Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Переход на цифровое вещание. Нерешенные вопросы

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Переход на цифровое вещание. Нерешенные вопросы


Илья Пономарев

Депутат Государственной думы, член думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель подкомитета по технологическому развитию

Интерес к цифровому телевидению за последнее время очень вырос. В Послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что в качестве одной из приоритетных задач национального развития он видит развитие системы цифрового телевидения. Это позволяет надеяться, что теперь этот процесс пойдет более активно, чем раньше.

Главный смысл перехода к цифровому вещанию

На каком этапе перехода к цифровому вещанию мы находимся в данный момент? Пресловутая комиссия по развитию цифрового телевидения, созданная достаточно давно, недавно была реорганизована. У нее появился новый руководитель - вице-премьер Сергей Собянин, которому поручено довести дело до конца. Все знают о последних кадровых изменениях на этом рынке - по всей вероятности, они не случайны. Видимо, руководству страны надоело, что столь важное направление - переход к цифровому вещанию - движется столь медленно. Внедрение цифрового телевидения - это ведь не только имиджевый проект, нацеленный на то, что России, как и всем передовым государствам, нужно переходить на цифровые технологии. И это не только возможность за государственный счет модернизировать собственную вещательную инфраструктуру (такую идею продвигали некоторые участники рынка). Президент Дмитрий Медведев четко сказал, в чем руководство страны видит принципиальную роль внедрения цифрового телевидения: смысл этого проекта заключается в том, чтобы кардинальным образом изменить правила игры для средств массовой информации. Он подчеркнул, что попытки оказывать влияние на этот рынок и реформировать его в том виде, в котором он функционирует сейчас, обречены на неудачу - всем известны те проблемы, которые существуют сегодня со свободой слова.

Комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи очень долго сопротивлялся принятию каких-либо значимых поправок в действующий Закон "О средствах массовой информации", не желая открывать ящик Пандоры в столь чувствительной сфере. Вместо этого была сформирована рабочая группа Госдумы во главе с первым вице-спикером Олегом Морозовым, которая должна подготовить новый закон, с учетом всех новшеств на этом рынке. Президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что переход на цифровое телевидение даст возможность разрешить многие существующие противоречия - именно поэтому государство будет форсировать и стимулировать его развитие. Практически все принципиальные моменты, которые нужно было решить в этом направлении в смысле технологий, уже решены. Государство определилось со стандартами, реализовало ряд пилотных проектов, причем два пилотных проекта были реализованы в рамках концепции Мининформсвязи, а третий проект, в Ханты-Мансийском округе, был, что называется, реализован "снизу". То есть опыт внедрения цифровых телевизионных технологий у нас уже имеется. Мы знаем, как на этот процесс реагирует население, мы знаем, на какие грабли мы будем наступать в процессе внедрения цифрового телевидения. Мы понимаем, что при этом необходимо делать.

В течение долгого времени конфликт, существовавший между главным регулятором в лице Мининформсвязи и ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) и отдельными представителями администрации Президента, которые занимались вопросами СМИ, не давал проекту перехода к цифровому телевизионному вещанию двигаться вперед. Сейчас эти противоречия в целом сняты.

Во второй половине 2008 г. прошло совещание под председательством Президента России, в котором участвовали представители основных телеканалов и основных заинтересованных лиц из администрации Президента, в рамках которого были озвучены основные параметры перехода к цифровому телевидению. Тем не менее ряд фундаментальных вопросов на данный момент остаются по-прежнему нерешенными. На прошедшем 16 декабря заседании комиссии Собянина была доложена концепция Минкомсвязи, однако у меня, как у представителя законодательной власти, прозвучавшее вызывает очень большое количество вопросов.

Как организовать вещание?

Существует противоречие между тем, каким образом будет организовано собственно вещание, и тем, как будет организовано наполнение мультиплексов. Предполагается, что будет запущено три мультиплекса -соответственно есть три разные концепции того, как они будут наполняться. В первой из них предполагается, что один мультиплекс будет полностью государственным, а два других - полностью коммерческими. Официальный муль-типлекс будет финансироваться за счет федерального бюджета, а коммерческие -на основании договоренностей с производителями контента.

Согласно второй концепции, в каждом мультиплексе будут выделены бесплатные каналы. На данный момент называется цифра 8 телевизионных (хотя недавно говорили о 4-6 бесплатных ТВ-каналах) и 2-4 радиоканала, которые также будут бесплатными.

И, наконец, существует третья концепция, согласно которой тяжесть финансирования будет переложена "на плечи" трех ведущих государственных телеканалов - Первого, "России" и НТВ. Предполагается, что эти каналы за свой счет будут спонсировать организацию всех основных мультиплексов.

Понятно, что у каждого из этих сценариев есть как сторонники, так и противники, и компромисса в этом вопросе пока не наблюдается: каждая из групп лоббирует свой подход.

На уже упоминавшемся декабрьском заседании правительственной комиссии был обнародован список российских телеканалов, которые будут предоставлять бесплатное цифровое вещание.

В первый пакет вошли Первый канал, "Россия", "Вести+", "Культура", "Спорт", "Детский канал", НТВ и Пятый канал. Кроме того, в бесплатном цифровом пакете будут три радиостанции "Радио России", "Маяк" и "Вести FM".

Вещание первого мультиплекса будет, по словам министра Щеголева, осуществляться РТРС. При этом параллельное вещание названных каналов в аналоговом формате сохранится до того момента, когда цифровыми телевизионными приставками будет обеспечено 95% населения страны. Второй и третий мультиплексы, как сказал министр, будут создаваться, в отличие от первого, без привлечения средств федерального бюджета. Однако они будут бесплатными для населения и будут транслировать те каналы, которые и сейчас находятся в свободном доступе.

Как все это сочетается, мне лично совершенно непонятно. Зачем создавать две параллельные сети вещания и как будет финансироваться вещание второго и третьего мультиплекса? Очевидно, что ответа на этот вопрос у правительства просто нет.

Как распространять сигнал?

Важнейший вопрос, связанный с порядком организации вещания, заключался в том, как будет распространяться сигнал. Позиция РТРС была такова: необходимо за счет государственного бюджета модернизировать собственную сеть, которая должна заниматься распространением вещания. Позиция бывшего министра связи Леонида Реймана сводилась к тому, что это нужно делать децентрализованно, на коммерческой основе, тогда в каждом регионе телекоммуникационные операторы будут самостоятельно решать этот вопрос. Такая позиция начала стихийным образом реализовываться в целом ряде крупных городов, и сети начали возникать "снизу", несмотря на приостановление выдачи лицензий на эфирное цифровое вещание.

На данный момент окончательного решения того, каким путем мы пойдем, не принято. Хотя, судя по словам Щеголева, будет принят вариант, который ближе к позиции РТРС. Так что главная борьба еще впереди.

Как быть с приставками?

Ну и, наконец, вопрос, который вызывает большое количество споров, -каким образом будут распространяться приставки? С этим вопросом связано два конкурирующих интереса - условно говоря, кого финансировать? Раздать населению деньги в виде субсидий на то, чтобы оно покупало эти приставки, гарантируя определенный минимум, но давая возможность выбора самой простой приставки или более дорогой? Или за счет бюджета профинансировать производство одинаковых приставок для всех и раздать их бесплатно? Понятно, что отечественные производители микроэлектроники активно лоббируют второй вариант с тем, чтобы получить большой объем государственного финансирования. Но здесь уже сказывается влияние финансового кризиса: лоббистское движение в последнее время начало резко сокращаться.

Какой вариант будет выбран, угадать достаточно сложно, хотя, судя по всему, государство все-таки пойдет путем субсидий. Правда, заявления министра Щеголева удивляют своей радикальностью - он считает, что граждане должны будут купить приставки за свои средства.

мы формируется рабочая группа, которая будет заниматься вопросами развития цифрового телевидения со стороны законодательной власти. Я убежден, что без принятия закона о цифровом телевидении эти противоречия сняты не будут.

Мы предполагаем создать эту рабочую группу на базе Государственной думы и Института современного развития, председателем Попечительского совета которого является Президент России, для того чтобы разработать конкретную модель перехода к цифровому ТВ-вещанию и закрепить на законодательном уровне те вещи, о которых не могут договориться лоббисты. Я бы хотел пригласить всех заинтересованных специалистов к активному участию в этой рабочей группе, для того чтобы голос отрасли был слышен, для того чтобы не отдавать ситуацию на откуп ни государственным чиновникам, ни конкретным заинтересованным лицам, для того чтобы тот сценарий, который в итоге получится, был взвешенным. Тогда мы решим задачу полного перехода на цифровое ТВ к 2015 г. Я считаю, что эта задача абсолютно реальна.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2008
Посещений: 15850

  Автор

Илья Пономарев

Илья Пономарев

Депутат Государственной думы, член думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель подкомитета по технологическому развитию

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций