В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Часть 2
В соответствии с распоряжением Правительства РФ признано целесообразным внедрение в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. В связи с этим возникает ряд вопросов: какие основные подходы и мероприятия могли бы быть учтены при разработке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России на период с 2005-го по 2015 год, а также какова должна быть структура разрабатываемой программы развития?
Прежде всего, хотелось бы акцентировать внимание на том, чем вызвана необходимость разработки Федеральной целевой программы и в чем состоит ее актуальность?
В настоящее время возможности современных аналоговых вещательных систем фактически исчерпаны, и присущие им технические и экономические ограничения сдерживают развитие телерадиовещания. На сегодняшний день в целом ряде зарубежных стран развернуто серийное производство цифрового профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования, которое поставляется на рынки многих стран, в том числе и на российский рынок.
Поэтому перед российской промышленностью стоит задача дальнейшей разработки и освоения в серийном производстве новейших технологий радиотелевизионного вещания, своевременного создания отечественного рынка цифрового радиотелевизионного оборудования и обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса населения в высококачественных услугах связи, информации и вещания.
Телекоммуникационная инфраструктура аналоговых сетей распространения радиотелевизионных программ была создана в 70-80-е годы прошлого столетия и сегодня нуждается в реконструкции с учетом проводимой цифровизации единой сети электросвязи, перевода спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии, развития наземного цифрового телевизионного вещания, а также спутникового непосредственного телевизионного и звукового вещания и радиовещания в FM-диапазоне.
Разработка под эгидой Международного союза электросвязи для стран первого и части стран третьего района нового соглашения и нового плана цифрового радиотелевизионного вещания, в соответствии с которыми в дальнейшем будет осуществляться частотное планирование и международная координация частотных присвоений телевизионным и радиовещательным станциям, выдвигает перед администрацией связи Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти задачу своевременного проведения частотно-территориального планирования и создания наземных цифровых сетей радиотелевизионного вещания.
При разработке Федеральной целевой программы необходимо учитывать, что государственная передающая сеть является стратегической основой информационной безопасности в области электронных СМИ и должна строиться на основе отечественного оборудования и отечественных систем управления и контроля.
Развитие цифрового телевизионного вещания идет по пути конвергенции с другими информационными и телекоммуникационными технологиями. Стационарный телевизионный приемник благодаря реализации обратного канала превращается в интерактивный терминал, что существенно расширяет спектр доступных для абонента услуг и по своим функциональным возможностям приближается к персональному компьютеру, включенному в сеть Интернет.
Программа развития телерадиовещания является важнейшей составной частью стратегии развития инфокоммуникаций в России.
Федеральная целевая программа развития телерадиовещания в России на период с 2005-го по 2015 год должна определить порядок, сроки, объемы инвестиций на решение всего комплекса задач: разработка программной концепции развития телерадиовещания; создание телекоммуникационной инфраструктуры нового поколения для распространения радиотелевизионных программ; развитие отечественной производственной инфраструктуры профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования; размещение государственного заказа на поставки высокотехнологичного профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования на российский и зарубежные рынки; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания и др.
Проект структуры предлагаемой Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России может состоять из отдельных подпрограмм.
1. Подпрограмма (концепция) развития государственного и коммерческого телевизионного и радиовещания.
В ней должны быть отражены:
2. Подпрограмма создания сети распространения радиотелевизионных программ нового поколения.
Она должна включать:
3. Подпрограмма организации производства профессионального радиотелевизионного оборудования.
В этой подпрограмме необходимо отразить:
4. Подпрограмма организации производства бытового радиотелевизионного оборудования.
Здесь должно найти отражение:
5. Подпрограмма перевода государственных сетей телерадиовещания, таких как "Россия", "Первый канал", "Культура", "Радио России", "Маяк", "Голос России," на цифровые технологии.
Подпрограмма должна предусматривать:
6. Подпрограмма развития рынка услуг связи в области телерадиовещания.
Она включает:
В интересах своевременной разработки Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России представляется целесообразным создать межведомственную рабочую группу из компетентных представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также научно-исследовательских организаций и операторских компаний. Только хорошо скоординированная совместная работа специалистов-представителей позволит разработать содержательную Федеральную целевую программу развития телерадиовещания в России, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к инфокоммуникационным системам.
ВАСИЛИЙ ПАВЛОВ
Эксперт
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2005
Посещений: 12263
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций