В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Двадцать первый век по праву можно считать веком бурного развития технологий, глобализации экономических процессов, развития новых способов представления и передачи информации. Научный прогресс коснулся практически всех отраслей жизнедеятельности человека, затронул все формы объективирования и защиты права собственности. Не обошел он стороной и объекты права интеллектуальной собственности
Лейла Нейман
ООО "Штайнер, Нейман и партнеры"
Николай Колоколов
ООО "Штайнер, Нейман и партнеры"
Охрана объектов прав интеллектуальной собственности - явление далеко не новое, уже более столетия прошло с тех пор, как мировое сообщество встало на путь защиты нематериальных благ по всему миру, приняв два исторических для отрасли международных акта: Парижскую конвенцию "Об охране промышленной собственности" 1883 г. и Бернскую конвенцию "По охране литературных и художественных произведений" 1886 г. Однако сегодня проблема защиты результатов интеллектуальной деятельности предстала перед нами в новом свете, чему способствовали вышеупомянутые процессы развития новых технологий и особенно новые способы передачи информации, такие, как глобальная сеть Интернет, телекоммуникационные сети, технологии беспроводной передачи данных.
Заменив устаревшие способы информационного обмена, Интернет и другие интерактивные средства передачи данных прочно укрепились в повседневной жизни современного человека. Но, подарив человечеству возможность беспрепятственного обмена информацией, интерактивные сети посеяли множество проблем, связанных, прежде всего, с защитой передаваемой информации и соблюдением авторских и смежных прав.
В силу простоты копирования объектов авторского права в указанных коммуникационных средах трудно доказать факт нарушения авторских и смежных прав. Нормы действующего законодательства создавались задолго до появления вышеуказанной проблемы, когда авторские произведения, как правило, распространялись на материальном носителе, и тираж был фиксированным. В Интернете и мобильной среде авторские материалы не имеют материального носителя, а их тираж и территориальная сфера действия являются практически неограниченными.
Таким образом, можно выделить следующие основные сложности, возникающие при использовании в интерактивных сетях произведений, защищенных авторским правом: отсутствие материального носителя; экстерриториальность использования произведений; простота тиражирования; сложность контроля; неотработанность механизмов юридической ответственности; установление ответственности за незаконное использование.
На сегодняшний день в Российском сегменте сети Интернет и мобильной среде еще не разработан эффективно действующий правовой механизм защиты авторских прав, однако можно с уверенностью утверждать, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и подлежат охране. Тем не менее попытки изменить эту ситуацию уже ведутся, что подтверждается принятием в 2004 г. поправок к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" (Закон РФ от 09.07.93 № 5351-1 - далее по тексту "Закон"), который был дополнен новыми статьями 48.1 и 48.2, посвященным техническим средствам защиты авторских прав. Но прежде чем перейти к подробному анализу данных новых статей, следует остановиться на кратком анализе международного регулирования DRM (Digital Rights Management).
Регулирование DRM на международном уровне
Экстерриториальность глобальных интерактивных сетей делает возможным практически неконтролируемый экспорт и импорт интеллектуальной собственности, что наносит значительный экономический ущерб как владельцам исключительных прав, так и государству. Такое положение делает очевидным необходимость международной унификации законодательства, разработки новых международных соглашений и преобразования уже имеющихся, а также перенос международно-признанных норм и принципов в национальные нормативные акты в целях их унификации.
Всемирная организация интеллектуальной собственности на Дипломатической конференции в Женеве в декабре 1996 г. приняла два международных договора: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, которые направлены на защиту правообладателей при использовании их произведений в сети Интернет и других цифровых сетях от незаконного использования (зачастую договоры объединяют под общим названием "Договоры ВОИС по Интернет").
Указанные договоры вводят принципиально новые механизмы охраны и управления авторскими правами в цифровой сфере и содержат 4 статьи (по две в каждом договоре), касающиеся технических средств защиты авторских прав. Это статьи 11 и 12 Договора ВОИС по авторскому праву, а также статьи 18 и 19 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Точность определений
Статья 11 содержит обязательства государств, присоединившихся к Договору, предусмотреть правовую охрану и эффективные средства правовой защиты существующих технических средств, используемых авторами и ограничивающих запрещенные авторами действия.
Статья 12 содержит обязательства государств, присоединившихся к Договору, установить ответственность в отношении лиц, намеренно осуществляющих:
В части 2 статьи приводится определение "Информации об управлении правами" - это "...информация, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения".
Статьи 18 и 19 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам содержат положения, аналогичные положениям, закрепленным в статьях 11 и 12 Договора ВОИС по авторскому праву.
В рамках ВОИС за внедрение и развитие новых механизмов охраны и управления интеллектуальной собственностью в настоящее время отвечает специально созданный для этих целей Консультативный комитет по управлению авторским правом и смежными правами в глобальных информационных сетях.
Среди международных организаций, участвующих в совершенствовании механизмов внедрения систем DRM, можно выделить следующие: CISAC (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов), которая разрабатывает собственную информационную систему учета и идентификации владельцев авторских и смежных прав, и Международную организацию по стандартизации (ISO), утверждающую всемирные стандарты в области электронного управления авторскими и смежными правами: международный стандарт кода для звукозаписей (ISRC); международный стандарт кода для музыкальных произведений (ISWC); международный стандарт музыкального номера (ISMN); международный стандарт аудиовизуального номера (ISAN); международный стандарт кода для текстовых произведений (ISTC).
Целью таких кодов является идентификация произведений, охраняемых авторскими и смежными правами, а также осуществление эффективного управления и контроля над такими произведениями в цифровой среде.
DRM в России
Российская Федерация не участвует ни в одном из двух рассмотренных выше Интернет-договоров, тем не менее Закон содержит две статьи (48.1 и 48.2), посвященные техническим средствам защиты авторских прав.
Согласно приведенной в статье 48.1 формулировке под техническими средствами признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. При этом в п. 2 содержатся запреты, действующие в отношении произведений или объектов смежных прав:
В соответствие с п. 1 статьи "информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация".
Пункт 2 этой статьи также содержит запреты, действующие в отношении произведений или объектов смежных прав:
Исходя из анализа положений международных норм, регулирующих технические средства защиты авторских прав, а также норм вышеприведенных статей, можно привести более обобщенное определение технических средств защиты авторских прав, под которыми понимают программные или программно-аппаратные средства, затрудняющие создание копий защищаемых произведений, распространяемых в интерактивных сетях, либо позволяющие отследить создание таких копий.
К программным средствам относятся средства, представляющие собой специальные программы или элементы программных продуктов, которые сопровождают защищаемые произведения: файлы, диски, программы-оболочки для просмотра.
К программно-аппаратным средствам относятся технические устройства, которые встраиваются в средства воспроизведения произведений, охраняемых авторским правом: МРЗ-плейеры, мобильные телефоны, другие устройства для обработки произведений в цифровых форматах.
Проблемы правового регулирования
Несмотря на то что Закон был дополнен нормами, посвященными правовому регулированию технических средств защиты авторских прав, данные нормы в настоящее время в Российской Федерации не действуют, а точнее носят лишь декларативный характер в связи с тем, что устанавливая запреты на определенные действия в отношении объектов интеллектуальной собственности, охраняемых авторским правом, они ничего не говорят об ответственности, которая может наступить при несоблюдении положений данных статей. Такое положение дел препятствует эффективной защите авторских прав в цифровой среде.
На наш взгляд, положения об ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 49 Закона) в данном случае неприменимы, так как они предусматривают совершенно иной состав правонарушения, а соответствующие составы правонарушений в том виде, в каком они предусмотрены в статьях 48.1 и 48.2 Закона, ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в Уголовном кодексе РФ не предусмотрены.
Еще одной проблемой применения положений, касающихся регулирования технических средств защиты авторских прав, является соотношение применения этих технических средств защиты с предусмотренной Законом возможностью бездоговорного использования произведений, охраняемых авторским правом, известной в мировой практике как доктрина "Добросовестного использования" (от англ. "Fair use"), под которой понимается доктрина в авторском праве, в соответствие с которой любому лицу предоставляется возможность свободного (без получения соответствующего разрешения автора или иного правообладателя) использования защищенных авторским правом материалов при соблюдении определенных условий. "Добросовестное использование" произведений в России закреплено в статьях 18-26 Закона.
Таким образом, оборотной стороной медали применения технических средств защиты (DRM) при реализации вышеозначенных норм Закона являются дополнительные препятствия правомерному использованию объектов авторских прав.
Несколько иначе выглядит ситуация в отношении ответственности за нарушение (обход) технических средств защиты авторских и смежных прав, предусмотренная в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой 24 ноября 2006 г.
Положения статей 48.1 и 48.2 Закона были практически полностью перенесены в статьи 1299 и 1300 четвертой части ГК соответственно. Однако данные нормы были дополнены частью третьей, содержащей положения об ответственности за нарушение (обход) технических средств защиты авторских и смежных прав в виде возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 Кодекса. На основании статьи 1301 лицу, чьи авторские права нарушены, предоставляется возможность требовать выплаты компенсации в следующем объеме:
В заключение следует отметить, что с 1 сентября 2006 г. вступили в силу поправки к Закону, в соответствие с которыми авторы и иные правообладатели получили дополнительное правомочие -сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения или Интернет-право). Данное обстоятельство придало новый импульс в развитии положений (и их практической реализации) в отношении технических средств защиты авторских и смежных прав. Ввиду стремительного роста интереса к дистрибуции цифрового контента и экономической привлекательности данной сферы растет и интерес к подобной деятельности со стороны неправомерных участников рынка, поэтому установление действующих механизмов защиты авторских и смежных прав в цифровой среде, внедрение технических средств защиты контента и установление юридической ответственности за деятельность по обходу таких средств является, на наш взгляд, первоочереной задачей для развивающейся отрасли цифровых технологий.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 17356
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций