В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В течение последних десятилетий происходило развитие и совершенствование технологий звукового и телевизионного вещания. Однако к настоящему времени технические и экономические возможности современных аналоговых вещательных систем фактически исчерпаны и сдерживают дальнейшее развитие вещания
Использование новых цифровых технологий открывает широкий спектр возможностей передачи и распространения информации. Внедрение в телерадиовещание цифровых технологий позволит:
Во многих странах уже законодательно установлены временные рамки этапов введения цифрового эфирного телевещания. Так, в США и Beликобритании организация работ была начата в 1998 году, в Испании - в 1999. Завершение перехода от аналогового к цифровому эфирному ТВ-вещанию во многих странах мира планируется к 2006-2010 годам.
Российская сеть радиотелевизионного вещания является одной из крупнейших в мире. На сегодня она охватывает до 98,8 % населения страны, поэтому при создании сети распространения нового поколения безусловно должны учитываться процессы, происходящие в международном сообществе, и накопленный положительный опыт построения цифровых сетей.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года №706-р признано целесообразным внедрение в Россиской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. Мининформсвязи России совместно с заинтересованным федеральным министерствам поручено разработать и представить в 2005 году для одобрения в правительство РФ программу развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определены постановлениями правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 и от 25 декабря 2004 г. № 842.
Какие основные подходы и мероприятия могли бы быть учтены в связи с этим при разработке Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России на период с 2005 го 2015 год?
Программа в перспективе должна учитывать особенности обеспечения цифрового телерадиовещания в России, исходя из разрабатываемого под эгидой Международного союза электросвязи (Бюро радиосвязи) нового плана и соглашения по цифровому телерадиовещанию для стран первого района и части стран третьего района. Также необходимо учитывать возможность присоединения России к Европейской конвенции по трансграничному телевидению.
Разработка Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в России предполагает комплексное решение целого ряда задач: разработку программной концепции развития телерадиовещания; создание сети pacпpoстранения радиотелевизионных пpoграмм нового поколения; развитие отечественной производственной инфраструктуры профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания и др.
О программной концепции развития телерадиовещания
Разрабатываемая концепция должна сформировать индустриальный подход к развитию телерадиовещательного рынка, предложить разные условия конкуренции для коммерческих и государственных телерадиокомпаний, определить основные мероприятия и источники по созданию программного продукта, обосновать перспективные направления развития телерадиовещания, нажить пути перехода к многопрограммному цифровому вещанию, устранить диспропорции рекламного рынка в телерадиовещании, определить порядок лицензирования цифрового телерадиовещания и дать обоснованные предложения по социальному пакету радиотелевизионных программ.
Для Российской Федерации особое значение имеет определение направлений развития регионального радиотелевизионного вещания (в том числе платного телевидения) за счет более годного использования систем непосредственного телевизионного и звукового вещания, а также построения современных сетей кабельного телевидения.
Создание высококачественого прогpaммнoгo продукта (контента) и доставка его всему населению страны во многом определяют темы развития отечественного телевидения. Сдерживающим фактором является неопределенность и фактическое отсутствие нормативной базы по лицензированию многопрограммного цифрового телевизионного питания. Необходимо уже в 2005 году подготовить и утвердить пpaвительственным решением соответствующий порядок.
О задачах создания сети распространения радиотелевизионных программ нового поколения
Задача создания сети нового поколения обусловлена прежде всего конвергенцией современных технологий. Телекоммуникационная инфраструктура такой сети должна в полной мере учитывать новые технологии, использумые в магистральных и распределительных сетях и быть ориентирована в болышей степени на спутниковые распределительные сети, а также принимать во внимание развитие спутниковых систем непосредственного телевизионного и звукового вещания.
В настоящее время осуществляется перевод спутниковых распределительных сетей с аналогового на цифровой формат распространения радиотелевизионных программ. Для решения этого вопроса потребуется производство и проведение монтажных работ по установке порядка 9000 многопрограммных цифровых приемных спутниковых станций.
При модернизации наземной сети государственного телевизионного вещания придется произвести зaменy свыше 11 000 аналоговых телевизионных передатчиков на перспективные аналоговоцифровые, которые по мере появления цифровых телевизоров могли бы быть переведены в цифровой режим работы.
При модернизации наземной радиовещательной сети предстоит произвести замену свыше 2700 радиопередатчиков различных диапазонов и мощности. Организация производства радиовещательных передатчиков на отечественных предприятиях должна учитывать мировые тенденции внедрения новых технологий и международных стандартов на сетях радиовщания в различных частотных диапазонах (ОВЧ - европейский стандарт DAB; НЧ, СЧ, ВЧ - европейский стандарт DRM).
В связи с этим представляется целесообразным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти безотлагательно приступать к разработке национальных стандартов для обеспечения радиовещания в соответствующих диапазонах частот.
Сети распространения радиотелевизионных программ нового поколения должны базироваться на взаимодействии и конкуренции технологий интерактивного задания - на современных цифровых системах ТВ-вщания и Интернет-технологиях. Бизнес-модели интерактивного телевидения, разрабатываемые российским НПО в рамках НИОКР, могут быть положены в основу формирования интерактивных сетей телевизионного вещания.
Во многих регионах России идет активное строительство современных мультисервисных сетей кабельного телевидения на базе гибридных волоконно-коаксиальных технологий. Сегодня порядка 20% населения уже охвачены радиотелевизионным вещанием по сетям кабельного телевидения, а к 2015 году в соответствии с Концепцией развития сетей кабельного телевидения, принятой в 2000 году, прогнозируется рост охвата до 60%. Исходя из этого, нужно планировать организацию производства оборудования для оснащения сетей кабельного телевидения на отече ственных предприятиях.
О создании условий для внедрения новых цифровых технологий в России
Развитие отечественной производственной базы профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования в перспективе во многом определит темы и сроки внедрения в России новых цифровых технологий в радиотелевизионном вещании и формирование национального рынка радиотелевизионного оборудования.
В рамках ФЦП, исходя из объемов, сроков производства и поставок пpoфессионального и бытового радиотелевизионного оборудования, целесообразно определить число отечественных предприятий, привлекаемых на конкурсной основе для создания на них современной технологической инфраструктуры производства, электронной компонентной базы и оборудования.
С целью сокращения сроков развертывания отечественного конкурентоспособного профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования необходимо временно разрешить беспошлинный (или по сниженным пошлинам) ввоз комплектующих изделий, высокоэффективного технологичного оборудования, сырья и материалов, не имеющих аналогов в России.
Одновременно представляется целесообразным ввести повышенные дифференцированные таможенные пошлины (до 25%) на ввозимую из других стран аппаратуру телерадиовещания, имеющую аналоги в России.
Для привлечения инвестиций в развитие наукоемких и сложных производств в области телерадиовещания необходимо предусмотреть возможность освобождения от уплаты налога на прибыль в течение первых 3 лет от начала выпуска изделий тех предприятий, которые освоили серийное производство разработанной апаратуры в результате освоения полученных инвестиций.
Для стимулирования работы национальных операторов связи, использующих в сетях распространения радиотелевизионных программ отечественное оборудование, целесообразно ввести механизм дифференцированного по годам налога на прибыль (с освобождением их от уплаты налога в первый год эксплуатации).
Одним из направлений содействия перспективным отечественным разработкам также должно стать привлечение льготных бюджетных инвестиций.
Для организации масштабного серийного производства отечественной бытовой радиотелевизионной аппаратуры необходимо создание условий для мacсового cпpoca ее со стороны населения, который должен привлекать соотношением цены и качества.
С целью увеличения на рынке доли отечественного радиотелевизионного оборудования должны быть реализованы меры и включены соответствующие финансовые механизмы, ориентированные на государственную поддержку российских производителей и способствующие продвижению их оборудования на рынок, а именно:
Реализация мер государственной поддержки должна позволить увеличить долю российского телерадиовещательного оборудования на отечественном рынке к 2015 году примерно до 60%.
Развитие телерадиовещания в России предполагает своевременное привлечение в должных обьемах (порядка 1,5 - 3% от объемов затрат на серийное пpoизводство соответствующего оборудования) инвестиций на проведение НИОКР для разработки перспективных образцов бытовой радиотелевизионной аппаратуры и проведения исследований в области технической реализации интерактивных услуг, а также для функционирования синхронных одночастотных сетей радиотелевизионного вещания и других проблемных вопросов.
О переводе госвещания на новые цифровые технологии
Важное государственное значение имеет перевод общероссийских сетей радиотелевизионного вещания, таких как "Россия", "Первый канал", "Культура", "Радио России", "Маяк", "Голос России", на новые цифровые технологии.
Перевод только первых двух сетей телевизионного вещания на цифровой формат позволит получить на них вместо двух телевизионных программ десять, таким образом частично решится проблема многопрограммного вещания для всего населения России.
Но для обеспечения организованного перевода государственных сетей радиотелевизионного вещания на цифровые технологии необходимо разработать соответствующий системный проект. При этом следует учесть, что в преддверии второй сессии Региональной конференции радиосвязи МСЭ 2006 года разрабатывается план цифрового радиотелевизионного вещания в голосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц. А так как вышеуказанные сети используют полосы частот первого и второго диагазона, то необходимо произвести разработку частотно-территориального плана для таких сетей телевизионного вещания при непременном условии сохранения их зон покрытия.
Технологическая сложность перевода общероссийских сетей радиотелевизионного вещания на цифровые технологии и, главное, его зависимость от готовности населения осущестшять прием радиотелевизионных программ в цифровом формате предполагают предварительную проработку всего комплекса вопросов на опытных зонах цифрового телерадиовещания. Данный комплекс включает: обеспечение заданных зон покрытия, организацию функционирования синхронных сетей радиотелевизионного вещания, предоставление интерактивных услуг, электромагнитную совместимость с радиоэлектронными средствами, работающими в этих голосах частот на первичной основе, и др. Для своевременного оснащения государственных сетей телерадиовещания радиопередающими средствами необходимо разработать и утвердить перспективный план государственного заказа на поставки соответствующего оборудования.
Основу такого заказа должны составлять объемы и номенклатура разрабатываемых технических средств, сроки их поставок по годам, предприятия-производители и поставщики оборудования, определенные на конкурсной основе, объемы бюджетного финансирования и привлекаемых внебюджетных инвестиций.
Перевод общероссийских сетей телерадиовещания на цифровые технологии должен осущестшяться поэтапно, возможно, по зонам вещания в зависимости от оснащенности зональных сетей и готовности приемных. План-график по этапного перевода должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, телерадиовещательными компаниями, предприятиями-поставщиками оборудования и подрядными организациями.
Развитие рынка услуг связи
Создание телерадиовещательной сети нового поколения предполагает одновременное развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания. Основными задачами его развития являются:
Государственная политика по развитию рынка услуг связи в области телерадиовещания должна предусматривать:
Для достижния поставленных целей и задач развития телерадиовещания в России необходимо:
Василий Павлов
Эксперт
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2005
Посещений: 11943
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций