Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Модернизация сети государственного радиовещания в РФ

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Модернизация сети государственного радиовещания в РФ


Виктор Горегляд

Советник генерального директора ФГУП "РТРС"

В ноябре прошлого года Правительство РФ одобрило "Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг.". В соответствии с Концепцией, во втором квартале этого года уже должна была быть разработана федеральная целевая программа по развитию телерадиовещания. И вот в рамках этой работы по инициативе руководства ФГУП "РТРС" и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в РТРС была организована рабочая группа, перед которой была поставлена задача подготовки проекта целевой программы по развитию сетей радиовещания.

Несмотря на то что Концепцией предусмотрена разработка федеральной целевой программы (ФЦП), в силу организационных причин был выбран механизм ведомственной целевой программы (ВЦП). Здесь очень важно отметить, что ведомственные целевые программы должен готовить орган исполнительной власти, но поскольку мероприятия программы имеют в большой части технологический характер в организационном плане, в силу наличия соответствующих специалистов ФГУП "РТРС" более подготовлено к созданию таких программ. В рабочую группу вошли также представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП "ВГТРК", Высшей школы экономики, то есть была создана мобильная рабочая группа, которая в течение четырех месяцев выполнила необходимую работу. Но это пока только лишь первая редакция данной программы. Подробнее о самой программе, а также о развитии радиовещания в России мы побеседовали с руководителем рабочей группы, советником генерального директора РТРС Виктором Гореглядом.

— Что, на Ваш взгляд, ограничивает развитие радиовещания в РФ?

- Принято считать, что есть две организационно-правовые формы вещания -государственное и коммерческое. К сожалению, у нас законодательно нет однозначного толкования, что такое общественное или государственное радиовещание. Я считаю, что развитию радиовещания не способствовало отсутствие внятной концепции развития массовых коммуникаций в нашей стране. Принятая в ноябре 2008 г. "Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг." -это только первый шаг, а продолжением должна стать подготовка федеральных целевых программ. В рамках работы по созданию целевой программы модернизации сетей радиовещания мы определили, что будем заниматься только вопросами сети государственного радиовещания, поскольку считаем ее основой системы радиовещания. Это та часть системы, которая в первую очередь должна заботить государство. Отсутствие четко сформулированной политики наносит ущерб государственному радиовещанию. Вы посмотрите, как развивались в последние годы и до сих пор развиваются сети государственного радиовещания ("Радио России", "Маяк", "Юность"). "Радио России" работает в УКВ-диапазоне только на участке 66-74 МГц. Практически ни одной частоты в диапазоне 88-108 МГц на всей территории РФ для "Радио России" не нашлось. Не будем анализировать причины, почему так произошло, но "Радио России", первый государственный радиоканал, не осуществляет вещание в том диапазоне УКВ, который сегодня слушает подавляющее большинство населения страны.

Данная ситуация становится еще более критической в результате повсеместного свертывания сетей проводного вещания. Мы считаем, что так быть не должно.

—  Существует мнение, что присутствие государства в радиовещании чересчур избыточно, согласны ли Вы с этим?

- Я так не считаю. Говоря о государственном регулировании радиовещания, хочу обратить внимание на практику распределения частотного ресурса. Здесь должен быть обеспечен приоритет государственного радиовещания. Следует заметить, что потребность сетей государственного радиовещания в частотном ресурсе будет составлять не более 5-8% от общего объема, а остальные частоты могут распределяться по действующим рыночным законам. При обеспечении сетей государственного вещания частотным ресурсом присутствие государства не может быть избыточным.

— Как Вы считаете, само государство заинтересовано в развитии радиовещания?

-  Оно обязано быть заинтересованным. Весной этого года состоялось заседание Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которую на тот момент возглавлял Дмитрий Медведев, где были приняты протокольные решения о том, чтобы осенью текущего года рассмотреть ряд вопросов по развитию радиовещания в РФ, в том числе и радиовещания на зарубежные страны. Когда мы говорим о государственном радиовещании, то в первую очередь подразумеваем внутрироссийское радиовещание - "Радио России", "Юность", "Маяк" и региональный радиоканал. Эти радиопрограммы были определены в Концепции как "общедоступные обязательные радиоканалы".

В целях реализации государственных интересов в данной сфере необходимо разработать программу действий по двум направлениям: создать современную сеть государственного радиовещания и определить программную концепцию пакета общедоступных обязательных радиопрограмм. В результате коммерческое радиовещание только выиграет, так как при наличии внятной законодательной базы для регулирования государственного радиовещания будет действовать и вполне понятная законодательная база для развития негосударственного радиовещания.

— Почему появилась необходимость создания такой программы?

- Этот вопрос давно назрел. Характеризуя проблемы, существующие в области государственного радиовещания, определим три аспекта: нормативный, организационный и технологический.

Проблемами в правовом аспекте являются:

  • отсутствие законодательного определения государственной системы теле-и радиовещания, а также понятия и характеристик информационной безопасности, понятия "общественного" и "государственного" вещания;
  • неопределенность содержания полномочий и соответствующих обязательств в сфере развития системы радиовещания. Законодательно не разработаны базовые критерии и требования к радиопрограммам государственного заказа, существует неопределенность в государственном регулировании деятельности по осуществлению вещания на зарубежные страны и отсутствует порядок определения, согласования и планирования объемов внешнего и внутреннего радиовещания органами государственной власти.

Основная проблема организационного порядка заключается в том, что структуры, призванные решать социальные задачи, обеспечивать информационную безопасность государства, вынуждены работать в конкурентной среде и приобретать признаки коммерческих структур.

Другой организационной проблемой является отсутствие у операторов связи статуса получателя бюджетных средств и исключительно договорный характер отношений с вещателями.

В силу этих причин, например, "Голос России" в одностороннем порядке инициирует снижение мощностей и времени загрузки передатчиков на сети мощного радиовещания на зарубежные страны. В результате рентабельность использования радиооборудования имеет отрицательное значение. При отсутствии стабильных источников финансирования по содержанию и обслуживанию парк оборудования, на котором работает сейчас эта сеть, отстал примерно на тридцать лет от мирового уровня. Оборудование проработало уже 40-50 лет, прошло несколько амортизационных сроков. Если мы в ближайшие 2-3 года не сделаем реальных шагов, то сеть государственного вещания просто развалится и вещание на зарубежные страны с территории РФ производиться не будет. В лучшем случае мы продолжим арендовать передатчики за рубежом. Ведь сегодня около 40% объемов вещания "Голос России" осуществляет с территорий других государств (Германии, Украины, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Китая).

Внутреннее российское вещание осуществляется на коротких, средних и длинных волнах и в диапазоне УКВ. И здесь та же проблема: более 80% оборудования требует замены "по старости". Замена передающего оборудования приведет к значительной экономии электроэнергии - фактор весьма значимый, так как сети мощного радиовещания в РФ потребляют 57% электроэнергии от всего объема отрасли электросвязи нашей страны. Для информации, у передатчиков старого образца коэффициент полезного действия не выше 40%, а у современных передатчиков КПД доходит до 80%. Поэтому проект программы предусматривает замену всего устаревшего, неэкономичного парка передающего оборудования с одновременным внедрением цифрового стандарта вещания. Считаю, что это стандарты DRM и DRM+.

Использование стандарта DRM за счет нового вида модуляции позволяет при сохранении прежней зоны вещания уменьшать мощность передатчика в 4-5 раз, что, в свою очередь, обеспечивает серьезную экономию электроэнергии. Таким образом, внедряя цифровые технологии и современные образцы техники, мы сможем на порядок снизить потребление электроэнергии и при этом не только сохранить, но увеличить объемы вещания.

Для выполнения целей и задач программы модернизации была выбрана форма ведомственной целевой программы (ВЦП). Наш проект может быть использован как подпрограмма федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания или как отдельная программа (ВЦП) в рамках реализации Концепции развития телерадиовещания.

Второй вариант, на мой взгляд, более предпочтителен, так как сети телевизионного вещания и сети радиовещания не зависят (и не должны зависеть) друг от друга и имеют различные направления развития. Объединение задач по развитию телевидения и радиовещания в одной программе сделает ее слишком объемной и, безусловно, затруднит управление программой. При этом, по сравнению с формой федеральной целевой программы, форма ведомственной целевой программы более гибкая. ВЦП предусматривает так называемую "скользящую трехлетку", то есть каждый год будет осуществляться планирование на последующие три года. Для того чтобы полностью реализовать все основные целевые показатели, которые определены в Концепции развития телерадиовещания, не хватит и 10 лет. Считаю, что задачи по модернизации радиовещания реально выполнить к 2020 году. Планируется, что расходы на реализацию программы в 2010-2012 гг. составят примерно 8,3 млрд рублей. Из них 8,2 млрд рублей должны быть направлены непосредственно на саму модернизацию.

— Как программа по модернизации сетей радиовещания соотносится с программой развития телевидения?

- Я считаю, что это все-таки разные формы электронных средств массовой информации. Телевизионное вещание развивается совершенно самостоятельно, по своим законам. Попытка использовать универсальные сети, где можно передавать программы и радиовещания, и телевидения, не находит поддержки у аудитории, любая универсальная система по своей сути компромиссна.

Эфирное телевизионное вещание необходимо в тех случаях, когда нужно оперативно и недорого организовать доставку телевизионной программы до потребителя и обеспечить охват больших территорий, не прокладывая кабель. В городах, где уже создана телекоммуникационная инфраструктура и она довольно бурно развивается, нельзя рассчитывать, что телезрители, являясь абонентами кабельной сети или имея потенциальную возможность получать данную услугу, немедленно откажутся от нее и перейдут на эфирный прием ТВ. Реальная потребность в эфирном цифровом телевизионном вещании существует на территориях, где до сих пор население не избаловано плодами технического прогресса и вынуждено довольствоваться 1-2 программами, зачастую имеющими низкое качество приема.

Радиовещание отличается еще и тем, что большое количество аудитории в городских условиях слушает радио в мобильном варианте, поэтому эфирное радиовещание как в городе, так и в сельской местности останется востребованным на долгие годы.

— За счет чего будет финансироваться программа?

-  Мы запланировали несколько источников финансирования, причем мы не только просим деньги из так называемого бюджета принимаемых обязательств, но и готовы вкладывать средства своего бюджета. На первом этапе расходы будет нести федеральный бюджет и бюджет ФГУП "РТРС". В следующих трехлетках будут подключены муниципальные и региональные бюджеты. Но, конечно, основная нагрузка должна лежать на федеральном бюджете. Мы провели анализ состояния радиовещания в других странах, и практически везде государство берет на себя содержание внутренних и внешних сетей государственного или общественного радиовещания. Задачи коммерческого и государственного вещания все-таки разные. Мощное радиовещание в диапазонах KB, CB и ДВ сегодня не осуществляется на коммерческой основе. Но при этом во всем мире идет развитие сетей вещания на этих диапазонах, имеет место жесткая международная конкуренция при распределении частотного ресурса. И если страна прекращает вещание или только снижает его мощность, то эти частоты немедленно занимаются другими странами. Потом уже будет трудно отвоевать потерянные позиции. А это вопрос информационного присутствия в мировом радиоэфире. Следует помнить, что вне зависимости от развития спутникового вещания, Интернета, телевидения радиовещание всегда было, есть и, думаю, надолго останется резервным способом информирования населения. В случае политических кризисов, природных и техногенных катастроф большинство общедоступных каналов доставки информационных программ и оповещения населения очень быстро выводятся из строя. В этом смысле эфирное радиовещание с использованием ионосферного распространения радиоволн, покрывая огромные территории, остается наиболее устойчивым видом связи. Следуя общемировой практике, государство обязано, вне зависимости от наличия других способов доставки программ, сохранять сети внутреннего и внешнего радиовещания.

— Расскажите о целях и задачах программы.

- В проекте ВЦП обозначены следующие цели:

  1.  Обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека, укрепление нравственных ценностей общества средствами радиовещания.
  2.  Существенное укрепление информационного обеспечения государственной политики РФ.
  3.  Развитие современной информационной технологии отечественной индустрии и массовых коммуникаций.

Возможность достижения этих целей определяется модернизацией сети государственного радиовещания. А для проведения модернизации мы определили следующие задачи:

  1.   Реализация основных направлений государственной политики по обеспечению информационной безопасности.
  2.   Повышение технических и финансово-экономических показателей систем радиовещания.
  3.   Обеспечение мер по рациональному использованию и защите национального частотного ресурса.
  4.   Внедрение современных телекоммуникационных технологий.
  5.   Разработка организационно-технических мероприятий по развитию эфирных сетей государственного радиовещания в диапазоне длинных, коротких и ультракоротких волн внутри страны и на зарубежные страны.

Последняя задача является основополагающей, она доминирует как по продолжительности и объему работы, так и по объему финансирования. Стратегической задачей данной целевой программы является вывод из технологического кризиса системы государственного эфирного радиовещания в стране.

— Как будет реализовываться программа?

- Программа разрабатывалась в период смены Правительства РФ, когда было неясно, кто будет регулятором отрасли и субъектом бюджетного планирования. Но мы были уверены в том, что работа проделана не напрасно и проект ВЦП может быть востребован в Министерстве связи и массовых коммуникаций. Конечно, все необходимые решения по данному вопросу будут приняты в этом ведомстве.

— Как Вы считаете, цифровизация может привести к возрождению некоммерческих частот (длинных, средних волн)?

- Думаю, что возможность организации цифрового вещания привлечет коммерческих вещателей на ДВ, СВ и, может быть, на КВ. Но пока об этом говорить рано. Во-первых, в мире еще нет массового радиоприемника, поддерживающего цифровые стандарты. Но уже сейчас следует строить сети DRM, и мне кажется, пионером здесь должна стать государственная сеть.

— Вы сейчас говорили про DRM, a будет ли выделен радиочастотный ресурс для DAB?

- По моим ощущениям, перспектива использования DAB просматривается слабо. Скорее всего, более востребованным стандартом на УКВ может стать DRM+. Сейчас в мире работают около 150 средневолновых и коротковолновых передатчиков DRM. Ведется опытное вещание DRM+ в Ганновере. Результаты обнадеживают. Давайте подождем решения ГКРЧ по этому вопросу.

— Каких результатов Вы ожидаете от реализации программы?

- Об успехе реализации программы можно будет говорить при обеспечении устойчивого вещания обязательных общедоступных радиоканалов на территории проживания 100% населения РФ и радиовещания на зарубежные страны.

Кроме этого ожидается повышение экономической эффективности радиовещания, развитие системы оповещения, обеспечение оптимального использования частотного ресурса. Для решения этих задач должны быть разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в правовые акты, рекомендации по выбору формы финансирования отдельных статей расходов ФГУП РТРС как ведущего оператора связи, описана методика обоснования себестоимости оказания услуг связи для телерадиовещания. Также должны быть определены и реализованы мероприятия по техническому перевооружению государственного радиовещания, перехода сетей государственного радиовещания на цифровой стандарт вещания.

Планом мероприятий по модернизации предусматривается, в том числе:

  •  строительство опытных зон для цифровой синхронной сети КВ-радиовещания программы "Радио России" в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах;
  •  строительство цифровой синхронной сети ДВ-радиовещания в РФ;              
  •  строительство 10 полноповоротных коротковолновых антенн сети вещания на зарубежные страны;                               
  •  создание системы сервисного обслуживания и научно-технического сопровождения внедрения цифрового радиовещания в России;
  •  замена парка радиопередатчиков, прошедших амортизацию.

Можно продолжить этот перечень и далее. В техническом плане программой намечено создать современную эффективную сеть государственного радиовещания, способную существенно укрепить информационное обеспечение государственной политики РФ.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2008
Посещений: 16683

  Автор

Виктор Горегляд

Виктор Горегляд

Советник генерального директора ФГУП "РТРС"

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций