Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Лицензия на вещание – ярлык или "охранная грамота"?

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Виктор Маючий
Генеральный продюсер тeлекaнaла "Беларусь-ТВ"

Лицензия на вещание – ярлык или "охранная грамота"?

Телеканал "Беларусь-ТВ" стал пepвым иностранным каналом, получившим официальное разрешение на осуществление телевещания в кабельных сетях на территории Российской Феде-рации

Данное событие можно комментировать только c точки зрения представителя иностранного телеканалавещателя, который стремится быть законопослушным. Требования ФС "Росохранкультура"вполнеправомерны. Поскольку российское законодательство достаточно либерально, многие вопросы до конца неотрегулированы, и создание своеобразного реестра по учету распространения ресурсов при организации вещания, в том числе и в кабельных сетях, вполне закономерно.

Однако ситуация с телеканалом "Беларусь-ТВ" нетипична, так как между Россией и Республикой Беларусь подписан ряд соглашений и в том числе Договор от 28 декабря 1999 г. о создании Союзного государства. Пункт 2 статьи 8 этого Договора определяет: "В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии c законодательством государств-участников".

В статье 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25 декабря 1998 г. о создании равных условий субъектам хозяйствования говорится:"Стороны примут необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования сторон. Стороны обеспечивают унификацию законодательства в соответствии c протоколом к настоящему Соглашению, который является его неотъемлемой частью".

Кроме того, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ своим письмом № 1331-01-52/07-ЛН от 29.03.2005 г. за подписью заместителя министра Л.H. Надирова подтвердило, что ограничений на распространение продукции средства массовой информации "Беларусь-ТВ" на территории Российской Феде-рации не имеется. Тем самым министерство фактически признало правомочность свидетельства o регистрации телеканала "Беларусь-ТВ" на территории России.

Вместе с тем, в соответствии с "Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1359, "Белтелерадиокомпания" была обязана оформить лицензию на вещание телеканала "Беларусь-ТВ" на территории распространения сигнала.

Основанием для оформления лицензии на осуществление вещания телеканала "Беларусь-ТВ" для Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь с юридическим адресом в Минске стало использование указанных нормативных положений.

Необходимо учитывать, что во многих областях общественных отношений соответствующими государственными органами Республики Беларусь и Российской Федерации принимаются меры по обеспечению равенства субъектов хозяйствования двух стран и его юридическому оформлению. К сожалению, в информационной сфере такие меры пока не приняты и соответствующие документы не подписаны.

В Республике Беларусь Министерством информации признается не только юридический адрес СМИ, но и лицензия на вещание Российской Федерации. Поэтому на территории Республики Беларусь нет юридических препятствий для вещания российских электронных средств массовой информации. Именно эти аргументы стали главными в решении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по началу процедуры лицензирования телеканала "Беларусь-ТВ" в России. Однако данные лицензии по организации вещания в Центральном и Северо-Запaдном федеральных округах РФ выданы в порядке исключения всего на один год.

Вместе с тем для иностранных вещателей есть два пути получения лицензии. Это создание представительств иностранных телеканалов или поиск стратегического партнера в Российской Федерации, однако во втором случае владельцем лицензии и свидетельства о СМИ будет не сам иностранный вещатель и правообладатель,а конкретное российское юридическое лицо.

Лицензирование вещателей, в том числе иностранных, - это вполне правомерная бюрократическая процедура. Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии c российским законодательством иностранному вещателю, прежде чем приступать к лицензированию вещания, необходимо зарегистрировать средство массовой информации. А его может зарегистрировать только юридическое лицо, в уставном фонде которого доля российского капитала составляет более 50%, или гражданин Российской Федерации.

В статьях 1 и 4 Соглашения о сотрудничестве в распространении массовой информации от 20.09.2002 г., заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках соглашения государств-участников СНГ, указано, что "стороны способствуют созданию благоприятных условий для широкого и свободного взаимного распространения массовой информации в целях дальнейшего углубления знаний о жизни народов своих государств" и что "стороны гарантируют свободный и равноправный доступ граждан своих государств к продукции средств массовой информации, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в соответствии c законодательствами государств-сторон".

Наверное, было 6ы правомерно рассмотреть возможность лицензирования вещателей из стран, подписавших данное соглашение, при наличии национальных свидетельств о регистрации СМИ (как это было в случае с телеканалом "Беларусь-ТВ"), а для белорусских вещателей, учитывая положения Союзного договора, сделать процедуру получения лицензии на вещание в Российской Федерации на белорусский юридический адрес не исключением, а правилом.

Излишне забюрократизирована и процедура подготовки документов на вещание в кабельных сетях. Вещателю необходимо для подачи документов представить в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия договор или протоколы o намерениях с кабельными операторами с приложением копий лицензий Министерства связи РФ. Это значительно усложняет процесс подготовки документов. Возможно, их следует заменить обычными письмами, иначе может получиться замкнутый круг. Операторы будут до подписания договора требовать от вещателя лицензию на вещание, а вещатель не сможет ее получить, пока не представит договор.

Процедура лицензирования вещания должна быть прозрачной и действенной как в отношении вещателей, так и в отношении представителей лицензирующих органов, только тогда она сможет положительно влиять на развитие рынка электронных СМИ.

Лицензия на вещание должна стать не столько ярлыком, который позволяет приобрести у власти право на вещание, а впоследствии заставит владельца беспокоиться, что по каким-то причинам ее смогут отобрать, сколько "охранной грамотой" в государстве. Лицензирующий орган в данном случае должен не только контролировать вещателя, но и защищать его от пиратства co стороны тех кабельных операторов или владельцев других вещательных сетей, которые используют чужой контент без всякого документального оформления, а такие случаи не редки.

Опасаться, что лицензия станет препятствием для распространения телеканала, в любом случае не следует. Сегодня Литва - страна, подписавшая Конвенцию о трансграничном вещании, решением Национальной комиссии по теле- и радиовещанию фактически вводит запрет на трансляцию телеканала "Беларусь-ТВ" в кабельных сетях страны. Более 100 000 абонентов кабельных сетей Литвы могут лишиться возможности смотреть белорусский телеканал. Однако литовская Ассоциация кабельного телевидения категорически против данного решения. Она намерена инициировать проведение дополнительного заседания комиссии по радио и телевидению и обсудить проблему с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

Как видите, с вещателем можно разобраться при помощи одного протокола. В этом случае он совершенно бесправен, и ему остается только быть благодарным своим партнерам за то, что они последовательно пытаются отстаивать его интересы.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2006
Посещений: 14558

  Автор

В. Маючий

В. Маючий

Генеральный продюсер тeлекaнaла "Беларусь-ТВ"

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций