В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Первый заместитель генерального директора ФГУП "РТРС"
В печатных СМИ, на Интернет-форумах и конференциях вещателей отмечена новая вспышка интереса к известной "фишке" медиасообще-ства — материалам, созданным зрителями (user-generated content). По мнению специалистов Deutsche Bank Research, медиакомпаниям, чтобы быть успешными, следует представить своей аудитории возможность самостоятельно формировать контент. Ранее похожую идею, хотя и более пафосно, сформулировал руководитель Федеральной комиссии США по коммуникациям М. Пауэлл (М. Powell): "Власть народу!" Так, рост коммуникативной активности трудящихся и развитие интерактивных технологий обновляют формат связей медиа и их аудитории, формируют бестелесную реальность, а в перспективе и — e-homo
Одним из последствий роста коммуникативной активности зрителей становится размывание границ между профессиональным и непрофессиональным (пользовательским, зрительским) контентом. Бывший ранее пассивным, зритель становится партнером медиа по бизнесу. Применительно к миру вездесущих (ubiquitous) коммуникационных сетей говорят, что каждый зритель получает шанс стать вещателем, то есть появляется egocasting. Признавая эту инновацию, воздадим должное прозорливости создателя поп-арта, сказавшего: "Каждый имеет право на 15 минут славы". Добавим также: "и на толику доходов". Правообладатели пытаются бороться с перегибами нового движения, а немецкие консультанты, анализируя тенденции очередного контентного цикла медиа-революции, придают монетизации одной из человеческих слабостей ранг конкурентного преимущества цифровой эпохи.
С точки зрения маркетинга это — еще одна высота в работе с потребителями. Вслед за ориентацией на потребителей, эмпатическим проектированием (созданием товаров и услуг на основе наблюдения за поведением покупателей), участием потребителей в создании продуктов для самих себя развивается новая бизнес-концепция — использование товаров (услуг), созданных ими, в качестве серьезного источника доходов.
Многомерное пространство любительского контента
Источником вдохновения для прорицателей служат такие проекты, как Web 2.O. Интернет сегодня лидирует по динамике роста пользовательского видеоконтента; в качестве примера можно назвать сервисы типа YouTube, Democracy, Break, тестируемый ныне Ziddeo (отечественные аналоги — gallery, ru, Rambler Vision, создаваемый видеохостинг Mail.ru). Одна группа бизнес-моделей представлена YouTube, где деньги за просмотр "гаражного видео" получает хозяин сайта. В другой группе бизнес-моделей, как, например, Metacafe (у нас — ochevidets.ru), провайдер делится при определенных условиях с поставщиком "самопального" контента (порядка S100 после 20 000 просмотров). Теперь на очереди беспроводные версии указанных сервисов.
Тем временем их обогнал спутниковый телеканал из Гонконга CETV, который сумел не только выжить, используя видео, получаемое от зрителей по Интернету или сетям 3G, но и намерен развивать коммерцию, основанную на зрительском контенте.
На самом деле телегиганты давно разрабатывают эту золотую жилу профессиональной аранжировки людских потребностей в доходах и мгновениях славы (например, КВН, "Клуб знатоков", "Сам себе режиссер", ток- и реалити-шоу). Но сегодня они оказываются перед новым вызовом.
Если посмотреть шире, похожим путем уже прошло граффити, успешные произведения которого переместились из зон протеста в музейные залы.
Так каждый находит свою "экологическую" нишу, преследуя собственные резоны публичного представления контента. Для кого-то статус начального любительства рано или поздно закончится, как это произошло со спортсменами-олимпийцами лет пятнадцать назад. Большинство же так и останется в плену случайных и малых заработков. Судьба...
Анализируй это!
Для ТВ, особенно кабельного, видео от зрителей может стать одним из источников цифрового контента, дефицит которого виден невооруженным взглядом. А какие-то идеи станут всего лишь новым платьем "короля", как иногда называют телеконтент.
Однако теперь намечается еще одна устойчивая ниша телебизнеса: малые формы, мини-медиа, сети малого меди-абизнеса. Прежде всего, там, где молодежь, где "видеомузон". Там будет все: видеоклипы Мадонны с усами (прикольно!), причудливое конфетти собственных и заимствованных материалов (например, "видеообоев" — Video Walls), в котором надолго завязнут ассы авторских и смежных прав.
Возможны и другие прогнозы. Именно поэтому наступает пора хотя бы как-то систематизировать многомерное пространство любительского контента, его генерации, распространения, регулирования и коммерциализации. Среди основных направлений анализа непрофессионального контента сегодня можно отметить:
Еще большую многомерность принесут новые технологии для реализации сценариев конвергенции широкополосного доступа и цифрового телевидения. Так, некоторые теоретики связывают расцвет самопального контента с сетями электронных коммуникаций, обеспечивающими скорость передачи данных до 100 Мбит/с. Сегодня это пока еще раритет, поэтому ждем-с. А завтра, будут новые заботы, снова будет тяжело. Завтра снова надо будет догонять.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2006
Посещений: 10870
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций