Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Софт радио: вчера, сегодня и завтра

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Софт радио: вчера, сегодня и завтра

Понятие “автоматизация” применительно к радио может трактоваться по-разному. Для одного это эфирный сервер, с которого осуществляется проигрывание плей-листа. Для другого – автоматическая генерация плей-листа, то есть ротация музыкальной базы. Для третьего – управление рекламным трафиком, биллинг и продажи. А для четвертого это ньюсрум. Кто же прав? Все! Да, все это и есть “автоматизация радиостанции”. А попросту говоря – софт для радио. Чтобы лучше понять, почему все устроено так, а не иначе, давайте заглянем в прошлое…
Сергей Соколов
Эксперт

Генераторы плей-листов. Первые программы для радио

Исторически первым на радио был автоматизирован процесс составления музыкального плей-листа. Музыкальное радиовещание появилось в США в 1950 году. И конечно, это был настоящий рок-н-ролл. И в эфире в виде контента, и внутри самих станций – как образ жизни и мышления.

В 1960–1970-х годах, в процессе составления плей-листа начали использовать так называемые индекс-карты – учетные карточки песен, куда были записаны название композиции, исполнитель, последняя дата звучания, жанр, темп. Если вы когда-нибудь пользовались картотекой в библиотеке, то понимаете, о чем идет речь. После проигрывания композиции на ее карточке записывались дата и время звучания, после чего она помещалась в самый последний ряд коробки с картами. Карточки были разделены на несколько категорий, каждая категория определяла популярность песен.

Конкуренция радиостанций привела к еще большему усложнению правил ротации и необходимости выполнять трудоемкие вычисления. С этим уже не был в состоянии справиться человек. А тем более творческий, работающий на музыкальном радио. В это же время, в 70-е годы XX века, начали появляться первые персональные компьютеры. В результате человек по имени Андрю Экономoс (Dr. Andrew Economos) выпускает программный продукт под названием Selector и основывает компанию Radio Computing Services, Inc. Происходит это в 1979 году. Пожалуй, с этой даты и стоит вести отсчет истории систем автоматизации радио. А компания эта, кстати, еще существует, и известна как RCS.


Рыночная экономика и минимальное участие в ней государства, как известно, благоприятно сказываются на положении дел. Поэтому уже в 1983 году у программы Selector появился конкурент. Это был софт под названием Musicscan. До наших дней новая версия этой программы дошла уже под другим названием. Это известный многим MusicMaster. А потом уже были все остальные. И это не значит, что они хуже. Применение новых информационных технологий, свежий взгляд молодых талантливых разработчиков и отсутствие мешающих подойти к проблеме по-новому традиций иногда позволяют родиться отличным продуктам.

Второе пришествие компьютеров на радио. Монтаж звука

Хронологически следующим радийным процессом, который начал выполняться на компьютере, стал монтаж звука. Думаю, немногие из читателей могут себе представить, как выполнять монтаж звука на магнитной ленте при помощи ножниц и клея. Признаться, я и сам догадываюсь об этом с трудом. Когда я учился в Университете им. проф. М.А. Бонч-Бруевича на факультете “Радиосвязь, радиовещание и телевидение”, а было это более 10 лет назад, на лекциях, где нам рассказывали про изменение остаточного магнитного состояния носителя и обмотку записывающей головки, было сложно не заснуть. Это было неинтересно, так как уже в то время магнитная лента воспринималась как вчерашний день. Хотя я и сам тогда еще пользовался компактным кассетным плеером SONY Walkman. Но одно дело компактные кассеты, а другое – большие бобины полноразмерных профессиональных ленточных студийных магнитофонов. Могу предположить, что монтажеры того времени были настоящими виртуозами. Это сейчас любой, научившийся запускать программу Sound Forge, мнит себя чуть ли не звукорежиссером. Но по крайней мере вырезать ненужное и расположить фрагменты в необходимой последовательности – задача и правда по силам. А тогда, чтобы стать профессиональным монтажером, нужно было изрядно потрудиться и обладать сноровкой, координацией и расторопностью. Уверен, что в некоторых государственных радиовещательных компаниях в наши дни еще остались ветераны, которые могут поделиться с вами секретами этого забытого мастерства.


Итак, звук начали записывать на компьютер и на нем же делать монтаж и сведение. Конечно, компьютеры того времени были не способны обрабатывать звук с требуемой скоростью, поэтому использовались громоздкие, сложные и очень дорогие звуковые карты. При помощи этих карт выполнялась вся обработка звука, запись и проигрывание. Но не все было так просто. Дисковые накопители того времени были очень незначительных размеров. Хранить оцифрованный звук было негде, поэтому в обязательном порядке применялась компрессия звуковых сигналов. Это сейчас вы можете себе позволить хранить на радио всю фонотеку в несжатом виде (хотя я и не считаю это разумным). В то время это было попросту невозможно. Так что первые звуковые карты выполняли еще и кодирование и декодирование звука.

Несмотря на широкое распространение систем для обработки звука в наши дни (кто не слышал про Sound Forge или Cool Edit), звуковая “монтажка” и сегодня является неотъемлемой частью любого вещательного автоматизированного комплекса на радио.

Тут отечественные разработчики не сильно отстали от прогрессивной части человечества. В начале 1990-х годов вышла в свет первая отечественная система для монтажа звука DATECH. Это была рабочая станция: персональный компьютер, софт и блок цифровой обработки звука. В то время все это было очень дорого, так что такими благами цивилизации довольно долгое время могли пользоваться только государственные вещательные компании.

Плей-аут. Автоматизация проигрывания расписания

Понятие “плей-аут” (от англ. Playout) чаще используют на телевидении. Но на радио проигрывание файлов по расписанию компьютером началось гораздо раньше. Так что никто не может запретить использовать этот термин и радийщикам. Это удобнее, чем говорить “автоматическое проигрывание расписания”.

Забавно, что интерфейс первых плей-аут-систем на радио выглядел как два (или больше) профессиональных CD-проигрывателя. И технология работы ничем не отличалась. Разница была только в том, что при нажатии на кнопки нарисованных на экране компьютера CD-проигрывателей, начинал проигрываться файл с винчестера. А не трек с компакт-диска.


У профессиональных айтишников это называется “автоматизация как есть”. Так говорят, когда на предприятии внедряется информационная система, при этом неэффективная технологии работы и неоптимальным образом выстроенные бизнес-процессы не меняются. Считается, что такой подход порочен, и интеграторы, дорожащие своей репутацией, вообще могут отказаться принимать участие в таком проекте, так как заведомо известно, что клиент не получит ожидаемого результата от внедрения информационной системы. Внедрение информационной системы в обязательном порядке должно сопровождаться и реинжинирингом бизнес-процессов в компании. Так вышло и с первыми плей-аут-системами на радио. Проигрыватель компакт-дисков заменили компьютером. Но на самом деле не поменялось ничего. Прорыв в надежности плей-аута все же состоялся. Компьютер гораздо надежнее воспроизводит треки по сравнению с проигрывателем компакт-дисков, на котором часто проявлялись характерные искажения. Сам по себе принцип устройства CD-проигрывателя не позволял быть ему надежным источником звука для вещания. То диски царапались, то оптическая головка “теряла зрение”, то с приводом, вращающим диск, что-то происходило. Это и было первопричиной перехода на вещание с компьютеров. Воспроизведение файла с компьютера гораздо надежнее, чем компакт-диска с проигрывателя, пусть и профессионального, оснащенного фейдер-стартом.

Некоторые вещатели совершали и вовсе головокружительный скачок. С пленки они переходили сразу на вещание с компьютера. И сейчас некоторые мои клиенты говорят “заправить пленку”, имея ввиду, что определенный файл указан программному плееру для воспроизведения по нажатию кнопки на линейке консоли.

Современный радийный плей-аут избавился от этого атавизма и выглядит просто как расписание в удобном представлении, на котором выделяется текущая позиция в плей-листе и текущая позиция проигрывания самого файла. При этом вы можете сводить файлы не только разных форматов, но еще и битрейтов. Различные счетчики помогают комфортно себя чувствовать ведущему. Инструмент для настройки кросс-фейда предлагает набор способов ввода и увода фонограмм. Вы можете заранее разметить файл, используя около 8 меток. А для строгого соответствия структуре часа можете использовать функцию изменения длительности звучания участков расписания без изменения высоты тона. Все это и многое другое предложит вам хороший современный радийный плей-аут.

Трафик-менеджмент

Исторически последним на радио появился специализированный софт для планирования рекламных кампаний. Это программное обеспечение пришло на смену ватману на стене, закрашиваемому по мере заполнения сетки рекламными блоками, и электронным таблицам на более продвинутых станциях.

Сейчас рейтинговые станции со значительным рекламным трафиком уже не могут представить своего существования без таких систем. Ошибка стоит довольно дорого. Каждый выход ролика имеет свою цену. Но его отсутствие в эфире имеет цену гораздо большую. А когда этих выходов сотни и сумма контракта насчитывает много нулей, ни о каких ошибках речь идти не может. Тем более что конкуренция на рынке рекламы очень высока. Конкуренты с радостью примут вашего рекламодателя в свои заботливые руки.

Современная трафик-система для радио – это довольно сложный программный продукт с широкими функциональными     возможностями. Задача трафик-менеджеров, работающих на ней, – обеспечить выход всех рекламных кампаний в соответствии с медиапланами и контролировать этот процесс на всех стадиях. От прикидочных медиапланов до выхода роликов в эфир. Если по каким-то причинам ролик не вышел в нужное время, то трафик-система заметит это раньше, чем вам позвонит разъяренный рекламодатель, автоматически сверив лог эфирного сервера с расписанием рекламы.

Трафик-система позволяет отслеживать конфликты (то есть нахождение рядом или в одном блоке) в расписании рекламы по виду деятельности рекламодателя или любым другим заданным произвольно параметрам. Даже по голосу, который озвучивает ролики, если это потребуется. Заменить выход сотни-другой одного ролика на другой или последовательность других – тоже не проблема.

Кроме этого, современная трафик-система имеет широкие возможности финансового учета: расчет оказанных рекламно-информационных услуг за любой период времени по любому контрагенту, финансовое закрытие периодов, построение аналитических отчетов.

Радийный ньюсрум

У нас очень мало новостных радиостанций. И это понятно. Сделать новости коммерчески успешным продуктом в эпоху активного формирования сетевого общества очень сложно. Все новости мгновенно облетают планету по сети Интернет.

И все же короткие новостные блоки пару раз в час есть почти на каждой музыкальной радиостанции. Поэтому интегрировать этот процесс в комплекс и научить дикторов читать текст с экрана, – вполне разумно. Не потому, что нужно опасаться “Гринпис” и экономить бумагу. А потому, что бумага оказывается в урне, а то, что было сказано в эфир, и сам релиз новости в текстовом виде со временем уже не найти. Гораздо удобнее, когда все новости хранятся в медиахранилище радиостанции на серверах.

Ньюсрум должен уметь собирать и принимать новости из разных источников, формировать из всего этого внутреннюю ленту новостей, делать на базе оригинальных новостей релизы, превращать их в сюжеты (текст + синхроны), размещать в расписании вещания и выдавать в эфир, а точнее, на экран компьютера перед диктором новостей.

Тренды

В ближайшие годы на радио сложно ожидать революций в области плей-аут. Они и так уже могут месяцами работать без сбоев, имеют многоуровневую структуру расписания, широчайшие возможности по управлению процессом вещания, а большего от них и не требуется.

Скорее всего, активно будут развиваться системы медиапланирования и управления трафиком. Сейчас происходит процесс слияний и поглощений. На рынке начинают работать радиохолдинги. В таких структурах невозможно вести прозрачный учет рекламы и вообще денег без правильно внедренной трафик-системы. В скором времени она покроет отдел продаж, соединившись с CRM-системой отдела продаж, финансовым отделом и отделом размещения.


Другой тренд связан с развитием на радио систем управления фонотекой или базой медиаконтента. К медиахранилищу контента на радио уже сейчас предъявляются все новые требования по мере увеличения физических каналов, по которым можно вещать. Грядущая цифровизация многократно увеличит число каналов распространения медиа-контента. Уже сейчас сеть Интернет дает возможность вещать сотни программ разных форматов. Есть еще и кабельные операторы, которые используют технологии All-over-IP. И на радио возникает потребность в системах, которые на телевидении сейчас стали настоящим бестселлером. Это системы класса MAM (Media Asset Management). Аббревиатура для радийщиков совсем незнакомая. Но при этом она имеет к радио непосредственное отношение. Термин Media Asset Management проходит под категорией Digital Asset Management и применим к любому медиаконтенту, а в частности к аудио- и видеоматериалам.


А что же будет происходить в области автоматизации радио в ближайшем будущем на самом деле – покажет время. В любом случае, даже самый передовой софт не сможет помочь, если у вашей станции нет четкого понимания, что и зачем вы делаете. Как вы будете зарабатывать деньги? Чем вы лучше конкурентов? На радио все еще очень нужны таланты и творческие люди, способные удержать аудиторию. Удачи вам!

Опубликовано: -2011
Посещений: 15456

Статьи по теме

  Автор

Сергей Соколов

Сергей Соколов

Эксперт

Всего статей:  1

В рубрику "Автоматизированные системы радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций