Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

vidau Systems: новые возможности внестудийного производства

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мероприятия по частотному обеспечению сетей радиосвязи: проблемы операторов


Валерий Володин
Вице-президент Национальной радиоассоциации,
заместитель генерального директора ООО "НПФ "Гейзер"

Некоторое время назад для оценки нормативно-правовых актов по регулированию использования радиочастотного спектра (в ходе их практического применения) требовалось время. Сейчас нормативные документы, принятые в рамках исполнения Закона "О связи", уже прошли проверочную стадию. Подавляющая часть их положений упорядочила доступ пользователей к радиочастотному ресурсу с учетом изменений, произошедших в структурах регулирующих органов и на телекоммуникационном рынке. Ряд положений устарел и не устраивает регулирующие органы, а некоторые из них не устраивают операторов и тормозят развитие телекоммуникационного бизнеса. Однако за последний год существенных изменений в нормативной базе, определяющей доступ к частотному ресурсу, не произошло. Остановимся на проблемах, обусловленных сложившимся порядком отношений в этой области

Длительные сроки нужно сокращать

Проблема длительных сроков получения права на использование радиочастотного спектра по-прежнему остается злободневной.
Нельзя сказать, что изменений в этом вопросе в лучшую сторону не происходит. Сотрудники аппарата Государственной комиссии по радиочастотам и Федерального агентства связи учли критику, прозвучавшую на конференции "Спектр-2005" (которая рассматривала проблемы нормативно-правового регулирования использования радиочастотного спектра), и усовершенствовали порядок прохождения решений о выделении полос частот и оформления разрешений о назначении частот. Если год назад документы направлялись заявителю с большими задержками (до 6 месяцев), то сейчас принятые решения доходят до заявителя в течение месяца.

Однако, несмотря на это, общий срок получения права на использование радиочастотного спектра сократился незначительно, потому что время на получение заключения экспертизы составляет в среднем 290 дней (более 9 месяцев), а на получение разрешения на использование радиочастот - 4 месяца. Во многом такое положение дел объясняется тем, что отношения между радиочастотной службой Министерства информационных технологий и связи и соответствующими подразделениями Министерства обороны до сих пор не урегулированы, что вынуждает операторов самостоятельно придумывать различные способы взаимодействия с этими структурами. Кроме того, оформление работ по согласованию совместного использования гражданских и военных радиоэлектронных средств (РЭС) с Центром анализа электромагнитной совместимости РЭС Минобороны требует от оператора заключения второго договора, что увеличивает срок проведения экспертизы.

Вполне очевидно, что такое положение дел не устраивает ни операторов связи, которые вынуждены искусственно сдерживать темпы развития сетей, ни потенциальных абонентов, которые не могут получить качественных услуг связи. Вызывает недоумение то обстоятельство, что в одном из подготовленных проектов нового Положения о порядке проведения экспертизы вообще отсутствуют какие-либо сроки, хотя и ожидалось, что они будут сокращены, по сравнению с существующими, как минимум в два раза.

Если менять, то только к лучшему

Вопросы оценки электромагнитной совместимости РЭС гражданского и военного применения, согласований с силовыми ведомствами, оформления разрешений на использование частот должны стать внутренней процедурой радиочастотной службы. В связи с этим представляется целесообразным (в целях упрощения процесса получения разрешений) внести изменения в Федеральный закон "О связи" в части передачи экспертных и разрешительных функций одному уполномоченному органу федеральной исполнительной власти, ввести одноэтапный механизм проведения работ по выдаче разрешительных документов и установить срок их выполнения (не более 120 дней). Следует учесть и то, что этот срок предусмотрен статьей 24 действующего закона. Кроме того, в пределах этого срока целесообразно ограничить временными рамками продолжительность рассмотрения результатов экспертизы и принятия решений по ним Государственной комиссией по радиочастотам.

Конечно, разработчики подзаконных нормативных актов не могли учесть всех особенностей, с которыми сталкиваются операторы при строительстве сетей связи. Например, разрешения на использование радиочастот, выдаваемые Федеральным агентством связи, содержат срок ввода РЭС в эксплуатацию, равный одному году со дня выдачи разрешения. Продление данного сро­ ка не допускается, за ис­ ключением РЭС, вводи­ мых в эксплуатацию в районах Крайнего Севе­ ра и приравненных к ним местностях.

По истечении этого срока оператор связи обязан получить разрешение на эксплуатацию сооружения связи. При задержке органами Рос-связьнадзора выдачи указанного разрешения может пострадать даже своевременно подавший заявку оператор связи. Несоблюдение срока ввода РЭС в эксплуатацию рассматривается как ос­нование для прекраще ния действия разрешения на использование радиочастот в части РЭС, не введенных в эксплуатацию, что влечет за собой повторное обращение за получением заключения экспертизы и разрешения на исполь­ зование радиочастот с вытекающими последствиями в виде дополнительных расходов. Между прочим, согласно п. 1 статьи 49 ГК РФ специальное разреше­ ние (лицензия) предоставляет право, а не обязывает заниматься определенным видом деятельности, а в соответствии с п. 3 Федерального закона "О связи" в разрешении на использование радиочастот должен быть указан только срок действия, указание же срока ввода РЭС в эксплуатацию не предусмотрено.

Но и это еще не все

Целый ряд положений нормативных документов требует уточнения: например, порядок согласования площадок для строительства объектов связи (может быть, не на этапе экспертизы, а на этапе регистрации, так как точный адрес объекта появляется только с началом строительства).

В Национальную радиоассоциацию поступили и другие предложения.

В том числе предлагается пересмотреть подход к определению срока, на который осуществляется присвоение радиочастоты или радиочастотного канала при необходимости проведения международной правовой защиты. В этом случае разрешение на использование частоты выдается на один год, при этом имеется в виду, что процедуры международной правовой защиты за год должны быть завершены. Однако этого, как правило, не происходит, и оператору приходится проходить заново весь круг мероприятий по получению разрешения на использование радиочастотного спектра. Международной правовой защитой занимается Главный радиочастотный центр, и оператор не может контролировать процесс. В этой ситуации нам представляется возможным определение срока действия разрешения, как и предусмотрено законом, продолжительностью 10 лет, при этом обязательным условием работы радиоэлектронного средства является недопущение помех сопредельным РЭС на период проведения координационных мероприятий в рамках международной правовой защиты, об окончании и результатах которых Главный радиочастотный центр должен известить оператора.

Хочется верить, что аппарат Государственной комиссии по радиочастотам и Федеральное агентство связи в скором времени вернутся к переработке Положения о порядке проведения экспертизы и рассмотрят настоящие предложения.

За что и сколько будем платить?

Есть еще один вопрос, который волнует телекоммуникационную общественность — плата за использование радиочастотного спектра.

Во-первых, за что будем платить? В соответствии с п. 4. ст. 23 Федерального закона "О связи" "для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование...", в то время как планируется взимать плату не за использование спектра (номинал, полоса, мощность), а фактически за получение решений на некое количество номиналов и получение права на их использование.

Не совсем понятен термин "разовая плата", которую предполагается взимать после выдачи разрешения на использование радиочастот. С подписанием разрешения руководителем Федерального агентства связи предоставление услуг связи невозможно, так как необходимо зарегистрировать РЭС, а также провести комплекс работ и получить разрешение на эксплуатацию объекта связи.

Во-вторых, сколько будем платить? Проведение Президентом и Правительством Российской Федерации политики развития в стране цивилизованных рыночных отношений предполагает, что введение платы за использование радиочастотного спектра не должно существенно ухудшить экономическое положение телекоммуникационных компаний. В противном случае могут пострадать как предприятия, так и население, которое или не получит весь комплекс услуг связи, или они будут недоступны по причине высоких цен, и в итоге — пострадает отрасль в целом.

Какова будет методика определения размера платы?

На все эти вопросы пока ответа нет. Не проработанное детально (с учетом мнения операторов связи) постановление Правительства, определяющее порядок и размер платы за пользование радиочастотным ресурсом, может стать причиной серьезного ухудшения финансового положения телекоммуникационных компаний или существенного роста тарифов.

Введению такой инновации, как плата за использование радиочастотного ресурса, должен предшествовать определенный адаптационный период, позволяющий операторам пересмотреть свои взгляды на использование спектра, определиться с перспективами его применения на основе введения новой нормы.

Операторы должны четко представлять, за что и в каких размерах будет взиматься разовая и ежегодная плата, как скорректировать имеющиеся договоры с заказчиками, как осуществлять перспективное и оперативное планирование использования спектра и бюджета компаний.

Возможные подходы к этим вопросам Национальная радиоассоциация планировала рассмотреть в ходе своей конференции, которая проходила в Суздале в июне сего года. Однако должностные лица, причастные к разработке соответствующих документов, не отозвались на приглашение радиоассоциации: или документы не готовы, или общественность хотят поставить перед свершившимся фактом и в дальнейшем бороться с отдельными недостатками, появившимися в результате непродуманных решений.

Пока еще остается надежда на то, что общественность будет привлечена к обсуждению вопроса о плате за использование радиочастотного спектра. Для того чтобы проанализировать имеющиеся в мире подходы к решению этой проблемы, выработать научно-обоснованный взгляд на методику определения размеров платы, Национальная радиоассоциация планирует проведение научно-исследовательской работы.

В статье отражена только часть проблемных вопросов, которые волнуют пользователей радиочастотным ресурсом. Современный подход к ним с привлечением представителей Национальной радиоассоциации, который сложился в аппарате Государственной комиссии по радиочастотам и Федеральном агентстве связи, позволяет надеяться на их успешное решение.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 12105

Статьи по теме

  Автор

Валерий Володин

Валерий Володин

Вице-президент Национальной радиоассоциации, заместитель генерального директора ООО "НПФ "Гейзер"

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций