В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Али Зейналов
Генеральный директор
ООО "Телерадиокомпания
Пионер-ТВ"
Необходимость включения понятия "ретрансляция" в законодательство РФ по авторскому и смежному праву проявилась сразу же при введении в действие в 1993 г. Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах". Попытка ввести "ретрансляцию" в Закон об АН предпринималась в 2002 г. проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об авторском праве и смежных правах". В связи с решением Правительства РФ ввести "интеллектуальное право" в Гражданский кодекс РФ большие изменения в 2002 г. в Законе об АН не произошли, в том числе не было введено понятие "ретрансляция"
Определение понятия "ретрансляция" и условия его использования изложены в пп. 4 п. 2 ст. 1330 ГК РФ. При рассмотрении вопросов использования ретрансляции необходимо помнить, что нововведением в части четвертой ГК РФ стало то, что объектом смежного права организаций телерадиовещания является не программа, а "сообщение передачи", то есть процесс передачи сигнала, вещание.
Термин "ретрансляция" как способ использования объекта смежного права, "сообщение передач" введен взамен ранее действующих способов "сообщение в эфир" и "сообщение по кабелю". По своей сути ретрансляция охватывает те же действия, что и указанные два способа использования, но предлагает обязательным условием одновременность "сообщения передач", непрерывность прохождения сигнала от первоисточника до потребителя.
Другими словами, ретрансляция - это когда одна организация эфирного или кабельного вещания получает "сообщение передач" от другой организации и передает его дальше.
Пользователями права использования "сообщение передач" способом ретрансляции являются:
В настоящее время применяются способы ретрансляции:
Для организации эфирного вещания, желающей осуществлять свое исключительное право на использование собственного объекта смежного права "сообщение передач", способ использования будет тот же - ретрансляция, так как другой Кодексом не предусмотрен. То же и для организации кабельного вещания. Отличие такой организации от организации, предоставившей право на использование "сообщения передач" (организации кабельного вещания), - это наличие у нее только одной лицензии Федеральной Службы "Россвязьохран-культура" на право вещания в эфир и меньший размер авторского вознаграждения.
Законодатель, с целью максимального обеспечения имущественных прав автора при использовании произведений способом права "сообщение в эфир" и учитывая рекомендации ст. 11 bis Бернской конвенции, в пп.7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, применил разные виды исключительного права автора: "публичное исполнение" (включая показ и исполнение)" и "сообщение в эфир" ("сообщение произведения для всеобщего сведения по радио и телевидению"), а также способ исключительного права субъекта смежного права организаций телерадиовещания - "ретрансляция".
Законодатель, применив такой комбинированный способ исключительного права автора, определил три категории пользователей права на "сообщение в эфир":
Законодатель, введя понятие "ретрансляция", как единственный способ "сообщения передач", создал условия для распространения программ радио и телевидения с максимальным охватом территории страны с учетом, что организаций, желающих распространять свои программы с использованием кабельных сетей, значительно больше, чем нежелающих.
Законодатель не ограничивает количество организаций, участвующих при ретрансляции "сообщений передач".
Основными документами, обеспечивающими имущественные права автора и субъекта смежного права, являются лицензионные договора, заключенные организацией коллективного управления правами автора, пользователем права автора (организацией телерадиовещания), и лицензионный договор, заключенный между организациями эфирного и кабельного телевидения (участниками использования "сообщения передач") способом ретрансляции.
Основанием для заключения лицензионных договоров является наличие у организации телерадиовещания лицензии на право вещания, выданной ФС "Россвязьохранкультура", которая легализует программную концепцию вещания на территории РФ и определяет способ ее распространения независимо от государственной принадлежности программы.
Предметом лицензионного договора, заключенного между организацией коллективного управления правами автора и организацией эфирного вещания, является "организация - на основании двух лицензий (на эфирное и кабельное вещание, №, дата), выданных ФС "Россвязьохранкультура", она предоставляет пользователю неисключительную лицензию на право сообщения в эфир объекта авторского права используемого в "сообщениях передач" пользователем способом ретрансляции, в том числе по кабелю".
Наряду с другими условиями в договоре должен быть указан вид объекта авторского права, вид использования объекта авторского права, порядок начисления и размер авторского вознаграждения.
Организация эфирного вещания, используя исключительное право распоряжаться объектом своего права "сообщением передачи", заключает с организацией кабельного вещания возмездный, не обремененный авторским правом лицензионный договор. Предметом договора является "организация эфирного вещания - на основании лицензии (№, дата), выданной ФС "Россвязьохранкультура", и предоставляет организации кабельного вещания неисключительную лицензию на право использования "сообщения передачи" по кабелю способом ретрансляции".
Наряду с другими условиями в договоре определяется порядок и размер вознаграждения за использование "сообщение передач" по кабелю.
Сумма вознаграждения организации кабельного вещания входит в общую сумму доходов организации эфирного вещания, на которую начисляется авторское вознаграждение для выплаты организации коллективного управления правами автора.
Статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности государством. Государство обеспечивает охрану, путем принятия федеральных законов (часть четвертая ГК РФ), регулирующих правоотношения участников гражданского оборота прав на интеллектуальную собственность.
Контроль над исполнением федеральных законов государство возлагает на Федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу " Россвязьохранкультура", которая руководствуется положением, утвержденным Правительством РФ № 354 от 06.06.2007 гг.
Начисления авторского вознаграждения строятся в цепи пользователей, где первичное право принадлежит автору. Использование произведения автора - это процесс включения произведения как объекта авторского права в торгово-экономический оборот пользователем. Для включения произведения в экономический оборот и обеспечения правовой охраны произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме в виде, доступном для восприятия другими лицами и допускающем возможность воспроизведения. Отсутствие произведения в объективной форме влечет за собой отказ в его охране.
Эту задачу в первую очередь выполняет исполнитель - субъект смежного права, получив на это право от правообладателя. Объектом смежного права исполнителя является исполнение, в том числе аудиовизуальное произведение, постановка.
Пользователем права на исполнение являются производитель фонограмм и организация телерадиовещания, которая также является пользователем права на фонограмму.
Правоотношения между организацией управления правами автора и организацией телерадиовещания распространяются только на объект авторского права в виде исполнения литературно-музыкальных произведений малых форм, используемых в аудиовизуальных произведениях, постановках, фонограммах, передачах организаций эфирного вещания или кабельного телевидения (созданных самой организацией или за счет ее средств другой организацией), сообщаемых в эфир или по кабелю.
Механизм обеспечения имущественных прав автора и субъекта смежных прав проще рассмотреть в виде схемы (рис. 2).
1; 2. Вознаграждение исполнителю за право использования исполнения в том числе аудиовизуального произведения, постановки в "сообщениях передач" организаций телерадиовещания.
3; 4. Вознаграждение производителю фонограмм за право использования фонограммы литературных, музыкальных произведений в "сообщениях передач" организаций телерадиовещания.
5.Вознаграждение исполнителю за право записи фонограммы исполнения, в том числе аудиовизуальных произведений, постановок.
6. Авторское вознаграждение за право использования произведения в объективной форме в виде исполнения, в том числе аудиовизуальных произведениях, постановках.
7. Авторское вознаграждение за право использования исполнений литературных, музыкальных произведений малых форм, в том числе в аудиовизуальных произведениях, постановках, фонограммах, передачах организации эфирного вещания, используемых в "сообщениях передач".
8. Авторское вознаграждение за право записи фонограммы объекта авторского права в виде исполнения.
9. Авторское вознаграждение за право использования исполнения литературных, музыкальных произведений малых форм, в том числе в аудиовизуальных произведениях, постановках, фонограммах, в передачах организации кабельного вещания, используемых в "сообщениях передач".
10. Вознаграждение организации эфирного вещания за право использования "сообщения передач" организацией кабельного вещания.
Перед заключением лицензионного договора организация коллективного управления правами автора должна предоставить пользователю объективную информацию о видах прав, о видах объектов авторского права, переданных ей в управление, размеры авторского вознаграждения, определенные правообладателем за каждый вид использования объекта авторского права.
Такая информация необходима пользователю для определения вида использования объекта авторского права, включаемого в программную концепцию вещания.
Видом использования объектов авторского права для целей телерадиовещания является исполнение. В том числе аудиовизуальные произведения, постановки, фонограмма, передачи организаций телерадиовещания.
Необходимость объективной информации о полномочиях организации коллективного управления очевидна из приведенных ниже примеров:
Авторское вознаграждение начисляется за каждый вид использования объекта авторского права. Расчет ведется от общей суммы доходов, полученных от деятельности с использованием объектов авторского права. В сумму общего дохода не могут быть включены:
Для целей авторского вознаграждения не имеет значения, платное или нет телерадиовещание, за исключением случаев, определенных ГК РФ. В кодексе отсутствуют понятия "пакетное вещание", "социальный пакет", в этом случае вопросы авторского права должны регулироваться условиями ГК, пока в него не внесут изменения.
Участие объекта авторского права в торгово-экономическом обороте предусматривает его обособление от других объектов авторского права и объектов смежного права.
Для ясности приведем пример начисления авторского вознаграждения организации эфирного вещания в соответствии с условиями части четвертой ГК РФ.
Время вещания организации эфирного телевидения за отчетный период 100 часов, при этом получен доход 1 млн руб.; таким образом, доход за 1 час вещания составляет (1 млн руб./100) 10 000 руб.
Фактический объем вещания объекта авторского права по видам использования объекта авторского права и сумма доходов при этом составит:
Государство, используя свое право (Постановление Правительства РФ № 218 от 1994 г.), установило минимальный размер авторского вознаграждения на передачу организации телерадиовещания 1% для эфирного телевидения, 5% для кабельного телевидения:
Размер авторского вознаграждения других видов использования объектов авторского права согласовывается с организацией коллективного управления правами автора в пределах полномочий, передаваемых ей авторами.
Для организации кабельного вещания общая сумма доходов состоит из общей суммы доходов, с учетом абонентской платы.
Например, организация КТВ по своим сетям распространяет 11 каналов, в том числе один как вещатель своих программ. Общая сумма доходов составляет 11 млн руб. Общая сумма для расчета авторского вознаграждения составит: 11 млн руб./11 каналов = 1 млн руб., далее как для эфирного телевидения.
Вариантов начисления авторского вознаграждения много, но неизменным остается одно - начисление авторского вознаграждения производится за фактические объемы используемых объектов авторского права в "сообщениях передач".
С учетом предыдущих материалов остается только сформулировать существенные условия договора:
Нововведения четвертой части ГК РФ создают в правоотношениях сторон прозрачность, позволяют избежать субъективизма при определении условий договора. Сам кодекс стал простым в исполнении, неся при этом большую информационную нагрузку, не имея перекоса в пользу какой-либо из сторон.
Мое мнение, что четвертая часть ГК РФ является одним из лучших законов, принятых в современной России. При наличии четвертой части ГК РФ в стране сложилась интересная ситуация: стороны строят правоотношения не в соответствии с условиями Гражданского кодекса, а по правилам, придуманным Российским авторским обществом, противоречащим четвертой части ГК РФ. При этом размер авторского вознаграждения, по версии РАО, в десяток раз выше, чем по условиям ГК РФ.
Такое положение не может долго продолжаться. По-моему, как только Федеральная служба "Россвязьохран-культура" закончит формирование аккредитованной организации по коллективному управлению правами автора, она обяжет всех нас неукоснительно исполнять условия части четвертой ГК РФ, и не только кодекса, но и условий "Правил...", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 785 от 22.12.2006 г., а также "Правил...", утвержденных Приказом министра культуры № 270 от 21.03.2007 г.
Способов контроля и принуждения соблюдения законодательства РФ у Федеральной службы "Россвязьохран-культура" достаточно.
Хочется отметить, с образованием Федеральной службы "Россвязьохран-культура" взаимоотношения между региональными управлениями Федеральной службы и организациями телерадиовещания значительно улучшились, стали доверительными и прозрачными. Управления не только жестко контролируют нашу деятельность, но и консультируют в части исполнения федеральных документов. Правила ФС значительно упростили порядок пролонгации лицензий, выдаваемых службой, а это много значит.
Возлагаю большие надежды на ФС "Россвязьохранкультура" в вопросе возвращения РАО в правовое пространство части четвертой ГК РФ.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2008
Посещений: 23529
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций