В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Первый заместитель генерального директора
ФГУП "РТРС"
Прогресс цифровых технологий едва пocпeeaeт за полетом творческой мысли теоретиков и зигзагами дискуссий в сообществе электронных коммуникаций. Информации много, но, как пoxaзали исследования социологов в течение одного дня 2005 г., на 14 тысяч информационных сообщений пpиходится только 24 подлинных новости, а значимых событий еще меньше. Тем не менее нередко в форме PR предлагаются и знаковые субстанции
Конец телевидения (каким его представляет IBM)
РR-страшилки, вроде "ТВ - мертво", мелькавшие на плакатах на многих выставках, не блещут оригинальностью.
На самом деле консультанты из "голубого гиганта" ничего не имеют против "голyбого экрана": в докладе "Конец телевидения" они показали свой потенциал и возможности. Острота названия не умаляет достоинств материала, авторы которого добросовестно поработали с медиасообществами США, Европы и Азии относительно перспектив ТВ в 2012 г. и с учетом выявленных тенденций развития медиа предложили свое видение (vision).
Ключевую роль в данных тенденциях играют два фактора: расширение доступа к телеканалам и все большее вовлечение зрителей в манипулирование контентом. При поддержке новых технологий (благодаря появлению множества каналов, платформ, терминалов) эти факторы ускоряют фрагментацию зрительской аудитории и увеличивают возможности персонализации контента за счет возможности поиска интересующих материалов, заказа, самопрограммирования. При этом пассивная, более взрослая часть аудитории глубоко вовлечена в процесс смотрения; молодежнaя аудитория более активна, в ней выделяетcя племя "сооl kids" (крутых козлят), готовых смотреть все, всегда и везде. У каждой из трех составных частей есть собственные предпочтения, касающиеся контента, способа доставки, рекламы, технологических решений, способов оплаты.
Погружаясь в дальнейшие размышления о смене бизнес-моделей программирования каналов и моделей рекламы (собственно эта смена и называетcя "концом телевидения"), IBM предлагает 6 ключевых рекомендаций вещателям, они касаются: сегментации рынка, инноваций, бизнес-экспериментов, мобильности, открытости контент-платформ и реструктуризации активов. По мнению авторов, следование данным рекомендациям поможет пережить грядyщее "землетрясение" в медиабизнесе.
Заключительный вывод доклада IBM и вовсе радикален для каналов: aдаптироваться или умереть.
Понятно, что, как и товарищ Сухов, большинство вещателей предпочтет помучаться, весь вопрос в скорости развития и масштабах этого стихийного бедствия. Например, прогноз ЕВU относительно новых услуг элегически спокоен: в 2010 г. пользователи мобильного ТВ составят 85 млн, IPTV - 25 млн. Такие пределы новизны - несерьезное основание для "футур-шока". Но не будем забывать про сюрпризы будней наyчно-технического прогресса.
Будни цифровизации (от ее агентов, собравшихся на конференции DVB World’2006)
На конференции, прошедшей в Дублине (Ирландия) 1-3 марта с. г., состоялись сессии: обзор DVB в мире, мобильное ТВ, платформа МНР (multimedia home platform) для интерактивного ТВ, DVB и VoD (видео по запросу), защита прав на контент, HDTV (ТВВЧ) и проблемы частотного спектра для новых видов услyг DVB, а также дискуссия "Вещание и телекоммуникации: кто кого и для кого?".
Позиции платформы DVB в мире крепнут и расширяются, хотя и не столь быстро, как ожидалось. Пытaясь развить успех, консорциум DVB начал работу нaд версиями стартов DVB-C2 и DVB-T2. В 2007 г. наступит очередь DVB-Н2. При этом консорциум, продвигаясь к DVB 3.0, расширяет диалог с другими международными форумами в области электронных коммуникаций с целью сближения позиций и организации взаимовыгодного сотрудничecтва, а может быть, и конвергенции.
В воздухе витает предчувствие появления сетей следующего поколения - NGN.
В качестве специального пункта программы на форуме был представлен доклад компании Modeo о мобильном ТВ, в нем компания анонсировала сети DVB-Н в городах США. В докладе было сделано 10 оптимистичных для DVB-H (в частности, в сравнении с DMB) предсказаний: например, было зaявлено, что к 2009 г. каждый значимый ТВ-канал мира выпустит свою мобильнyю версию.
На самом деле существует множество предпосылок для более быстрого распространения именно версии "Н". Сегодня DVB-H завершает этап пилотных проектов более чем в 10 странах; на 2006 г. объявлен запyск коммерческих проектов в Италии, Финляндии и США.
Однако на сегодняшний день окончательно не решен вопрос об определении диапазона частот (III-, IY- или L-диапазон) и их локализации. В связи с этим предложено превратить региональнyю конференцию по частотному планированию RRС'2006, которая пройдет в Женеве в июне этого года, в перманентный процесс для того, чтобы к 2008 г. установить болью определенность с диапазоном частот. Несколько позже, уже на СеВit'2006 еврокомиссар В. Реддинг обнародовала амбициозные намерения ЕС по части развития мобильного телевидения, в том числе выделение частотного ресурса, причем не предполагается дожидаться цифрового дивиденда после выключения налогового вещания (2012 г.).
Также серьезной проблемой имплементации DVB-H остается борьба форматов мобильного контента, сервисных интерфейсов и систем защиты прав на контент. Консенсус пока не достигнyт, что не радует рынок и озадачивает трудящихся.
В сфере интерактивного ТВ на основе МНР от имени "группы товарищей" (консорциума компаний, конечно) бы ли обнародованы проекты изменений в системе лицензионных платежей, вызвавшие напряженную дискуссию. На сессии ТВВЧ основной доклaд был сделан представителями компании СВS (США), базирующейся в стране, в которой техническую возможность приема ТВВЧ имеет 99,99% домохозяйств. Так, компания СВS вещает в указанном формате 34 часа в неделю, в том числе 300 часов в год транслирует спортивные программы. Производители техники и операторы вещания рассказали о развитии этого рынка в Европе, уточнив минимальный перечень требований для получения лейбла HD-ready. В настоящее время в Европе жанр ТВВЧ носит пока локальный характер и продвигается отдельными спутниковыми и кабельными операторами. Да и споры о стандартах ТВВЧ и предпочтительности использования ограниченного частотного ресурса для него или DVB-H также продолжают. По накалу и длительности они, как и дискуссия "Вещание или телекоммуникации: кто кого и для кого?", не уступают "Санта-Барбаре". В целом последняя дискуссия, несмотря на участие экспертов Microsoft и ОвТВ, как зарница, только обозначила приближение грозы.
Будущий облик сетей электронных коммуникаций (от продвинутых коллег и смежников)
Этот гром гремит по разным азимутам. В ЕВС горячо обсуждают перспективы сетей Р2Р в вещании (кандидата на роль 6-й ТВ-платформы) и особенности мультимедийного вещания, в ОЭСР обсуждают будущее Интернета. МСЭ подняло вопросы о принципах регулирования в сетях следующего поколения (NGN), Продвигая NGN GSI (global standart initiative). Еще не успела завершиться дискуссия o том, что такое Web 2.0, а шустрые молодые россияне на webplanet.ru начали обсуждать и продвигать концепцию Web 3.0 как социальной системы управления контентом.
Пример Web 2.0 дает используемая Би-Би-Си (ВВС) система IMP (integrated media рlауег), позволяющая через Интернет, в том числе мобильный, загружать телерадиопрограммы (через 7 дней после эфирной трансляции) или сайты, вроде YouTube.com или videoegg.com, где видеоконтент формируется из любительских пользовательских "подкастов". К ним же можно причислить "МегаБит" (известный экономист А. Бунич) и "О2ТВ" (создатель комьюнити "Poziciya" A. Туганбаев), практически одновременно объявившие себя первыми в России интерактивными телеканалами в Интернете. Напомню также, что в Италии к январю 2006 г. уже более четырех миллионов семей имели интерактивные МНР-декодеры для эфирного ТВ (они сейчас стоят порядка 90 евро); на острове Сардиния и в общине Aosto Valley работало два полностью интерактивных ТВ-портала. Компания Modeo в проектах DVB-H закладывает также возможность "подкаста".
Несмотря на кажущуюся пестроту жанров названных проектов, у них есть некое ядро, вокруг которого Вращают все частные вопросы электронных коммуникаций (ЭК). Это ядро - основа будущего облика сетей ЭК (как в контексте "железа", так и в контексте конфигураций, возможностей и функций, a также баланса между новой социальностью, основанной на выводах концепции "человеческих отношений",и эксцессами "Большого брата"). Применительно к Интернету уже названа главная тенденция: сеть превращается из пространства публичного представления контента в пространство публичного его формирования.
По ком же звонит этот колокол? Не по всем ли сетям электронных коммуникаций?
Молодежь webplanet.ru категорична: "Вавилонская башня" единой семантики будет разрушена.
Флаг им в руки, Бог им в помощь...
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2006
Посещений: 11837
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций