В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталий Гребеник
Зaместитель техппческого директора телеканалa MTV Russia
Целью этой статьи не является подробное рассмотрение известных этапов на пути получения разрешений на использование радиочастот и ввода сооружения связи в эксплуатацию. Автор хочет обратить внимание телевизионных вещателей и oпepaтopoe, а также представителей структур, причастных к разработке нормативных документов, на некоторые вопросы, возникающие в рассматриваемом процессе, и пo возможности попытаться сформулировать отдельные предложения пo их решению.
Для многих телекомпаний процесс продвижения к цели эфирного телевизионного вещания в том или ином регионе начинается с радиочастотной заявки - подготовки и представления в уполномоченную организацию документов, необходимых для получения заключения экспертизы.
Не будем уточнять, какую организацию заявитель должен считать уполномоченной, так как здесь имеются известные неопределенности для конкурсных городов
Процесс разработки, согласования, координации частотных присвоений (ТВ-каналов) традиционно был и остается одним из самых длительных ввиду его значительной трудоемкости, участия в нем различных министерств и ведомств.
Порядок представления и перечень необходимых документов радиочастотной заявки в основном определены Федеральным законом "O связи" от 07.07.2003 г. № 126-Ф3 и "Положением o порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот", утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам от 09.08.2004 г. № 04-01-06-1.
В соответствии с указанными документами (ст. 24, пп. 3, 4, 5 Закона и пп. 12, 14, 15, 16, 17 Положения) заявителю необходимо поить заключение экспертизы радиочастотной слyжбы, которое является основным документом для проведения (при необходимости) конкурса на ТВ-канал, получения лицензий на осуществление ТВ-вещания и предоставление услyг связи для целей эфирного вещания, а также разрешения на использование радиочастот. Радиочастотная служба наделена полномочиями выдавать заключение экспертизы в соответствии с Положением о радиочастотной слyжбе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2005 г. № 279. Кроме того, установленным ГКРЧ порядком на уполномоченную организацию радиочастотной службы возложено проведение экспертизы на основании расчетов ЭМС РЭС, согласование мест размещения РЭС с привлечением, при необходимости, организаций Минобороны России и/или ФСО России, определение необходимости проведения натурных испытаний и международной правовой защиты частотных присвоений.
Единый алгоритм получения заключения экспертизы
До недавнего времени для получения заключения экспертизы (ранее - техническое заключение) заявители проходили четыре этапа в соответствии c относительно прозрачным, несложным и действовавшим с некоторыми изменениями на протяжении многих лет алгоритмом, приведенным на рис. 1.
Сразу следует оговорить, что количество этик этапов в разные периоды времени изменялось, однако всегда существовали следующие основные этапы:
Перечисленные этапы и зафиксированы в алгоритме, приведенном на рис. 1. Можно уменьшить или увеличить количество этапов, искусственно разделить их, изменить наименование органов, отвечающих за реализацию того или иного этапа, но сам обобщенный алгоритм на практике останется без изменений, так как в основном он определяется внутренними нормативными документами и международным регламентом радиосвязи, в соответствии c которыми одни и те же полосы частот распределены различным службам рaдиосвязи, что требует соблюдения действующих норм, статусов частотных присвоений, расчета ЭМС РЭС, координации частотных присвоений и т.п. Поэтому при сохранении основных составляющих алгоритма одним из возможных путей его совершенствования можно считать сокращение временных затрат на каждый из перечисленных этапов.
Затраты на проведение международно-правовой защиты (МПЗ) определены документами международного регулирования планирования и использования радиочастотного спектра. Здесь важным всегда было и остается своевременное направление документов на МПЗ.
В сокращении временных затрат на проведение натурных испытаний заинтересован в первую очередь оператор (зaявитель), на которого и возложена эта задача. Поэтому естественным будет его стремление провести испытания в минимальные сроки.
Таким образом, остаются первые два этапа, на которые целесообразно обратить пристальное внимание в части возможного сокращения затрат времени.
Следует отметить, что автоматизированные расчеты по первому этапу, в части подбора свободного от помех ТВ-канала, проводятся более десяти лет. Принимая во внимание стремительный рост числа заявок и используемых ТВ-каналов и связанное с этим усложнение расчетного процесса, остается надеяться, что дальнейшaя автоматизация экспертизы и расчетов, создание и совершенствование федеральной базы данных приведут к сокращению времени на выполнение этик работ.
Что касается этапа согласования ТВ-канала с силовыми структyрами, то непосредственное участие оператора (заявителя) в этик работах может позволить не только сократить затраты времени на их проведение, но и повысить их результативность. Такое утверждение основано на практических примерах, когда в ходе согласования оператор может представить дополнительные характеристики применяемого оборудования или сообщить о возможности их уточнения. Кроме того, существующие для некоторых РЭС нормы частотно-территориального разноса рассчитываются, как правило, для худших ситуаций, и в таких условиях уточнение параметров передающего оборудования ТВ-канала может позволить завершить согласование либо полить заключение о возможности проведения натурных испытаний.
Разделение этапов на пути получения заключения экспертизы
Рассмотренный алгоритм в настоящее время претерпел некоторые изменения. В частности, из него исключены ранее существовавшие четыре этапа (рис. 1). В результате договорные отношения с ГРЧЦ по этапу расчета ЭМС с РЭС гражданского применения (ранее I этап) заканчиваются закрытием работ и выдачей заявителю ЧТП, в отличие от ранее действовавшего алгоритма, когда договорные отношения c ГРЧЦ заканчивались выдачей заключения экспертизы (см. рис. 1). Все последующие работы планируется проводить по дополнительным договорным обязательствам или счетам.
Кроме того, новой процедурой подбора, согласования и МПЗ ТВ-каналов исключена разработка без дополнительной оплаты второго ТВ-канала в слyчае отрицательных результатов ЭМС, испытаний или МПЗ первого ТВ-канала.
Упростит ли такое решение проведение всего комплекса работ и ускорит ли получение заключения экспертизы, покажет время.
Некоторые противоречия алгоритма ввода в эксплуатацию
Однако получение положительного заключения экспертизы совсем не гарантирует того, что его счастливый облaдатель станет вещателем или оператором связи, если ТВ-канал конкурсный. Вопрос о возможных преимуществах разработчика ТВ-канала при проведении конкурса может быть предметом отдельного обсуждения.
Но если канал не конкурсный или облaдатель заключения экспертизы стал победителем конкурса, то для ввода в эксплуатацию сооружения связи ему предстоит выполнить следующий перечень основных работ, алгоритм которых представлен на рис. 2.
В приведенном алгоритме особый интерес представляют затраты и ограничения по времени в части начала вещания и ввода сооружения связи в эксплyатацию.
Существующие ограничения по срокам начала вещания, получения лицензий и разрешений также приведены в виде алгоритма на рис. 3.
Одним из противоречивых моментов в существующих ограничениях при разработке нового радиочастотного канала и создании сооружения связи является противоречие между требованиями лицензии Росохранкультуры по обеспечению начала вещания и реально возможными сроками ввода сооружения связи в эксплуатацию. Если создание сооружения связи может быть начато только после получения разрешения на использование радиочастот, то, как видно из алгоритма, предписываемые сроки начала вещания истекают задолго до получения такого разрешения.
Вполне очевидным можно считать предложение привести к единой дате начало вещания, предоставления услуг связи и ввод в эксплуатацию сооружения связи.
Традиционно основным документом, определяющим сроки завершения работ по созданию сооружения связи, являлось разрешение на использование радиочастот. Поэтому сам собой напрашивается один из выходов из создавшегося положения, который может заключатьcя в том, что сроки ввода в эксплуатацию, указываемые в разрешении на использование рaдиочастот, и являются основными, в том числе по началу вещания, а в других документах (лицензиях) их просто не нужно указывать. Таким образом, сразу могут быть решены многие проблемы своевременного начала не только предоставления услуг связи, но и вещания.
Не менее вaжным моментом в рассматриваемой процедуре является получение прaва начать создание сооружения связи.
Можно утверждать, что выдаваемое в настоящее время заключение экспертизы ограничивает только эксплуатацию РЭС, но не право на приобретение (ввоз) или установку РЭС, как это было указано в ранее выдаваемом техническом заключении. Однако это совсем не означает, что обладатель заключения экспертизы имеет право начинать создание сооружения связи, так как согласно "Правилам ввода в эксплуатацию сооружений связи", yтвержденным приказом Минсвязи России от 09.09.2002 г. № 113, это право можно приобрести только после получения разрешения на использование рaдиочастот. Кроме того, Кодексом Российской Федерации 06 административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 г. 195-Ф3) без специального разрешения не допускается проектирование, строительство, приобретение, установка или эксплуатация РЭС. Указанные документы являются руководящими для
Россвязьнадзора при проведении проверок соблюдения требований к проектированию и строительству сооружений связи в соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. № 1 10.
Поэтому выходом из данного положения может быть закрепление в законодательном виде права обладателя заключения экспертизы (победителя конкурса для конкурсных городов) на проведение работ по проектированию, строительству, приобретению (ввозу) и установке РЭС, без права их работы с излучением, до оформления лицензий и разрешения на использование радиочастот. В слyчае принятия решения по данному вопросу на необходимом уровне его реализация может быть осуществлена, например, путем внесения в заключение экспертизы соответствующей записи.
Заключение
В заключение стоит отметить, что изложенные предложения не претендуют на новизнy, а периодически обсуждаются телевизионными вещателями и операторами связи, так как продиктованы практической стороной рассматриваемых вопросов. Наверняка имеются и прорабатываются и другие предложения, направленные на устранение возникающих проблем в вопросах начала вещания и ввода в эксплуатацию РЭС. В то же время реализация на практике изложенных предложений позволит в определенной степени устранить разночтения в действующих разрешительных документах, упростить процедуру ввода в эксплуатацию сооружения связи, сократить сроки начала вещания и предоставления услyг связи, что в конечном счете позволит также повысить эффективность использования радиочастотного спектра.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2006
Посещений: 14614
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций