В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"
В этом вопросе нет и намека на политический подтекст с провокативным контекстом. Для ж ясности сразу же скажу: в хорошей стране мы живем. Только не надо портить ее своим поведением, а надо любить страну в себе, так же как себя в стране. Речь идет всего лишь о распределении телеаудитории по способам доставки программ и проникновении основных видов электронных коммуникаций
Неуловимая аудитория
Почти общепризнано, что 26% населения России, то есть жители частных домов, получают телесигнал посредством индивидуальных антенн. По данным Мининформсвязи России, 61,8% населения (жители многоквартирных домов) используют сигнал систем коллективного приема телевидения (СКПТ). Остальное населения - это подписчики услуг кабельного и непосредственного спутникового ТВ, а кто-то и вообще лишен его. В выступлениях лидеров АКТР приводится оценка аудитории систем кабельного телевидения - до 75% населения. Как сказал бы известный персонаж фольклора: "и тот прав и этот тоже". Но для корректности следовало бы уточнить, что до недавних пор операторы СКПТ не особенно обременяли себя доставкой дополнительного (к эфиру) контента, и пока большую часть граждан следовало бы рассматривать лишь как потенциальную аудиторию кабельного ТВ. Охват техническими средствами еще не гарантия подписки, а также желания и способности платить.
Менее точны данные о распространенности цифрового телевидения (ЦТВ). В эфире (с учетом, однако, СКПТ) это несколько десятков тысяч зрителей Мордовии, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска и Нижнего Новгорода. У спутникового ЦТВ аудитория на порядок больше. Мининформсвязи полагает, что Интернет-ТВ в России уже смотрят 100 000 чел.; аудитория IPTV по-видимому входит в это число, но точно мы не знаем. Какая-то, судя по всему, скромная аудитория сформирована и вокруг мобильного ТВ.
Российская специфика - это многое объясняет
Наличие СКПТ - это серьезная отечественная специфика, которую стоило бы принимать во внимание, проводя сопоставления с данными по зарубежным странам, например, с данными доклада Ofcom, британского ЕГРО (единого государственного регулирующего органа) в сфере инфокоммуникаций и медиа.
В одном из докладов приводятся данные о "профиле" стран по способам доставки ТВ-сигнала (см. рис.). Видна пестрота жанров и национальное своеобразие каждой страны. Понятно, что такой "ландшафт" мог сформироваться за прошедший год.
Особый интерес представляет направление эволюции предпочтений аудитории. Тектонических сдвигов пока не отмечено, но это не значит, что их не будет и что до них далеко.
Общий вектор указывает на дальнейшую фрагментацию аудитории под действием экономики, технологий и собственных иллюзий. Пройдет лет десять, и тогда мы увидим, как переформатируется аудитория эфира спутника и кабеля, переведенных на IP и его модификации, например IMS. Только после Способы доставки телевизионного сигнала стандартизации, в домовые хозяйства в разных странах конечно.
России в докладе Ofcom нет. Почему? Это отдельная тема. Приходится опять дополнять данные доклада - снова "подковывать блоху" (см. табл. 1-3). В этих таблицах, кроме ТВ и радио, Ofcom приводит данные и по другим видам электронных коммуникаций. Отечественные показатели (в сравнении со странами ОЭСР), с одной стороны, незавидные, а с другой (по сравнению с Китаем) - пока еще пристойные.
Отсюда и давно известный ответ на поставленный в заголовке вопрос: живем между развитым миром и стремительно растущим. И это остается серьезным вызовом. Применительно к электронным коммуникациям, конечно.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 12826
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций