтобы сменились их нынешние руководители. А будущие увлеченные инженеры нашей стране нужны уже сейчас! Поэтому будем создавать школьные или самодеятельные радиокружки повсюду. Да хоть при ЖЭКе, если управдом любит радиотехнику! Они иногда гораздо полезнее заорганизованных показушных центров.

Наша задача, чтобы десяти-пятнадцатилетний подросток, желающий выйти в эфир и жаждущий спаять свой первый радиопередатчик, мог прийти в такой радиокружок, найти там понимание, внимание к своему увлечению, получить интересующие его знания и обрести наставника в лице руководителя радиокружка или более старших его членов, благодаря общению с которыми он бы состоялся как юный радиоспециалист. И затем смог бы выйти в эфир, сначала со своим позывным, зарегистрированным как СМИ, с радиостанции наставника, а потом и со своей домашней радиостанции, собранной собственными руками. И если после всего этого он выберет своей будущей профессией радиотехнику, радиосвязь или радиовещание, то вот тогда можно будет сказать, что организация индивидуального (любительского) радиовещания в нашей стране заработала должным образом!

Цель организации индивидуального (любительского) радиовещания в том, чтобы через выход в вещательный эфир увлечь мальчишек радиотехникой, физикой, математикой, радиосвязью, радиовещанием, разработкой, конструированием и усовершенствованием радиоаппаратуры. Стране (ее радиотехнической и радиовещательной отрасли) нужны радиоспециалисты! Именно радиотехнари. Радиотехники. Радиоинженеры.

Цель нашей инициативы вовсе не в том, чтобы заполонить эфир голосами всех, кому охота поболтать или покрутить свою музыку, придя на все готовое нажимать кнопки и не вникая в технику, а в том, чтобы воспитать будущих увлеченных радиоспециалистов, радиоинженеров. Тех, кто владеет радиотехникой и любит ее. Тех, кто способен не только крутить ручки аппаратуры, но и самим эти аппараты разрабатывать и конструировать. А уж на этой базе можно будет готовить и более широких специалистов по радиовещанию. Но база – это именно радиотехника!

Выход в эфир – это бонус для технаря! Это возможность испытать на практике и эксплуатировать, постоянно усовершенствуя, аппаратуру, сделанную своими руками. Это публичная награда за изучение и практическое применение радиотехники. А если при этом парень, собравший свой передатчик и установивший антенны, еще раскрывается и как душевный ведущий, интересный автор, как поэт, гитарист или бард – это великолепно!

И ради вот такой многогранной самореализации все это и затевается! И такие мальчишки есть в нашей стране! Знаю. Общался. Сотрудничаю с ними. Да я и сам такой.

 

Радиостанция школьного радиокружка “Кенотрон”

Петр Комаровский
Руководитель школьного радиокружка поселка Кузнечное Приозерского района Ленинградской области

Слово “кенотрон” для обывателя звучит как строгий и непонятный термин. Когда ребята спросили: “А что такое кенотрон?” – вместо ответа я без комментариев положил на стол лампу 2Ц2С. У ребят было изумление в глазах: “Ух, ты, какая штука! Надо сфоткать для изготовления эмблемы на компьютере!” После этого я сообщил им, что это ламповый диод, выпрямитель переменного напряжения. А когда они спросили, что такое выпрямитель, рассказал принцип работы радиолампы. Так и пробуждается интерес к физике!

Название нашей радиостанции выбрано из-за своего звучания – строго и на первый взгляд непонятно, потому что мы не собираемся быть похожими ни на одну радиостанцию. А лампа на эмблеме будет характеризовать техническую сущность нашей затеи. “Кенотрон – Кузнечное” – так звучит позывной в музыкальном оформлении, который ребята сами составили. Пока еще не готов полный комплект оборудования и не до конца проработано содержание передач, предположительно в эфире по 3–4 часа в день будут звучать музыка по предварительной заявке, аудиокниги, радиоспектакли. В скором будущем планируем организовать телефонные звонки непосредственно в прямой эфир. Эксперименты с радиовещанием проводим с лабораторными приборами Г4-107 и У3-33, дополнив их компьютером и самодельным простеньким микшером (из останков старого УНЧ “Радиотехника 101”). Антенну ребята сделали сами по чертежам Сергея Комарова, директора компании “Радиовещательные технологии”. В организации и подготовке содержания радиопрограммы активно участвуют три девятиклассника: Сергей Ивлев (подборка музыкальных треков), Савелий Морозов (планирование содержания и расписания передач), Василий Третьяков (компьютерная обработка информации).

Сейчас наши выходы в эфир имеют пока экспериментальный, тренировочный характер, но уже есть хорошие отзывы от населения нашего поселка. Ведь в нашей местности слышна всего одна коммерческая радиостанция, которая круглосуточно крутит в эфире одни и те же музыкальные композиции. И естественно, такое радио слушают вовсе не из-за интереса – просто больше ничего нет в эфире.


В будущем мы планируем создать музыкально-развлекательную литературно-познавательную студию “Кенотрон – Кузнечное” для работы на средних и ультракоротких волнах. Конечно, всем известно, что у школьников, в силу их возраста, нет практического опыта в такой сфере деятельности, но очень интересно наблюдать, как этот опыт развивается. На днях я видел, как ребята, собравшись у школьной доски, обсуждали и чертили график вещания и расписывали содержание передач на каждый час. Сами, без участия взрослых! Услышал много интересных идей, для реализации которых можно будет привлечь еще больше школьников. А как составлялся и записывался позывной, это надо было видеть! Сколько было волнения перед микрофоном. Самым смелым оказался наш компьютерщик Василий Третьяков. Он и смонтировал на компьютере два пробных варианта позывного. Со временем будем воплощать эти идеи в жизнь. В эфире будут звучать поздравления, музыкальные приветствия, музыка различных жанров, частушки и анекдоты, аудиокниги и радиоспектакли, школьные новости и объявления, изменения в расписании уроков, дополнительная информация “школьнику на заметку”, полезные советы, рецепты и т.д. В общем, интересных идей много: Василий Третьяков предложил подготовить радиопередачу “История музыки”, где он будет рассказывать о том, как и когда зародился тот или иной музыкальный жанр с прослушиванием соответствующих отрывков. Савелий Морозов предложил мощную альтернативу коммерческому вещанию под названием “Народная солянка”. Это будет конкурс на лучший музыкальный сборник с голосованием в прямом эфире. Он планирует проводить такую передачу каждый день и вести повтор музыкальных композиций не чаще одного раза в неделю, а может, и реже. “Программу по заявкам” будет вести Сергей Ивлев. Здесь планируется музыка, сказки и аудиокниги.


Всего, что можно придумать, просто не перечесть. Кто-то даже предлагал юмористическую заставку “Антиреклама”, когда я понял, в чем ее суть, то чуть не лопнул от смеха. Глядя на их задор и интерес, думаю, можно попробовать вещание по сетке “понедельник – пятница” по 3–4 часа в день. Далее, по ходу дела, расписание уточним. Может быть, и не каждый день будем в эфир выходить, чтобы не отнимать время у учебных занятий. В общем, сориентируемся. Да, если честно, я и сам не прочь выйти в эфир. Моя затея будет называться “Железо, или Музыка для настоящих мужчин”. Это конкурс на лучшую “хардовую” композицию. Хорошо бы и преподавателей подключить к работе. А в процессе вещания – и жителей поселка тоже, глядишь, энтузиасты и подтянутся. Выход в эфир планируется после уроков – с 16:00 до 20:00, чтобы на прослушивание радиопередач не отвлекать ребят от занятий. В общем, в нашей концепции вещания будет все, но без рекламы, политики, криминала, религии, попсы и с соблюдением культуры общения. Мы будем вещать о том, что побуждает людей к красоте, доброте, радости, общению, отзывчивости и дружбе, что будет развивать интерес к познанию.

Помимо опытов с лабораторными приборами, для выхода в эфир ребята пробуют свои силы в самостоятельном конструировании несложных передающих устройств. На данный момент ведется работа по наладке уже собранного руками школьников под моим наблюдением трехкаскадного средневолнового АМ-передатчика с радиолампой ГУ-50 на выходе. Планируется сборка маломощного передатчика для безопасной наладки ЕН-антенны, сконструированной школьниками по чертежам Сергея Сушко из г. Тюмени. А некоторые из ребят серьезно интересуются самостоятельной сборкой УКВ ЧМ-передатчика. Они уже сами собрали и испытали задающий генератор и собрали НЧ-компрессор.


Далее у них в плане сделать стереокодер и оконечный усилитель мощностью около 1 Вт. Практика показала, что на весь наш поселок хватает мощности 0,5 Вт. Но 1 Вт нужен, чтобы покрыть уверенным вещанием всю территорию заводов вокруг поселка. Занятия такого рода влияют и на успеваемость школьников по общеобразовательным предметам, в первую очередь по физике и литературе. Также нельзя не отметить изменения в моральном облике ребят. Они становятся ответственнее и мудрее, занимаясь самостоятельным конструированием и выходом в эфир при помощи конструкции, собранной своими руками. Видел бы кто тот азарт, с которым ребята проводят испытания своих конструкций! У них же глаза горят! Это такая радость - видеть и слышать, как работает собранный своими руками радиопередатчик!

Мы будем вещать о том, что побуждает людей к красоте, доброте, радости, общению, отзывчивости и дружбе, что будет развивать интерес к познанию

После публикации о работе кружка в журнале “Радио” ребята стали заниматься с еще большим интересом. А когда на общешкольном собрании я вышел на сцену с журналом “Радио” и приемником в руках, то все, кто был в зале, были приятно удивлены. На собрании показали фото из журнала и продемонстрировали опыт радиопередачи на 102,5 МГц. Были бурные аплодисменты учеников, учителей и родителей в адрес ребят “по ту сторону эфира”!


На смену будущим выпускникам мы готовим и подрастающее поколение. Ученики 7-го класса, недавно вступившие в кружок, тренируются в сборке простых схем (мигалки, имитаторы звуков и т.д.) для выработки навыков безошибочного самостоятельного монтажа и наладки радиосхем. Потом им можно и передатчик доверить. И это все только начало огромной и важной работы по подготовке будущих инженерных кадров, увлеченных радиотехникой. Мечтаю такой род деятельности поставить на поток, то есть таким образом вести занятия в кружке, чтобы ребята могли воплотить в жизнь свои фантазии, развить и усилить их интерес к радиотехнике. На мой взгляд, это поможет им определиться по окончании школы с выбором будущей профессии. Все те, кто активно участвует в наших занятиях, планируют в дальнейшем получить профессию, связанную с радиотехникой. И было бы очень неплохо, если бы таких ребят принимали на учебу в профильные учебные заведения в первую очередь.

Опубликовано: -2012
Посещений: 12911

Статьи по теме

В рубрику "Коммутационно-распределительное оборудование, аксесуары" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций