В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС
Эволюцию массовых коммуникаций под влиянием цифровых технологий чаще всего рассматривают с рыночных позиций как развитие бизнеса. Этому подходу нельзя отказать в справедливости применительно к новым медиа, спутниковому (DTH), кабельному и мобильному ТВ. Он простителен для неофитов рынка в эпоху перемен, но однобок и малопродуктивен, особенно в контексте вечно живой дискуссии: телевещание — это экономика (США, Великобритания) или культура (в широком смысле) (Германия-Япония) и то и другое или нечто иное"?
В эфирном телевещании многих стран, включая Россию и членов ЕС, ведущими игроками являются либо государственные компании, либо их ближайшие родственники - компании так называемого public service broadcasting (PSB). (PSB традиционно у нас переводят как общественное ТВ, что не совсем точно, у перевода public - много значений. - Прим. автора.) С известной долей условности (да простят меня гуру-теоретики) оба этих вида можно в силу совпадения решаемых задач назвать общедоступным ТВ (ОТВ), так как не прибыль является их главной целью.
Цифра и ОМК: поиски будущего
ОТВ имеет собственную миссию (а значит, и программную политику), механизмы управления и финансирования. И сегодня под натиском новых цифровых технологий оно также ищет свое новое место в мире. Этому посвящено несколько докладов (например, "Продлевая наш контракт с народом") группы стратегического развития Европейского вещательного союза (ЕВС), являющегося главной трибуной ОТВ. Сегодня ЕВС настойчиво отстаивает интересы и перспективы ОТВ в Еврокомиссии, включая горячую проблематику цифрового дивиденда. Будущему также посвящены общественные консультации в ряде стран, на которые, например, в Великобритании Ofcom регулярно предоставляет многостраничные доклады.
Так постепенно формируется новое представление о будущем PSB и путях его достижения.
Сегодня вместо PSB, применительно к цифровой эре, чаще всего используют термин public service media (PSM), отражая консенсус относительно системного характера реинжиниринга ТВ (см. рис.), хотя и с не вполне предсказуемыми последствиями. Уже в этом году по инициативе Франции, как нынешнего председателя ЕС, в Европарламенте проведена конференция "PSM in digital age".
Все меньше оракулов продолжает предрекать PSB судьбу динозавров.
Первый шок от цифры и Интернета уже прошел, и как одно из средств борьбы с сокращением аудитории аудиовизуального контента параллельно с "интернетизацией" медиа (более 90% членов ЕВС имеют сайты, предлагающие обогащенный контент; многие создают свои собственные поисковые машины и сети центров обработки данных (ЦОД) для работы с мультимедийным контентом) развернулась "медиазация" Интернета (от текста к видео и мультимедиа) на фоне лидерства ОТВ по цифровизации эфирного вещания.
Цифра и ОМК: технологические вызовы и возможности
ОМК обещают фундаментальные изменения и окончательный переход медиа в нелинейное измерение, хотя ближайшие 5-6 лет в технологическом отношении будут временем первого этапа транзита к новому качеству: создания "электронного колеса" для массовых коммуникаций придется подождать, но "цифровой огонь" обеспечивает мощную тягу двигателя инноваций. Сегодня в конкурентной позиции находятся платформы DVB и HSPA (а через 2-3 года обещают LTE), на замену WiMax, так и не ставшего ОМК, теперь обещают IEEE 802.21. Эта диспозиция временная. Да и Дальний Восток (Япония, Китай, Корея) еще не сказали своего слова. А на горизонте ОТВ уже 3D TV, SuperHiVision и цифровое кино дома.
Цифровые технологии стимулируют изменение аудитории. На смену простым (советским) телезрителям (традиционалистам, универсалистам, коллективистам, в среднем за 40) предрекают приход поколения PSM (ювенильные потребители, гедонисты, эгоисты).
Технологии искушают политиков, предрекая привнесение нежелательных изменений в приоритеты, вызовы доступности ОМК и непослушание аудитории. Однако новые технологии не отменяют необходимости в услугах ОМК, а наоборот, дают амбициозные возможности и уже сейчас предлагают целый спектр тонких инструментов контроля распространения контента, а именно:
Цифра и ОМК: новые стратегии для прежней миссии
Самые прозорливые из мощных PSB-вещателей реализуют многовекторную технологическую стратегию, позволяющую обеспечить:
В борьбе с сокращением и фрагментацией аудитории ведущие компании цифровых ОМК делают ставку на многоканальное вещание и нацеливаются дойти до всех и до каждого. Это уже не столько агитпроп, сколько высокотехнологичная инновационная селекция в условиях конкуренции не только с другими ОМК и с коммерческими медиа, главным образом с транснациональными, но и с "флибустьерами новых медиа" из телекома (особенно мобильного) и Интернета. Например, Google в лице YouTube в качестве мотивов своего прихода на "поляну" ОВТ называет увеличение взаимодействия с аудиторией, включая международное измерение, генерирование растущих доходов, привлечение контента, созданного зрителями. Самые жесткие баталии разворачиваются по вопросам финансирования и частотного ресурса.
Помимо пресловутого социального пакета подразумевается, что свой и практически на прежних условиях контент у PSM могут найти все социальные категории:
На ближайшую перспективу сохраняются базовые положения о миссии ОМК. Так, в Великобритании приоритетными целями ОМК считают:
Цифра и ОМК: сценарии грядущих бурь
Принимая во внимание неопределенность развития процесса цифровой революции, многие используют сценарный подход для прогнозирования развития событий. В табл. 1 приведены сценарии развития рынка массовых коммуникаций Великобритании в зависимости от скорости обновления технологий и скорости фрагментации аудитории. Эта матрица позволяет создавать блокбастеры количественных моделей рынка телевизионных программ (аудитории, инвестиций и доходов) на краткосрочный (до 2011 г.), среднесрочный (2011-2014 гг.) и долгосрочный (до 2020 г.) периоды.
Цифра и ОМК: и еще многое-многое другое
Например, новые корпоративные структуры, бизнес-модели, способы восприятия контента и способы продвижения рекламы. Но нельзя объять необъятное.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2008
Посещений: 11537
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций