В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Будущее глобальное информационное общество, свидетелями и участниками возникновения и развития которого мы являемся, открывает далеко идущие перспективы и одновременно ставит новые довольно сложные задачи перед регулирующими органами как на международном, так и на национальном уровне. Эти задачи обсуждались на первом (женевском) этапе Всемирного саммита по вопросам информационного общества в 2003 году. Продолжение и завершение указанных обсуждений запланировано на второй (тунисский) этап саммита, который состоится в ноябре 2005 года
Не пытаясь охарактеризовать результаты первого этапа саммита, изложенные в принятых в Женеве декларации и плане действий, касающихся многих видов деятельности в различных отраслях, ограничимся констатацией только одного отмеченного на саммите очевидного факта. Полномасштабная реализация будущего глобального информационного общества невозможна без широкого использования различных прогрессивных радиотехнологий, включая персональную подвижную радиосвязь, радиовещание, мультимедиа, широкополосный высокоскоростной радиодоступ и др.
Безусловно, для успешного, быстрого и широкомасштабного развертывания подобных систем кроме технологических достижений требуется эффективная система регулирования использования спектра радиочастот как на международном, так и на национальном уровне.
Работа в рамках МСЭ
Новые задачи по координации использования радиочастот на международном уровне до сих пор решаются международным сообществом через участие в традиционных мероприятиях Международного союза электросвязи (МСЭ), старейшей специализированной организации ООН, которой в этом году исполняется 140 лет. Эта организация, несмотря на свой более чем солидный возраст, по-прежнему обеспечивает возможность разработки и принятия международно-правовых актов, необходимых на данном этапе развития современного информационного общества. Такие международные соглашения, обязательные для их участников после завершения необходимых национальных процедур ратификации, принимаются на международных конференциях радиосвязи МСЭ на основе изучений, проводимых в исследовательских комиссиях. В работе этих комиссий участвуют не только делегаты администраций членов МСЭ, но и представители так называемых членов сектора радиосвязи, включающего производителей и разработчиков аппаратуры, операторов и другие международные организации.
Решения, принятые на конференциях радиосвязи, реализуются в соответствующих положениях Международного регламента радиосвязи - основного документа, регулирующего использование радиоспектра на международном уровне, через процедуры координации и последующей регистрации частотных присвоений в Бюро радиосвязи МСЭ.
В рамках сектора радиосвязи с 1992 года существует еще одна структура, играющая важную роль в общем процессе регулирования. Это Радиорегламентарный комитет, призванный, проще говоря, через принимаемые им правила процедуры гарантировать правильное использование положений Регламента радиосвязи в ежедневной деятельности Бюро радиосвязи.
Необходимо дальнейшее совершенствование
Из всего вышесказанного можно было бы сделать вывод, что на международном уровне имеются все необходимые предпосылки для успешного решения задачи построения будущего информационного общества. Однако более внимательный анализ ситуации показывает необходимость дальнейшего усовершенствования целого ряда элементов этого процесса. Не ставя здесь задачи формулирования конкретных предложений (это требует существенно более детального изложения), отметим только необходимость значительного ускорения процесса выработки и принятия международных решений, что определяется самой сущностью быстроменяющихся требований рынка, реагирующих на появление новых более прогрессивных радиотехнологий, и, естественно, необходимость повышения экономической эффективности деятельности МСЭ в целом и его штаб-квартиры в частности.
Все эти вопросы будут рассматриваться на предстоящей в 2006 году Полномочной конференции, которая является высшим органом МСЭ, призванным решать главные вопросы стратегии и тактики его работы на ближайшее будущее и на дальнюю перспективу. То большое внимание, которое в настоящее время уделяется проблеме построения будущего информационного общества, а также практические мероприятия в рамках региональных организации и на национальном уровне по подготовке к предстоящей Полномочной конференции дают возможность определенных оптимистических прогнозов.
В то же время, говоря о перспективах будущего информационного общества в области радио, нельзя не уделить внимания также и национальному уровню регулирования использования спектра радиочастот, где в последние годы можно было наблюдать довольно большие изменения, связанные с изменением роли правительств разных стран в условиях масштабной приватизации отрасли связи. Прежде всего, надо отметить изменение структуры национальных органов управления, осуществленные во многих администрациях в последние годы. Общим в большинстве случаев является создание так называемых независимых органов регулирования связи в целом и радиоспектра в частности.
При этом структура и принципы формирования таких независимых регулирующих органов в каждом конкретном случае могут отличаться, начиная от структур типа Федеральной комиссии связи США и до комиссий типа ГКРЧ России. При этом они сохраняют общую главную цель - оперативное реагирование на изменяющиеся потребности в спектре радиочастот для внедрения новых технологий при обеспечении электромагнитной совместимости с другими существующими и планируемыми радиосредствами.
Конверсия радиочастотного спектра
Нельзя не упомянуть еще одну проблему, в той или иной степени присутствующую во всех странах. Это проблема конверсии радиочастотного спектра, которая особенно существенна для новых стран на территории бывшего СССР, где исторически сложился значительно отличающийся от других стран баланс использования спектра между правительственными и негосударственными пользователями. Следует указать, что конверсия спектра не является одноразовым действием, а напротив, представляет длительный, перманентный процесс постепенного удовлетворения постоянно растущих потребностей бизнеса в радиоспектре при условии соблюдения основополагающего принципа приоритета государственных потребностей.
Истинная конверсия радиоспектра, начиная с ревизии реальных государственных потребностей с целью изъятия необоснованно зарезервированных участков спектра, подразумевает постоянное обновление государственных радиосредств, с тем чтобы через внедрение прогрессивных радиотехнологий обеспечить дальнейшее сокращение правительственных потребностей и высвободить дополнительные участки спектра. В пользу определения конверсии радиоспектра как длительного или даже постоянного процесса говорит, например, тот факт, что в большинстве высокоразвитых стран постоянно производится постепенное высвобождение участков спектра для их последующего коммерческого использования. Хорошим подтверждением этого может служить национальная таблица распределения полос частот США, постоянно претерпевающая подобные изменения.
В заключение необходимо указать еще одно требование, которое можно считать одним из основных при любых преобразованиях национальных органов управления использования радиоспектра, а именно: ни одно преобразование не должно приводить к усложнению процедуры доступа к радиоспектру, не должно создавать дополнительных этапов прохождения заявок и искусственных государственных или полугосударственных образований. В любом случае оптимальная процедура доступа к спектру обязана гарантировать обоснованную прозрачность всех этапов процесса при обеспечении учета интересов всех его участников.
Директор Бюро радиосвязи ITU
Валерий Тимофеев
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2005
Посещений: 11393
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций