Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Некоторые вопросы передачи и приема программ при переходе к цифровому телевещанию

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Некоторые вопросы передачи и приема программ при переходе к цифровому телевещанию


Лаврентий Лишин
ВНИИТР

Причина создания пакетов открытых и закрытых каналов в процессе перехода к цифровому вещанию состоит в том, что государство не имеет возможности дать точную дату перехода от аналогового к цифровому телевещанию и, что еще важнее, содержать в будущем всю сеть за свой счет (хотя в аналоговом виде она была чисто дотационной). В связи с этим появляются задачи, что должны быть решены с помощью пакетов открытых каналов, распространение сигнала которых ляжет на плечи государства

Вопрос состава "пакетов свободного доступа"

Размер, состав и финансовая поддержка социальных пакетов должны быть определены Правительством Российской Федерации, а обязанность операторов по их распространению должна быть закреплена законодательно. При этом должна быть сохранена возможность приема пакетов программ условного доступа и программ, передаваемых в аналоговом виде в тех районах, где большинство телезрителей не будут некоторое время иметь цифровые приставки.

Что входит в понятие "социальный пакет" телевизионных программ? На данный момент в печати фигурирует мнение, что "социальный пакет" (его часто называют мультиплекс) будет состоять из 4-5 общероссийских телепрограмм ("Первый", "Россия", "Культура", "Спорт"). Иногда в него включают "Пятый канал" в Санкт-Петербурге или ТВЦ, однако окончательный состав должен быть уточнен на первом этапе перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию.

Несколько слов о самом термине "социальный пакет". В последнее время он подвергается критике не только со стороны отдельных авторов, но и со стороны вещателей. Они видят в нем уничижительный характер: "социальный пакет" звучит как "социальная помощь". Поэтому вместо термина "социальный пакет" предлагается использовать термин "пакет программ свободного доступа". Количество и конкретный состав программ, входящих в этот пакет, по-видимому, будет дополняться пакетом бесплатных программ - региональных и местных.

Необходимо остановиться еще на одном аспекте пакета программ свободного доступа — экономическом. В настоящее время за доставку сигнала до потребителя платит вещатель. При переходе на цифровое телерадиовещание ряд модулей передатчиков (а может быть, и сами передатчики) будут заменены на цифровые, что чревато большими затратами. Отсюда вытекает еще один возможный вариант формирования пакета программ свободного доступа — кто платит, тот в него и входит.

Необходимо отметить, что перед нами, вещателями, ставится задача сформировать и транслировать в каждом из субъектов России вначале один, а затем два обязательных пакета программ свободного доступа. В состав второго мультиплекса могут войти телевизионные программы телеканалов ТВЦ, "Звезда", НТВ, ТНТ, СТС, "Муз ТВ" и др. Наверно, с учетом специфики регионов России количество региональных и местных программ в конкретном регионе, состав второго мультиплекса будет уточняться. В частности, на уровне региональных и местных каналов в пакеты программ свободного доступа могут быть включены местные программы и т.д. Пакет аналоговых программ будет постепенно сокращаться и к 2015 г. исчезнет совсем. Очевидно, временная передача пакетов аналоговых программ должна остаться бесплатной, так как к этому режиму привыкло большинство телезрителей.

Вопрос состава пакетов условного доступа

Сети распространения и каналы, не решающие государственные задачи, должны быть переведены на коммерческую основу. Коммерческая основа распространения предполагает несколько аспектов: производство востребованного зрителями контента; возможность создания рекламных площадок и т.п. В состав пакетов условного доступа, вероятно, будут входить такие каналы, как "НТВ Плюс", ТНТ, СТС, "Муз ТВ" и др. На уровне региональных и местных телекомпаний в пакет программ условного доступа могут быть включены каналы из следующего списка:

  • региональный или местный спортивный канал;
  • детский развлекательный канал;
  • учебный канал;
  • информационный (региональный, местный) канал;
  • канал путешествий, о флоре и фауне;
  • канал "полезных передач": домоводство, сад-огород;
  • развлекательный канал;
  • военно-патриотический канал;
  • канал научно-популярных программ и фильмов;
  • канал телесериалов;
  • канал передач о литературе, живописи, архитектуре;
  • религиозный православный канал;
  • канал о моде и стиле жизни;
  • канал о товарах и услугах;
  • религиозный канал других вероисповеданий и т.д.

Все эти каналы будут оплачиваться телезрителями, что потребует решения ряда финансовых и технических вопросов. Среди них такие:

  • Как будет взиматься ежемесячная плата?
  • Кому она будет поступать — оператору или создателю контента?
  • Как обеспечить передачу и прием пакетов условного доступа?

Учитывая, что в стране миллионы телезрителей захотят смотреть пакеты программ не только свободного, но и условного доступа, введение оплаты переходит в разряд социальных проблем, подобных введению денежных компенсаций за лекарства, проезд на транспорте, обязательного ОСАГО, оплаты коммунальных услуг и т.д. Во многих районах страны распространение сигнала (для компании) может стать если не естественной монополией, то как минимум доминирующей услугой. Если этот процесс будет оставлен государством на произвол судьбы, то произойдет перекос: государство переложит расходы на плечи коммерсантов, а те в свою очередь на плечи зрителей. Главная опасность состоит в том, что каждая компания будет самостоятельно решать вопрос сбора-оплаты. Технически и финансово неудачные решения тяжким грузом лягут на плечи зрителей, что вызовет недовольство в адрес государства. Поэтому уже сейчас необходимо прорабатывать документы, регламентирующие способы кодирования предоставляемых услуг и взимания за них платы.

Возможные варианты передачи пакетов свободного и условного доступа

Как практически будет проходить переход на цифровой сигнал телецентров, работающих с сигналом PAL? Примерно 1-3% телецентров сейчас функционируют по современным цифровым технологиям, подготавливают цифровой контент к выходу в эфир и только на последнем этапе подают цифровой сигнал на транскодер SDI /SECAM для того, чтобы послать по соединительной линии аналоговый сигнал на модулятор передатчика. Таким телецентрам достаточно будет дать сигнал SDI параллельно на модулятор цифрового передатчика - и вещание в регионе будет обеспечено аналоговыми и цифровыми программами в виде пакетов свободного доступа.

По нашим данным, примерно 83% телецентров готовят программы в стандарте PAL, применяя смешанное (аналоговое и цифровое) оборудование и транскодер PAL/SECAM на выходе. В этом случае на выходе будет достаточно установить кодер PAL/SDJ и вещание в регионе будет обеспечено аналоговыми и цифровыми программами в виде пакетов свободного доступа. Наконец, 15% телецентров используют аналоговое оборудование. Выходной сигнал PAL эти телецентры будут подавать параллельно на транскодер PAL/SECAM и на кодер PAL/SDI. Цифровой сигнал 230 Мбит/с по оптической линии связи будет поступать на кодер MPEG-2, сжимающий передаваемый поток до 4-6 Мбит/с перед модулятором передатчика. В дальнейшем в телецентрах полностью заменят аналоговое оборудование на цифровое, но возникнут проблемы с оцифровкой архива и обменом контентом.

Так как аналоговые и цифровые программы могут попасть в пакеты условного доступа, то оператор связи должен иметь в своем распоряжении системы адресного кодирования. Если этих систем не будет, все пакеты станут пакетами свободного доступа, т.е. бесплатными (как аналоговые, так и цифровые), или пакеты условного доступа станут недоступными для телезрителей.

Если распространение цифрового сигнала происходит по кабельным линиям, то оператор осуществляет подачу программ на те или иные участки сети в соответствии с оплатой программ телезрителями. При этом участки распределительной сети оснащают системами условного доступа, которыми управляет оператор связи, а соответствующие службы контролируют состояние сети, уберегая их от пиратов. В ряде регионов разработаны комплексы мер по борьбе с пиратами в сетях СКП, куда входят: защита усилителей металлическими боксами, разработка методов определения незаконных подключений к сетям, создание сети внештатных агентов-контролеров и т.д. Можно предположить, что при подаче в сети цифровых сигналов борьба с незаконными подключениями в домах может обостриться. Вместе с тем цифровые потоки позволяют осуществить адресное кодирование сигнала, поступающего буквально к каждому абоненту. При этом должны быть разработаны системы адресного кодирования различной емкости для разных сетей и различных регионов, приняты нормативные документы, запрещающие несанкционированный доступ к оплачиваемым программам.

Возможные варианты приема пакетов свободного и условного доступа

В порядке подготовки к переходу на цифровое телевещание ведущими телевизионными институтами с участием телекомпаний страны были разработаны национальные стандарты, которые нормируют параметры сигналов DVB, способы их распространения (DVB-T, DVB-C, DVB-S) и приема. Был выпущен ГОСТ-Р "Телевизоры и приставки для приема сигналов цифрового наземного, кабельного и спутникового телевизионного вещания", в соответствии с требованиями которого начат выпуск в стране цифровых приставок. Абонентские цифровые телевизионные приставки (STB) к аналоговому телевизору по своему функциональному назначению подразделяются на три группы:

  • STB DVB-T-приставки — для преобразования сигналов системы наземного цифрового вещательного телевидения DVB-T в аналоговые сигналы;
  • STB DVB-C-приставки — для преобразования сигналов системы кабельного цифрового вещательного телевидения DVB-C в аналоговые сигналы;
  • STB DVB-S-приставки — для преобразования сигналов системы спутникового цифрового вещательного телевидения DVB-S в аналоговые сигналы.

Приставки, выпускаемые разными изготовителями, имеют большое разнообразие входов и выходов для обеспечении стыковки с различными типами телевизоров. Но в любом случае телезритель должен иметь дома не просто цифровую приставку, а приставку с "абонентским декодирующим терминалом", в которую будет введен номер абонента и код оплачиваемой программы. Причем оплата телевизионных программ должна быть такой же удобной, как оплата мобильных телефонов или услуг Интернета.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2006
Посещений: 12670

  Автор

Лаврентий Лишин

Лаврентий Лишин

ВНИИТР

Всего статей:  4

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций