Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Регионы ждут Must carry и 21-ю кнопку

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Регионы ждут Must carry и 21-ю кнопку

20 мая Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, внесенный депутатами Л.Л. Левиным и О.В. Тимофеевой, “О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” и статью 46 Федерального закона “О связи”
Александр Малькевич
Генеральный директор АО “ОРТРК”, генеральный директор АО “ГТРК-Омск” (12 канал), член Правления НАТ

Согласно указанному проекту планируется определить обязательные общедоступные телеканалы субъектов Российской Федерации. В каждом субъекте РФ определяется один обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ. Преимущества – обязательное размещение телеканала в минимальном пакете услуг кабельных операторов, причем бесплатно (так называемый принцип must carry), причем – на 21 позиции (так называемая 21 кнопка) во всех кабельных сетях.


Мы, региональные вещатели, давно ждали этого законопроекта – на самом деле еще в 2014 году, когда в первом чтении закона, определившего 20 обязательных каналов, фигурировали еще три – 2 региональных и один муниципальный. Увы, тогда во втором чтении строчки про нас исчезли…

Интересно, что в журнале “Стандарт” № 8 (139) за август 2014 г. в статье “Буксующий двигатель торговли” было опубликовано такое мнение заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина: “Каналы, имеющие эфирную лицензию, выданную Федеральной конкурсной комиссией, являются каналами, работающими по безопасной для пользователя модели. Значит, они должны бесплатно присутствовать в сетях кабельных и спутниковых операторов”.

Сейчас, спустя два года, на апрельском Медиафоруме НАТ в Москве Алексей Волин говорил иначе – о том, что “борьба за кнопку”, особенно попытки закрепить ее законодательно, выглядит странно, поскольку любой абонент сам может перенастроить очередность каналов в приемнике в любом порядке. “В современных телевизорах перенастраивается все. И если телекомпания делает хороший продукт, зрителю совсем неважно, на какой кнопке он сможет перенастроить канал выше. Ключ к успеху находится в ваших руках”, – заключил Алексей Волин.

Так, да не совсем. И тогда, два года назад, и сейчас я всегда привожу в пример Омск и наш “12 канал”.

Просто для справки: акционерное общество “Омская телерадиовещательная компания” является учредителем СМИ “ОРТРК – 12 канал”, имеет универсальную лицензию на вещание и является единственным каналом в регионе с объемом вещания 168 часов в неделю, ежедневно, круглосуточно. В настоящее время территория распространения “12 канала” охватывает не менее 80% населения Омской области.

Так в чем тогда проблема?

В том, что один из крупнейших местных кабельных операторов – “Омские кабельные сети” (накрывающий до половины жителей столицы региона – города-миллионника) – в 2014 году изменил условия договора, предложив нам оплачивать ежемесячно огромную, экономически необоснованную сумму. И даже когда мы согласовали договор и готовы были платить существенные суммы, “Омские кабельные сети” просто отказали во включении нашего телеканала в свой пакет.

Получается, что из-за самоуправства кабельного оператора значительная часть омичей лишилась возможности получать достоверную и оперативную информацию о жизни региона, во время прямых эфиров участвовать в обсуждении острых социальных вопросов, смотреть трансляции значительных спортивных событий (включая матчи культовой хоккейной команды “Авангард”).

Да, спустя год удалось как-то договориться, но все эти соглашения висят на волоске, потому что рейтинговый канал (на голову опережающий всех возможных местных конкурентов) вынужден теперь, помимо денег, постоянно “оказывать мелкие услуги” кабельщикам, учредители которых периодически пытаются едва ли не влиять на нашу информационную политику, “высказывая пожелания”.

Подобные истории, насколько я знаю, довольно типичны для ряда регионов нашей страны – кому-то отказывают из-за “вкусовщины” операторов, с кого-то просят немыслимые деньги. Сразу отвечу тем, кто считает, что “выбрасывать рейтинговый канал оператору невыгодно” (так на Конгрессе НАТ говорил мне и Алексей Волин). Им наплевать! Потому что дело не в бизнесе, а в политике.

Простой зритель и рад бы перейти к другому оператору, но:

  • а) в некоторых домах альтернативы нет (да, мы ведь о провинции говорим, а не о столицах);
  • б) сам переход настолько сложен для обычного человека, что никто эти круги ада проходить не хочет (особенно пожилые люди).

Вот и складывается ситуация, при которой местные кабельные вещатели имеют возможность диктовать свои условия региональным телевещателям, отказывая, часто по надуманным, а иногда и политическим причинам, в бесплатном распространении контента, вне всякого сомнения имеющего социальное и общественно-политическое значение для жителей того или иного субъекта Российской Федерации.

В настоящее время кабельные операторы злоупотребляют своим положением на рынке, выборочно заключая договоры на кабельное вещание с телеканалами, имеющими лицензии на эфирное вещание, либо заключая договор на невыгодных для телеканалов условиях.

Принятие закона, обязывающего кабельных операторов заключать договоры с социально значимыми телеканалами на безвозмездной основе, значительно улучшит положение региональных вещателей, не имеющих возможности повлиять на ситуацию, оказывающую негативное воздействие на деятельность телеканалов.

Именно поэтому я всегда говорил: да, 21 кнопка – это хорошее и полезное начинание (хотя во всех кабельных сетях Омска мы и так или 22, или 21, или 23), но самое главное: в принципе зафиксировать положение о том, что главные региональные каналы ДОЛЖНЫ быть в кабеле.

10 мая предложения Национальной ассоциации телерадиовещателей
по 21-й кнопке были переданы в Государственную Думу РФ.
Данные предложения ожидаются к рассмотрению
во втором чтении законопроекта

Уважаемый Леонид Леонидович! Большое спасибо за возможность внести изменения в проект Федерального закона “О внесении изменений в ст. 32 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” и ст. 46 Федерального закона “О связи”! От имени Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), представляющей интересы большинства российских телеканалов, предлагаем на рассмотрение две формулировки изменений.

Вариант № 1 2) дополнить новой частью пятой следующего содержания: “Обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации выбирается из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее тридцати процентов телепрограмм собственного производства и трансляция которых осуществляется на территории проживания не менее пятидесяти процентов населения соответствующего субъекта Российской Федерации не менее 12 месяцев.”;

ИЛИ Вариант № 2 2) дополнить новой частью пятой следующего содержания: “Обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации выбирается из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее семидесяти пяти процентов телепрограмм национальной продукции и трансляция которых осуществляется на территории проживания не менее пятидесяти процентов населения соответствующего субъекта Российской Федерации не менее 12 месяцев.”

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2016
Посещений: 8131

  Автор

 

Александр Малькевич

Генеральный директор АО “ОРТРК”, генеральный директор АО “ГТРК-Омск” (12 канал), член Правления НАТ

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций