Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Восьмисекундная готовность

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Восьмисекундная готовность

Я уже давно занимаюсь системами мониторинга телерадиовещания, которые необходимы в том числе и для того, чтобы выполнять все требования закона о СМИ. Автоматизировано пока не все, поэтому напомню телерадиокомпаниям о некоторых важных вещах
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

На что обращает внимание Роскомнадзор при проверках радио и телевидения?

Выходные? Обязательно!

Прежде всего это наличие выходных данных – будь то газета, журнал, радио, ТВ или интернет-СМИ.

Для радио это та невнятная скороговорка, которую мы периодически слышим в трансляции. Так вот, выходные данные – сообщение, содержащее полную и достоверную информацию о данном СМИ, которое при круглосуточном вещании должно ставиться не менее четырех раз. В случае ТВ это, как правило, заставка. Кроме полных выходных данных есть еще и сокращенные, которые транслируются в случае начала и окончания передачи, прерывания на рекламу или программу, которая зарегистрирована как отдельное СМИ (тут тоже неплохо передачу обрамить его выходными данными). Поскольку закон не регламентирует, в какое конкретно время суток должны идти выходные данные, их, естественно, стараются ставить отнюдь не в прайм-тайм. Поэтому если выходные данные радио мы периодически слышим, то телевизионные – почти никогда.

В случае аналогового ТВ, если несколько телеканалов регулярно вещают на одной частоте или частоты федерального канала делятся с каким-то региональным вещателем, важно, чтобы каждый вещатель или СМИ не забывал представиться при начале вещания и сообщить, когда заканчивает. И следующий за ним должен сделать то же самое. Так как они вещают не круглосуточно, здороваться и прощаться — это норма не только вежливости, но и закона.

Рекламная врезка. Если она вышла в рамках обрамления “здравствуйте – до свидания" выходных данных регионального партнера, то это региональное вещание и она будет засчитана в объем региональному партнеру. А если региональный партнер выполнил обязательства по замещению федерального блока региональным блоком рекламы, то это не региональное вещание, а просто договор об исполнении агентских обязательств по замещению соответствующего контента. Получается, что требование по наличию выходных данных позволяет определить, кто же вещает в данный момент – федеральный канал или региональный партнер, и если последний, то счи тать ему это вещание в региональный объем или не считать. И это осново полагающее в части проверки выполнения обязательных требований.

Не манкируй, маркируй!

Обязательное требование – наличие знаков информационной продукции: это знаки возрастных ограничений “программа предназначена для слушателей/зрителей старше 12 лет" и тому подобное. И значки 0+ или 16+, которые мы видим на всех видах рекламы и контента.

Особенность этого знака информационной продукции — у него есть минимально установленная длительность (не может длиться меньше восьми секунд), более того, он должен вводиться всякий раз, как программа прерывается рекламой.

Для телеканала: размер знака информационной продукции не должен быть меньше, чем размер логотипа соответствующего телеканала. То есть если ты очень любишь свое “Гадюкино-ТВ” и его логотип занимает четверть экрана, то, уж будь добр, размерчик знаку информационной продукции подбери не меньше. А если к Новому году ты украсил логотип нарядным колпаком Деда Мороза и тот стал больше на 7%, то и знак должен вырасти не менее чем на те же 7%.

Да, штрафы здесь не столь серьезные, как за нарушение громкости, за которым приглядывает ФАС, и проверки Роскомнадзора – дело не особо частое, но наличие нескольких нарушений закона о СМИ – повод приостановить деятельность нарушителя, а то и отозвать его лицензию.

Действовать строго в рамках особенно актуально в предвыборный сезон. Вроде плевое нарушение — 16+ написано мельче, чем логотип, да еще выходные данные разок забыли поставить... И еще такие замечательные вещи, как вышел ты в эфир или нет, хватает ли у тебя контента на заявленное круглосуточное вещание. Не выполнил формальное действие — не уведомил соответствующий орган об отсутствии тебя в эфире, о приостановке вещания — это очень серьезное нарушение.

Не теряй бдительности!

Федеральные каналы, обладавшие огромной сетью региональных партнеров, в последние годы, особенно с учетом перехода на цифру, вопрос выполнения требований надзорного органа очень сильно упорядочили. А где-то есть региональные СМИ, которые продолжают оставаться расслабленными. Но таких все меньше и меньше. Вообще ситуация с выполнением закона о СМИ напоминает ту, что сложилась с камерами слежения на дорогах. Пока камер не было и за превышение скорости наказывали, как правило, первого в потоке, а вереница едущих за ним летела себе дальше, мы не сильно переживали из-за нарушения скоростного режима. Теперь, когда камера беспристрастно фиксирует нарушение у всех 80 машин в потоке, после пары-тройки штрафов ты начинаешь ездить аккуратнее. Неотвратимость наказания возросла, как и штрафы.

То же касается и предприятий. Понятно, что глубина контроля не позволяет выявить все нарушения, на них будут обращать внимание в последнюю очередь. Если технические средства контроля позволяют выявлять и фиксировать даже то, что информация шла не 8, а 7 секунд, причем один раз из 120 за сутки, то ты будешь обращать самое пристальное внимание на все детали.

Технический прогресс оснащает обе стороны — и вещателя, и контролирующий орган. А техническая оснащенность Роскомнадзора средствами контроля за последние 3–4 года сильно повысилась, возможности по контролю, сбору доказательной базы несравнимы с теми, что были прежде.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2017
Посещений: 5227

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций