В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Женева, 10-28 мая 2004 года
В соответствии с Резолюцией Совета МСЭ № 1185 Региональная конференция радиосвязи (РКР) 2004-2005 годов имеет полномочия подготовить новое Региональное Соглашение и план для цифровой наземной радиовещательной службы в полосах частот 174-230 и 470-862 МГц.
Расширенная зона планирования
Как известно, на РКР 2002 года в Марракеше (Марокко) было принято решение о расширении зоны планирования цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях районов 1 и 3 в указанных полосах частот. В частности, эта зона была расширена до 170° в.д. и охватила территории стран СНГ: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана
В Резолюции Совета МСЭ № 1185 предусмотрен пересмотр действующих Региональных Соглашений в Европейской и Азиатской зонах радиовещания, Европейского Соглашения по радиовещанию (Соглашение "Стокгольм-61") и Женевского Соглашения 1989 года.
Необходимость пересмотра указанных Соглашений вызвана активным внедрением цифрового телевизионного и звукового радиовещания в первом районе.
Основные данные по спискам аналоговых ТВ-станций
Администрация связи России в качестве координирующей администрации при непосредственном участии ФГУП НИИ Радио и ФГУП ГРЧЦ АС РСС провели работу по подготовке, согласованию и координации списков существующих и планируемых аналоговых ТВ-станций, расположенных в зоне от 40° до 170° в.д.
Сводные списки аналоговых ТВ-станций администраций связи Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, и Узбекистана 29 декабря 2003 года были направлены в Бюро радиосвязи МСЭ для последующего учета при подготовке нового плана наземной радиовещательной службы.
Вклад АС России содержал пять предложений по следующим вопросам:
Первая сессия Региональной конференции радиосвязи 2004 года была посвящена планированию цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях районов 1 и 3 в полосах частот 174-230 и 470-862 МГц, на которой были рассмотрены следующие вопросы:
Руководящий состав конференции
В соответствии со сложившейся практикой проведения международных форумов под эгидой МСЭ работу Региональной конференции радиосвязи должен открывать авторитетный человек (duaen), признанный мировым сообществом специалистов радиотелевизионного вещания.
По предложению Генерального секретаря МСЭ и при единодушной поддержке глав делегаций администраций связи государств - членов МСЭ такое право было предоставлено заместителю руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации профессору М.И. Кривошееву, который в своем вступительном слове подчеркнул исключительное значение этой конференции в области внедрения и развития цифрового телерадиовещания в мире.
На заседании представителей Региональных организаций было предложено избрать председателем Региональной конференции радиосвязи М.И. Кривошеева. Это предложение единогласно было поддержано руководящим комитетом конференции.
На согласительном совещании с участием Генерального секретаря МСЭ г-на Й.Утцуми, а также председателя конференции М.И. Кривошеева, директора Бюро радиосвязи В.В. Тимофеева было принято решение избрать двух претендентов: от администрации связи Нидерландов (Криса Ван Ди-пенбик) и администрации связи Ирана (Кавуса Арасте) сопредседателями конференции с правом поочередного ведения пленарных заседаний конференции при отсутствии Председателя конференции.
Делегация Администрации связи Российской Федерации в ходе работы первой сессии РКР-2004 руководствовалась утвержденными Указаниями на эту конференцию и необходимостью отстаивания позиции АС России по всем вопросам повестки первой сессии РКР-2004.
В преддверии второй сессии рабочей группой была проведена следующая подготовительная работа:
Технические основы и характеристики планирования
Технические основы и характеристики отчета рассматривались на рабочей группе 4В.
По предложению СЕРТ были проанализированы три эталонные конфигурации планирования для наземного цифрового телевизионного вещания DVB-T и две для T-DAB.
Планирование T-DAB должно вестись для частотных выделений с использованием одночастотных сетей
Планирование T-DAB должно обеспечить мобильный прием с 99%-ной вероятностью приема по местоположению.
Эталонные сети DVB-T представлены для трех режимов приема: стационарного, мобильного и портативного.
Эталонные сети для мобильного и портативного приема отличаются высокой мощностью передающих станций (до 95 кВт). Для каждого варианта приема предусмотрено две сети: сеть с большой зоной обслуживания (с более мощными станциями), которая включает в себя 7 станций, и с малой зоной обслуживания (3 станции).
Рабочей группой 4В рассматривалось определение станций малой, средней и большой мощности.
В частности, определение станций малой мощности предлагалось сделать на основе расчета зоны обслуживания с учетом кривых распространения, но в результате было решено сохранить существующую структуру определения.
Один из важных и сложных вопросов, который решался в ходе первой сессии РКР-2004, - это защита национальных систем воздушной радионавигационной службы в полосе частот 645-862 МГц.
Для обеспечения защиты радаров воздушной радионавигационной службы, используемой согласно пункту 5.312 Регламента радиосвязи в ряде стран Региона 1 (включая Россию), при разработке нового цифрового Плана от имени ряда стран РСС (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан) был подготовлен и представлен документ № 72.
В этом документе содержались предложения по дополнению соответствующего раздела информацией о применении в рамках воздушной радионавигационной службы по пункту 5.312 радаров управления воздушным движением (УВД). Кроме того, в документе № 72 были предложены конкретные критерии защиты радаров УВД от помех со стороны ТВ-станций системы DVB-T для включения их в Отчет конференции.
В ходе представления документа № 72 страны СЕПТ (Германия, Франция, Финляндия, Литва, Венгрия), а также Сирия, Иран и рад других арабских стран высказались против включения данных предложений в Отчет РКР-2004, мотивируя свою позицию отсутствием соответствующих исследований в МСЭ-Р, которые бы могли подтвердить представленные критерии защиты.
Дальнейшая работа по этой проблеме проводилась по двум направлениям:
При подготовке проекта новой Резолюции по защите наземного цифрового вещания от систем радиовещательной спутниковой службы делегация Администрации связи России предложила отметить в тексте Резолюции положение о том, чтобы работа существующих систем спутникового вещания (систем "Экран") не ограничивалась, а также о том, чтобы данные системы учитывались при разработке нового цифрового Плана.
При рассмотрении вопроса защиты систем DVB-T от других служб было отмечено, что в проекте Отчета РКР-2004 отсутствуют критерии защиты станции DVB-T от помех со стороны целого ряда других служб.
В связи с этим рабочей группой 4С был подготовлен проект новой Резолюции по необходимости проведения срочных исследований в рамках МСЭ-Р для определения критериев защиты DVB-T от других служб.
Рабочей группой 4С подготовлены предложения по защитным критериям для сухопутной подвижной и фиксированной служб, которые включены в соответствующие разделы отчета РКР-2004.
Результатом решения рабочей группой 4С вопроса совместимости с другими первичными службами стал обновленный раздел № 4 отчета РКР-2004, в котором содержится:
Планирование цифрового телерадиовещания рассматривалось Комитетом 5 (Методы планирования), в рамках которого были созданы Рабочая группа 5А (Принципы, методы и средства планирования) и Рабочая группа 5В - Межсессионная деятельность, включая расписание и формы заявок.
Принципы, методы, инструменты планирования
Принципы планирования предусматривали рассмотрение следующих вопросов:
Методы планирования включают в себя:
В качестве инструментов планирования рассматривались:
Прежде всего следует отметить достигнутый успех делегаций администраций связи РСС в официальном признании статуса списков существующих и планируемых аналоговых ТВ-станций, направленных АС РСС 29.12.2003 г. в адрес Бюро радиосвязи.
Принятие такого решения первой сессией РКР-2004 стало возможным благодаря согласованным и взаимно скоординированным действиям делегаций АС РСС. В процессе сложных двусторонних переговоров делегаций АС РСС с делегациями Европейских старн, стран Африки и региональных организаций удалось прийти к официальному признанию этих списков.
Практически эти списки получили равнозначный статус с частотными планами, приложенными к соглашениям "Стокгольм-61" и "Женева-89".
Одной из проблемных и сложных задач, решением которой занималась делегация АС Россия совместно с делегациями АС РСС, было отстаивание позиции равноправного доступа к радиочастотному спектру.
Предложение СЕРТ заключалось в ограничении доступа к спектру цифрового вещания для стран, использующих этот спектр для других первичных радиослужб.
Как известно, в Росссийской Федерации в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц работает РЭС радиолокационной службы, РСНБ и других специальных служб, защита значительной части которых не предусмотрена международным регламентом радиосвязи.
В связи с этим деятельность представителей делегации АС России была направлена на достижение позитивных результатов в разаитии радиослужб, работающих на первичной основе в Российской Федерации, и на обеспечение равноправного доступа к радиочастотному спектру.
Ниже перечислены основные принципы и подходы к разработке плана цифрового радиовещания:
Основной подход к разработке Плана заключается в том, что Конференция отказывается от чёткого разделения на сценарии планирования, а предполагает разработать методы планирования, позволяющие каждой администрации выбрать свои методы защиты их существующих и планируемых частотных присвоений. Эти присвоения могут быть заявлены как в аналоговом, так и в цифровом виде, конвертированном из аналогового.
При планировании должны рассматриваться заявки как для присвоения, таки для выделений. Заявки могут быть представлены как для одночастотных, так и для многочастотных сетецй. Заявки для маломощных передатчиков не должны приниматься во внимание.
Максимальная мощность передатчика, заявляемая для планирования, не должна превышать 200КВт ЭИМ.
Планирование T-DAB должно быть ориентировано на мобильный портативный приём внутри помещения.
Несовместимости, которые будут возникать между заявками различных администраций, должны разрешаться на многосторонней или двусторонней основе
Основные аспекты и методы планирования.
Предложения администраций в части присвоений и выделений частот сводились к требованиям рассмотреть в процессе планирования как присвоения, так и выделения, а также обеспечить возможность конвертации зон обслуживания аналоговых станций в зоны выделения частот для цифрового вещания.
В процедуре разработки Плана должна быть возможность использования как методов планирования по регулярным сеткам, так и методов распределения частотного ресурса по географическим областям.
Два этапа планирования.
Планирование должно предусматривать два этапа:
В течение первой сессии Региональной конференции радиосвязи 2004 года были приняты необходимые основополагающие решения по процедурно-регуляторным вопросам, техническим критериям, принципам и методам планирования цифрового радиовещания:
Первая сессия РКР-2004 наметила два варианта переходного периода с аналогового на цифровое радиовещание:
На конференции было решено первую фазу подготовительного пробного планирования провести в период с сентября до середины января 2005 года.
Администрациям связи государств - членов МСЭ поручено провести два цикла (раунда) пробного планирования:
В ходе второго цикла предусматривается разработка проекта Плана радиотелевизионного вещания.
Для координации работ по планированию, процедурно-регуляторному сопровождению процессов планирования и, наконец, непосредственному обеспечению пробного планирования первая сессии РКР-2004 приняла решение о создании трех групп.
В задачи группы входит:
Основная задача, стоящая перед группой планировании, - проведение пробного планирования и подготовка проекта Плана для второй сессии РКР-2006.
План-график собраний групп
Предлагается следующий примерный план-график собраний групп:
Основные задачи АС России
Предложения по реализации решений РКР-2006
В интересах реализации решений первой сессии Региональной конференции радиосвязи 2004 года, обеспечения своевременной и качественной подготовки Администрации связи Российской Федерации ко второй сессии Региональной конференции радиосвязи 2006 года (РКР-2006) и разработки проекта плана радиотелевизионного вещания Российской Федерации представляется целесообразным:
С этой целью на базе комиссий РСС по спутниковой связи, телевизионному и звуковому радиовещанию и комиссии РСС по вопросам регулирования использования РЧС и ЭМС РЭС создать Координационную группу с полномочиями по координации всего комплекса мероприятий и работ по подготовке ко второй сессии РКР-2006 и межсессионному пробному планированию.
Василий Павлов
Заместитель руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2004
Посещений: 11145
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций