Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Региональная конференция радиосвязи

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Региональная конференция радиосвязи

Женева, 10-28 мая 2004 года

В соответствии с Резолюцией Совета МСЭ № 1185 Региональная конференция радиосвязи (РКР) 2004-2005 годов имеет полномочия подготовить новое Региональное Соглашение и план для цифровой наземной радиовещательной службы в полосах частот 174-230 и 470-862 МГц.

Расширенная зона планирования

Как известно, на РКР 2002 года в Марракеше (Марокко) было принято решение о расширении зоны планирования цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях районов 1 и 3 в указанных полосах частот. В частности, эта зона была расширена до 170° в.д. и охватила территории стран СНГ: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана

В Резолюции Совета МСЭ № 1185 предусмотрен пересмотр действующих Региональных Соглашений в Европейской и Азиатской зонах радиовещания, Европейского Соглашения по радиовещанию (Соглашение "Стокгольм-61") и Женевского Соглашения 1989 года.

Необходимость пересмотра указанных Соглашений вызвана активным внедрением цифрового телевизионного и звукового радиовещания в первом районе.

Основные данные по спискам аналоговых ТВ-станций

Администрация связи России в качестве координирующей администрации при непосредственном участии ФГУП НИИ Радио и ФГУП ГРЧЦ АС РСС провели работу по подготовке, согласованию и координации списков существующих и планируемых аналоговых ТВ-станций, расположенных в зоне от 40° до 170° в.д.

Сводные списки аналоговых ТВ-станций администраций связи Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, и Узбекистана 29 декабря 2003 года были направлены в Бюро радиосвязи МСЭ для последующего учета при подготовке нового плана наземной радиовещательной службы.

Вклад АС России содержал пять предложений по следующим вопросам:

  • определение (прежде всего касается временного периода для перехода от аналогового к цифровому радиовещанию);
  • защита других служб;
  • форматы предоставления данных;
  • применение регламентарных процедур;
  • разработка регуляторных процедур.

Первая сессия Региональной конференции радиосвязи 2004 года была посвящена планированию цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях районов 1 и 3 в полосах частот 174-230 и 470-862 МГц, на которой были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Подготовка отчета РКР-2004 для второй сессии конференции.
  2. Принятие решения относительно конечного срока, к которому администрации должны представить заявки в МСЭ.
  3. Внесение предложения Совету МСЭ относительно даты и продолжительности второй сессии РКР.
  4. Представление Совету МСЭ предложений о рекомендуемом порядке действий в отношении тех частей Стокгольмского Соглашения 1961 года и Женевского Соглашения 1989 года, которые будут отражены в новом Региональном Соглашении в полосах частот 174-230 и 470-862 МГц.

Руководящий состав конференции

В соответствии со сложившейся практикой проведения международных форумов под эгидой МСЭ работу Региональной конференции радиосвязи должен открывать авторитетный человек (duaen), признанный мировым сообществом специалистов радиотелевизионного вещания.

По предложению Генерального секретаря МСЭ и при единодушной поддержке глав делегаций администраций связи государств - членов МСЭ такое право было предоставлено заместителю руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации профессору М.И. Кривошееву, который в своем вступительном слове подчеркнул исключительное значение этой конференции в области внедрения и развития цифрового телерадиовещания в мире.

На заседании представителей Региональных организаций было предложено избрать председателем Региональной конференции радиосвязи М.И. Кривошеева. Это предложение единогласно было поддержано руководящим комитетом конференции.

На согласительном совещании с участием Генерального секретаря МСЭ г-на Й.Утцуми, а также председателя конференции М.И. Кривошеева, директора Бюро радиосвязи В.В. Тимофеева было принято решение избрать двух претендентов: от администрации связи Нидерландов (Криса Ван Ди-пенбик) и администрации связи Ирана (Кавуса Арасте) сопредседателями конференции с правом поочередного ведения пленарных заседаний конференции при отсутствии Председателя конференции.

Делегация Администрации связи Российской Федерации в ходе работы первой сессии РКР-2004 руководствовалась утвержденными Указаниями на эту конференцию и необходимостью отстаивания позиции АС России по всем вопросам повестки первой сессии РКР-2004.

В преддверии второй сессии рабочей группой была проведена следующая подготовительная работа:

  • достигнуто соглашение об использовании единого метода прогнозирования распространения на всей территории планирования;
  • в качестве единого метода принята Рекомендация МСЭ-PP. 1546-1, включающая в себя ряд дополнений (в том числе расчет прогноза распространения над смешанными трассами; уточненные значения вертикального градиента преломления для пересчета кривых распространения для зон с явлением суперрефракции);
  • согласовано перераспределение зон распространения:
    • зона Каспийского моря отнесена к зоне 4 (распространение над теплым морем);
    • территория Египта отнесена полностью к зоне 1 (зона умеренного и субтропического распространения).

Технические основы и характеристики планирования

Технические основы и характеристики отчета рассматривались на рабочей группе 4В.

По предложению СЕРТ были проанализированы три эталонные конфигурации планирования для наземного цифрового телевизионного вещания DVB-T и две для T-DAB.

Планирование T-DAB должно вестись для частотных выделений с использованием одночастотных сетей

Планирование T-DAB должно обеспечить мобильный прием с 99%-ной вероятностью приема по местоположению.

Эталонные сети DVB-T представлены для трех режимов приема: стационарного, мобильного и портативного.

Эталонные сети для мобильного и портативного приема отличаются высокой мощностью передающих станций (до 95 кВт). Для каждого варианта приема предусмотрено две сети: сеть с большой зоной обслуживания (с более мощными станциями), которая включает в себя 7 станций, и с малой зоной обслуживания (3 станции).

Рабочей группой 4В рассматривалось определение станций малой, средней и большой мощности.

В частности, определение станций малой мощности предлагалось сделать на основе расчета зоны обслуживания с учетом кривых распространения, но в результате было решено сохранить существующую структуру определения.

  • Перечень первичных служб, которые должны учитываться при подготовке нового плана цифрового телерадиовещания.
  • Защитные критерии для воздушной радионавигационной службы, используемой по п. 5.312 РР в полосе частот 654-862 МГц.
  • Формы технических параметров других служб для анализа совместимости.
  • Совместимость других служб в соседних полосах частот.
  • Проект новой Резолюции по защите наземного цифрового вещания от систем радиовещательной спутниковой службы.
  • Проект новой Резолюции по проведению исследований в рамках МСЭ-Р для определения критериев защиты DVB-T от других служб.
  • Защитные критерии для сухопутной подвижной и фиксированной служб.

Один из важных и сложных вопросов, который решался в ходе первой сессии РКР-2004, - это защита национальных систем воздушной радионавигационной службы в полосе частот 645-862 МГц.

Для обеспечения защиты радаров воздушной радионавигационной службы, используемой согласно пункту 5.312 Регламента радиосвязи в ряде стран Региона 1 (включая Россию), при разработке нового цифрового Плана от имени ряда стран РСС (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан) был подготовлен и представлен документ № 72.

В этом документе содержались предложения по дополнению соответствующего раздела информацией о применении в рамках воздушной радионавигационной службы по пункту 5.312 радаров управления воздушным движением (УВД). Кроме того, в документе № 72 были предложены конкретные критерии защиты радаров УВД от помех со стороны ТВ-станций системы DVB-T для включения их в Отчет конференции.

В ходе представления документа № 72 страны СЕПТ (Германия, Франция, Финляндия, Литва, Венгрия), а также Сирия, Иран и рад других арабских стран высказались против включения данных предложений в Отчет РКР-2004, мотивируя свою позицию отсутствием соответствующих исследований в МСЭ-Р, которые бы могли подтвердить представленные критерии защиты.

Дальнейшая работа по этой проблеме проводилась по двум направлениям:

  • разработка проекта новой Резолюции по проведению исследований МСЭ-Р в отношении критериев защиты радаров воздушной радионавигации в полосе 645-862 МГц от помех со стороны системы DVB- T;
  • подготовка раздела в отчет РКР-2004 по критериям защиты воздушной радионавигационной службы в полосе 645-862 МГц.

При подготовке проекта новой Резолюции по защите наземного цифрового вещания от систем радиовещательной спутниковой службы делегация Администрации связи России предложила отметить в тексте Резолюции положение о том, чтобы работа существующих систем спутникового вещания (систем "Экран") не ограничивалась, а также о том, чтобы данные системы учитывались при разработке нового цифрового Плана.

При рассмотрении вопроса защиты систем DVB-T от других служб было отмечено, что в проекте Отчета РКР-2004 отсутствуют критерии защиты станции DVB-T от помех со стороны целого ряда других служб.

В связи с этим рабочей группой 4С был подготовлен проект новой Резолюции по необходимости проведения срочных исследований в рамках МСЭ-Р для определения критериев защиты DVB-T от других служб.

Рабочей группой 4С подготовлены предложения по защитным критериям для сухопутной подвижной и фиксированной служб, которые включены в соответствующие разделы отчета РКР-2004.

Результатом решения рабочей группой 4С вопроса совместимости с другими первичными службами стал обновленный раздел № 4 отчета РКР-2004, в котором содержится:

  • информация об использовании различных типов систем (РСБН, вторичные и первичные радары УВД) в рамках воздушной радионавигационной службы;
  • критерии по защите радаров УВД.

Планирование цифрового телерадиовещания рассматривалось Комитетом 5 (Методы планирования), в рамках которого были созданы Рабочая группа 5А (Принципы, методы и средства планирования) и Рабочая группа 5В - Межсессионная деятельность, включая расписание и формы заявок.

Принципы, методы, инструменты планирования

Принципы планирования предусматривали рассмотрение следующих вопросов:

  • рамки Соглашения;
  • равноправный доступ;
  • гибкость в отношении возможного развития;
  • эффективность использования РЧС;
  • подход к разработке Плана, включая защиту существующих и планируемых станций радиовещательной и других служб;
  • подготовка и подача заявок на цифровое радиовещание;
  • другие первичные службы;

Методы планирования включают в себя:

  • общие аспекты методов планирования;
  • выделение и присвоение;
  • процедуру разработки плана.

В качестве инструментов планирования рассматривались:

  • анализ совместимости;
  • синтез плана

Прежде всего следует отметить достигнутый успех делегаций администраций связи РСС в официальном признании статуса списков существующих и планируемых аналоговых ТВ-станций, направленных АС РСС 29.12.2003 г. в адрес Бюро радиосвязи.

Принятие такого решения первой сессией РКР-2004 стало возможным благодаря согласованным и взаимно скоординированным действиям делегаций АС РСС. В процессе сложных двусторонних переговоров делегаций АС РСС с делегациями Европейских старн, стран Африки и региональных организаций удалось прийти к официальному признанию этих списков.

Практически эти списки получили равнозначный статус с частотными планами, приложенными к соглашениям "Стокгольм-61" и "Женева-89".

Одной из проблемных и сложных задач, решением которой занималась делегация АС Россия совместно с делегациями АС РСС, было отстаивание позиции равноправного доступа к радиочастотному спектру.

Предложение СЕРТ заключалось в ограничении доступа к спектру цифрового вещания для стран, использующих этот спектр для других первичных радиослужб.

Как известно, в Росссийской Федерации в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц работает РЭС радиолокационной службы, РСНБ и других специальных служб, защита значительной части которых не предусмотрена международным регламентом радиосвязи.

В связи с этим деятельность представителей делегации АС России была направлена на достижение позитивных результатов в разаитии радиослужб, работающих на первичной основе в Российской Федерации, и на обеспечение равноправного доступа к радиочастотному спектру.

Ниже перечислены основные принципы и подходы к разработке плана цифрового радиовещания:

  • процесс планирования должен быть разделен на две части: для диапазона III и для диапазонов IV и V;
  • при планировании должны приниматься во внимание минимальные мощности передатчиков;
  • III диапазон (50 Вт ЭИМ) и для диапазонов IV и V (250 Вт ЭИМ);
  • администрации должны указать, какие их присвоения (существующие и планируемые) должны быть защищены при разработке плана и/или во время реализации Плана в переходный период;
  • при планировании должны быть учтены результаты двух- и многосторонних соглашений;
  • защита существующих и планируемых частотных присвоений должна быть обеспечена Планом без применения дополнительных регуляторных процедур.

Основной подход к разработке Плана заключается в том, что Конференция отказывается от чёткого разделения на сценарии планирования, а предполагает разработать методы планирования, позволяющие каждой администрации выбрать свои методы защиты их существующих и планируемых частотных присвоений. Эти присвоения могут быть заявлены как в аналоговом, так и в цифровом виде, конвертированном из аналогового.

При планировании должны рассматриваться заявки как для присвоения, таки для выделений. Заявки могут быть представлены как для одночастотных, так и для многочастотных сетецй. Заявки для маломощных передатчиков не должны приниматься во внимание.

Максимальная мощность передатчика, заявляемая для планирования, не должна превышать 200КВт ЭИМ.

Планирование T-DAB должно быть ориентировано на мобильный портативный приём внутри помещения.

Несовместимости, которые будут возникать между заявками различных администраций, должны разрешаться на многосторонней или двусторонней основе

Основные аспекты и методы планирования.

  • Методы планирования должны обеспечивать различные подходы для различных географических зон.
  • Различные методы могут использоваться для различных полос частот.
  • При планировании могут использоваться как методы планирования по регулярной сетке, так и другие методы.
  • Планирование T-DAB должно ориентироваться на выделение частот.
  • Планирование DVB-T должно обеспечивать планирование выделений частот, их присвоений или смешанное планирование.
  • Планирование должно основываться на защите области обслуживания выделений и присвоений. Администрации должны указать в своих заявках их требования (выделения или присвоения частот).

Предложения администраций в части присвоений и выделений частот сводились к требованиям рассмотреть в процессе планирования как присвоения, так и выделения, а также обеспечить возможность конвертации зон обслуживания аналоговых станций в зоны выделения частот для цифрового вещания.

В процедуре разработки Плана должна быть возможность использования как методов планирования по регулярным сеткам, так и методов распределения частотного ресурса по географическим областям.

Два этапа планирования.

Планирование должно предусматривать два этапа:

  1. Анализ совместимости, во время которого определяются исходные условия для разработки Плана с учетом существующих и планируемых частотных присвоений радиовещательным и другим первичным службам.
  2. Синтез Плана.

В течение первой сессии Региональной конференции радиосвязи 2004 года были приняты необходимые основополагающие решения по процедурно-регуляторным вопросам, техническим критериям, принципам и методам планирования цифрового радиовещания:

  • об отчете РКР-2004 перед второй сессией Региональной конференции радиосвязи 2006 года;
  • о сроке проведения второй сессии Региональной конференции радиосвязи(май 2006 года, длительностью 5 недель);
  • о переходном периоде с аналогового на цифровое радиовещание;
  • о планировании цифрового телерадиовещания в межсессионный период.

Первая сессия РКР-2004 наметила два варианта переходного периода с аналогового на цифровое радиовещание:

  • вариант 1: переходный период с аналогового на цифровое радиовещание должен продолжаться до 2015 года;
  • вариант 2: переходный период должен завершиться не ранее 2028 года, но не позднее 2038 года.

На конференции было решено первую фазу подготовительного пробного планирования провести в период с сентября до середины января 2005 года.

Администрациям связи государств - членов МСЭ поручено провести два цикла (раунда) пробного планирования:

  • первый цикл (раунд): февраль 2005 года - сентябрь 2005 года;
  • второй цикл (раунд): октябрь 2005 года - апрель 2006 года

В ходе второго цикла предусматривается разработка проекта Плана радиотелевизионного вещания.

Для координации работ по планированию, процедурно-регуляторному сопровождению процессов планирования и, наконец, непосредственному обеспечению пробного планирования первая сессии РКР-2004 приняла решение о создании трех групп.

  1. Межсессионная группа планирования (IPG) включает в себя по одному представителю от региональных организаций. Предлагается избрать Руководящий Комитет в составе Председателя К. Арасте и четырех вице-председателей. Руководящий Комитет должен возглавить Межсессионную группу планирования (в том числе от РСС - А.Б. Налбандян).

    В задачи группы входит:

    • координация работ по пробному планированию цифрового телерадиовещания;
    • оценка результатов пробного планирования и подготовка рекомендаций АС региональных организаций и рекомендаций группе планирования;
    • подготовка отчета второй сессии с приложением проекта Плана цифрового телерадиовещания, разработанного Бюро радиосвязи.
  2. Регламентарно-процедурная группа (RPG) включает по одному представителю от региональных организаций, в том числе от РСС (В.И. Глушко - АС России). Основная задача этой группы - разработка регламентарно-процедурных документов для внедрения Плана цифрового телерадиовещания.
  3. Группа планирования создается на базе Бюро радиосвязи. В нее входят эксперты от Европейского вещательного союза, СЕРТ, РСС (А.В. Лашкевич), региональных организаций Арабских и Африканских стран (до 2 человек) и от Ирана (1 человек). Эта группа подчиняется руководителю, назначенному директором Бюро радиосвязи.

Основная задача, стоящая перед группой планировании, - проведение пробного планирования и подготовка проекта Плана для второй сессии РКР-2006.

План-график собраний групп

Предлагается следующий примерный план-график собраний групп:

  • руководящий Комитет Межсессионной группы планирования проведет первое собрание в IV квартале 2004 года, последующие собрания будут проводиться дополнительным решением;
  • межсессионная группа планирования соберется один раз в 2005 году и один раз в 2006 году, в общей сложности на 10 дней (документ 126);
  • регламентарно-процедурная группа соберется один раз в 2004 году и один раз в 2005 году, точные даты будут определены дополнительно;
  • группа планирования соберется по рекомендации Бюро радиосвязи.

Основные задачи АС России

  1. Подготовка вкладов и предложений ко второй сессии Региональной конференции радиосвязи.
  2. Направление в МСЭ списков существующих (действующих) аналоговых телевизионных станций Российской Федерации для их учета в Международном справочном регистре частот (МСРЧ).
  3. Подготовка и представление в БР МСЭ входных данных для первого цикла (раунда) планирования.
  4. Организация и проведение всего комплекса работ по пробному аналогово-цифровому и цифровому планированию в межсессионный период.
  5. Согласование входных данных с радиочастотными органами МО РФ и ФСО России планируемых РЭС радиовещательной службы и других первичных радиослужб.
  6. Координация процесса пробного планирования в рамках АС РСС (Решение Совета Глав АС РСС).

Предложения по реализации решений РКР-2006

В интересах реализации решений первой сессии Региональной конференции радиосвязи 2004 года, обеспечения своевременной и качественной подготовки Администрации связи Российской Федерации ко второй сессии Региональной конференции радиосвязи 2006 года (РКР-2006) и разработки проекта плана радиотелевизионного вещания Российской Федерации представляется целесообразным:

  1. В срок до 15 августа 2004 года подготовить проект приказа Министерства информационных технологий и связи РФ с приложением проекта Плана мероприятий по подготовке ко второй сессии Региональной конференции радиосвязи 2006 года и проекта плана-графика межсессионного планирования радиотелевизионного вещания Российской Федерации.
  2. Сформировать межведомственную рабочую группу под руководством Министерства информационных технологий и связи РФ с участием представителей Министерства культуры и массовых коммуникаций, Министерства Обороны РФ, ФСО России, ФГУП ГРЧЦ, ФГУП НИИ Радио, ФГУП ВГТРК, ОАО "Первый канал", ФГУП "РТРС" с целью координации выполнения Плана мероприятий по подготовке ко второй сессии РКР-2006 и Плана-графика межсессионного планирования телерадиовещания Российской Федерации.
  3. До 2006 года создать на постоянной основе в ФГУП ГРЧЦ и ФГУП НИИ Радио целевую группу планирования аналогово-цифрового и цифрового вещания на территории Российской Федерации в переходный и последующий периоды.
  4. Развернуть научно-исследовательскую работу по обеспечению подготовки ко второй сессии РКР-2006, реализации плана-графика межсессионного пробного планирования и разработке проектов планов аналогово-цифрового и цифрового радиовещания на территории Российской Федерации с учетом обеспечения целевого и полного финансирования НИР.
  5. Скоординировать в рамках РСС взаимодействие администраций связи РСС по подготовке ко второй сессии РКР-2006, обеспечению межсессионного пробного планирования и разработке проектов национальных Планов аналогово-цифрового и цифрового радиовещания.

С этой целью на базе комиссий РСС по спутниковой связи, телевизионному и звуковому радиовещанию и комиссии РСС по вопросам регулирования использования РЧС и ЭМС РЭС создать Координационную группу с полномочиями по координации всего комплекса мероприятий и работ по подготовке ко второй сессии РКР-2006 и межсессионному пробному планированию.

Василий Павлов
Заместитель руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2004
Посещений: 11145

Статьи по теме

  Автор

Василий Павлов

Василий Павлов

Заместитель руководителя делегации Администрации связи Российской Федерации

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций