Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Внедрение систем автоматизации радиокомплекса

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Внедрение систем автоматизации радиокомплекса


Константин Правоторхов
Генеральный директор ЗАО "Трактъ"

Так как успех радиостанции во многом зависит от ее индивидуального образа, то и рабочие технологии на каждой радиостанции должны быть индивидуальны. Отсюда следует вывод: невозможно приобрести готовую систему автоматизации радиокомплекса, необходимую именно вам: она должна быть"подогнана" под вашу станцию

Процесс создания радиостанции, в частности комплектование ее материальной базы и в особенности отладка рабочей технологии, во многом определяет то, как быстро будут достигнуты поставленные изначально цели, как быстро коммерческая радиостанция начнет приносить прибыль или информационная — оказывать идеологическое воздействие на слушателей.

Конечно, лицо радиостанции определяют творческие работники: журналисты, редакторы, ведущие. Но выверенная и оптимизированная технология работы, определяющая функциональные возможности, качество и оперативность работы "творцов", вносит существенный вклад в успех проекта.

Система автоматизации в рабочей технологии

Определимся с понятием "рабочая технология". Существует устоявшийся английский термин workflow, который дословно переводится как "рабочий поток". В русском языке термин "рабочая технология", определяющий непрерывное и циклическое взаимодействие людей, технических средств и прохождение информации в процессе радиопроизводства и вещания, на мой взгляд, наиболее точно передает смысл понятия workflow.

В настоящее время основой рабочей технологии радиостанции является система автоматизации радиостанции — аппаратно-программный компьютерный комплекс. Хорошо адаптированная и оптимизированная система автоматизации, взятая за основу рабочей технологии, позволяет определить место каждого сотрудника в цепи производства, предоставить ему необходимый набор функциональных возможностей, вовремя доставить необходимый материал, автоматически решить рутинные вопросы и тем самым максимально освободить человека для творчества. Напротив, неоптимизированная и неадаптированная, излишне формализованная система автоматизации порой становится не помощником, а тормозом в процессе производства и фактором раздражения сотрудников.

Многие считают, что после полной инсталляции ПО и оборудования процесс создания технической и технологической базы заканчивается, ну разве что еще чуть-чуть обучить персонал и...

И глубоко заблуждаются. По-настоящему создание системы автоматизации здесь только начинается. Процесс внедрения очень трудоемкий, затратный и требует взаимных усилий заказчика и исполнителя (разработчика системы).

Так как успех радиостанции во многом зависит от ее индивидуального образа, то и рабочие технологии на каждой радиостанции должны быть индивидуальны. Отсюда неизбежный вывод: невозможно приобрести готовую систему автоматизации, необходимую именно вам. Надо, закупив основные элементы (рабочие станции редактирования, планирования, вещания, базу данных), соединить их в систему, а затем провести процедуры ка-стомизации, адаптации, обучения, оптимизации и стабилизации. Этот процесс и есть внедрение системы автоматизации, и от его удачного завершения зависит то, как быстро радиостанция достигнет успеха и достигнет ли его вообще.

Этапу внедрения технологии предшествуют этапы разработки концепции, разработки проекта и оснащения. Коротко раскроем содержание этих этапов.

Концепция вещания
Концепция вещания — комплекс исходных требований, составляемых при проектировании системы. На данном этапе решаются следующие задачи: определение целевой аудитории или социально-политической задачи, определение объемов вещания и/или ретрансляции, определение формата радиостанции и пропорции новостей, музыки, передач, рекламы, определение типов и номенклатуры передач и рубрик, музыкального стиля и стиля оформления, стиля и формы ведения эфира, проектирование сетки вещания радиостанции.

Если радиокомплекс планирует вещать по нескольким каналам, то для каждого канала необходимо проработать все эти вопросы отдельно.

Проект
Проект системы — основа для создания договора на оснащение и внедрение. В проект входят следующие составляющие: анализ финансовых возможностей, или, иначе говоря, бюджет для оснащения и внедрения; разработка технологической схемы; расчет технологических мощностей (разбивка по аппаратным, рабочим местам, системам и службам, определение их количества, планирование помещений под аппаратные и рабочие места, выбор класса оборудования и подбор оборудования с необходимой функциональностью); разработка технологического проекта (спецификации, схемы размещения, технологических схем, монтажной и инсталляционной документации).

Оснащение
На данном этапе производится поставка оборудования, его монтаж и пу-сконаладка, структурирование компьютерной сети, инсталляция ПО автоматизации.

Этапы внедрения системы автоматизации

Первый этап
На первом этапе внедрения системы производится разработка workflow, рабочей технологии, определяющей взаимодействие людей, технических средств и пути прохождения информации.

Работы по созданию рабочей технологии состоят из следующих основных этапов.

  • Структурирование базы данных:
    - создание категорий и подкатегорий, присвоение имен;
    - настройка параметров категорий;
    - создание и настройка категорий для планирования передач и новостей, привязанных к временной оси.
  • Конвертация имеющейся базы (баз) данных в новую с максимальным сохранением метаданных, а при необходимости — переконвертация формата файлов контента (в случаях, когда радиостанция не создается заново, а уже имеет наработки прошлых лет).
  • Создание совокупности шаблонов — реализация сетки вещания:
    - настройка параметров импорта с внешних систем (прием новостей — News Wire, Burli, ENPS; музыка — Power Gold, Selector; реклама — 1С).
  • Настройка рабочих мест:
    - конфигурация и вид рабочего окна (окон);
    - настройка доступных функций;
    - администрирование прав;
    - настройка управления (комбинации "горячих" клавиш, дистанционное управление).
  • Настройка комплексных параметров:
    - настройка каталогов и путей;
    - администрирование;
    - резервирование.

Как правило, все эти работы проводятся исполнителем (в идеале — разработчиком) в тесном контакте с заказчиком.

На данном этапе основные задачи исполнителя (разработчика) — адаптация и кастомизация системы. Поясним эти термины.

Адаптация — настройки и изменения в программном обеспечении системы автоматизации, которые не предусмотрены в штатных настройках и могут быть сделаны только разработчиком. Например, настройка параметров импорта из внешней среды хранения и получения данных, конвертация старой базы данных в новую.

Кастомизация — регулировка штатных настроек в программном обеспечении системы автоматизации, что позволяет оптимизировать диалог работника с рабочей станцией. Так как сложные и многофункциональные системы имеют соответственно много возможностей и очень гибки в регулировке, то пользователю довольно сложно производить эти настройки, особенно на первом этапе обучения. Примером кастомизации может служить настройка привычной раскладки клавиатуры, оптимизации вида рабочего экрана под технологические задачи работника.

Второй этап
Данный этап включает в себя обучение персонала технологиям работы. Необходимо подчеркнуть, не изучение самого ПО системы автоматизации, а того, как на нем работать в условиях данного конкретного комплекса. Изучение возможностей самого ПО — только часть учебных курсов.

На этом этапе основная деятельность исполнителя (разработчика) — обучение и тренинг служащих радиостанции с использованием адаптированного к данному комплексу учебного курса, выработанного учебного плана с предоставлением методического материала и демонстрацией практических приемов работы. Итог обучения — сертификация специалистов.

Третий этап
Опытное вещание. Часто в формальном договоре сторон этот этап отсутствует, но в реальной жизни он всегда есть, это начало самостоятельной работы на комплексе. Если комплекс не очень сложный (8-15 рабочих мест), то данный этап можно при хорошей подготовке завершить в течение 1-2 месяцев. Если комплекс более сложен (например, более 40 рабочих мест, эфир имеет разножанровую структуру), то этот этап может растянуться на полгода, а то и на год. На этом этапе должна четко работать обратная связь заказчика с разработчиком, то есть должны фиксироваться все пожелания, замечания, ошибки. Для этих целей разработчик создает специальный инструментарий: Интернет-ресурсы, форумы, базы данных. В базе данных, доступной как пользователям, так и разработчикам, все ошибки, замечания и пожелания фиксируются и классифицируются по степени важности, планируется срок устранения недочетов или выполнения требований. Во время опытного вещания важен также прямой контакт с разработчиком: телефон, электронная почта, командировки. Часто на начальном этапе, особенно если комплекс сложен, а персонал слабо подготовлен, необходимо непосредственное присутствие исполнителя (разработчика) на объекте.

На этом этапе основная работа, которую проделывает исполнитель (разработчик), состоит в поддержке, стабилизации и оптимизации функционирования комплекса.

Поддержка — оперативные консультации, помощь в работе.

Стабилизация — полное устранение ошибок, выполнение объективных замечаний, отладка всех систем резервирования по результатам практической работы для достижения стабильной и надежной работы комплекса.

Оптимизация — доработка ПО в соответствии с целесообразными пожеланиями с последующей полной оптимизацией технологии (как рабочих мест, так и комплекса в целом).

На этом собственно внедрение системы заканчивается, но совместная деятельность заказчика и исполнителя (разработчика) продолжается.

Четвертый этап
Собственно вещание, то есть ежедневная и долгосрочная работа радиостанции.

На этом этапе задача исполнителя (разработчика) — гарантийная и постгарантийная поддержка созданного комплекса, включающая в себя периодический update (обновление) программного обеспечения. Условия, по которым производится обновление и качество обновления, являются важным показателем для выбора используемого ПО и, как следствие, разработчика для вашей системы автоматизации.

Пятый этап
Возможен и еще один этап жизни радиостанции — развитие. Среди факторов, которые могут стать причинами развития комплекса, можно назвать необходимость в расширении радиостанции, модернизацию, создание сетевых структур.

На этом этапе основные задачи исполнителя (разработчика) — дооснащение радиостанции и создание специальных разработок.

Опубликовано: -2005
Посещений: 11696

  Автор

Константин Правоторхов

Константин Правоторхов

Генеральный директор ЗАО "Трактъ"

Всего статей:  5

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций