В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Калин
Первый заместитель генерального директора РТРС, председатель конкурсной комиссии по выбору стратегических партнеров
Летом этого года в журнале "Broadcasting" (№3-4, 2003 г.) был опубликован проект "Концепции развития услуг связи в области телерадиовещания" (далее Концепция). В начале осени коллегия Минсвязи России обсудила и одобрила его. После доработки и публичного обсуждения проект в конце года будет представлен на рассмотрение Правительства
Само по себе появление этого проекта — уже позитивное событие, так как системных материалов на заявленную тему давно не было. Поэтому ФГУП РТРС намерено продолжать единожды начатое, так как принимало непосредственное участие в разработке и обсуждении проекта Концепции.
В проекте подводятся итоги первого в современной отечественной истории этапа развития этого рынка и, по сути дела, выдвигается концепция формирования второго этапа (при этом дипломатично умалчивается о важности в нем социально-политической компоненты), а также прорисованы перспективы важного сегмента рынка услуг связи.
Учитывая знакомство читателей журнала с одним из вариантов проекта "Концепции", рискну поделиться некоторыми соображениями, которые, смею надеяться, могут быть интересны этой аудитории.
Во-первых, к участию в последующей проектной работе было бы желательно привлечь непосредственно телерадиовещателей, профессиональные объединения, в первую очередь HAT, АКТР и Медиасоюз. Это позволит не только более точно отразить баланс профессиональных и экономических интересов связистов и телерадиовещателей, но и компенсировать отсутствие документа того же уровня, относящегося непосредственно к развитию рынка телерадиовещания.
Во-вторых, в проекте должно быть уделено более серьезное внимание темам мультмедийности и мультисервисных услуг, их доступности для населения.
Авторам документа удалось довольно аккуратно обосновать специфику своего сегмента рынка, хотя незыблемой "китайской стены" между операторами телекоммуникаций (ТК) и ТРВ практически не существует. Те же границы, которые есть, имеют административное, частотное, технологическое и корпоративное измерения, активно обсуждаемые специалистами на форумах Европейского вещательного союза. Но эти границы весьма подвижны и чувствительны к конъюнктуре (вспомним, как выделяли РТПЦ из состава предприятий связи накануне приватизации), а в перспективе (к 2010-2015 годам - временному горизонту проекта Концепции) и вовсе могут на какое-то время исчезнуть, растаяв в волнах интерактивного "соляри-са" мультимедийности.
Значит, надо серьезно разрабатывать проблематику конвергенции и синергии технологий, контента, платформ и стандартов ТРВ и ТК, заодно наметив хотя бы ориентировочно пути ликвидации цифрового разрыва - отставания России в области инфотелекоммуникаций (НТК) от продвинутых стран, вступающих в эпоху глобального мобильного информационного общества. Ведь Российская Федерация — один из инициаторов принятия Окинавской хартии и проведения Всемирного саммита по информационному обществу в 2003-2005 годах.
В-третьих, все сказанное в не меньшей степени относится к проблематике становления экономической модели рынка, источников финансирования технологического развития услуг связи в области ТРВ, а также и индустрии создания остродефицитного качественного контента.
Понятно, что за прогресс надо платить и что по доброй воле государство и население вряд ли захотят это делать, а добрая воля рекламодателей и других товаропроизводителей ограничивается их представлениями о выгодности бизнеса, характером налогообложения и состоянием платежеспособного спроса. Поэтому решение проблемы создания источников финансирования развития и оплаты услуг ТРВ, включая связную компоненту, становится все сложнее, и предстоит немало потрудиться, чтобы ответить на вопрос "Где взять деньги?" Ведь, по приведенной в проекте оценке, развитие рынка потребует $16,2 млрд, причем замена бытовой техники может обойтись в сумму $12,4 млрд.
Следовательно, в особо пристальном внимании нуждается тема развития и формирования платежеспособного спроса. В конце концов, все будут решать люди. Их (нас) надо убедить в необходимости затрат на новые, качественные услуги. У них (нас) должны быть средства для этого. Значит надо стимулировать повышение доходов населения и одновременно делать новые услуги и технику доступнее. Нужна пропаганда новых услуг и технологий. Нужна политика по формированию нового качества информационной культуры и потребностей. Нужны и административные меры. Например, в США принято решение прекратить в 2006 году выдачу лицензий на ведение аналогового ТРВ. В правительстве Великобритании обсуждается проблема выделения населению денежных грантов для покупки цифроаналоговых телеприставок. Подобный комплекс мер необходим и в нашей стране.
В-четвертых, РТРС поддерживает многие меры, принимаемые в сфере государственного регулирования, равно как и один из основных тезисов проекта "Концепции": обеспечение равных условий для операторов - субъектов этого рынка.
Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами эти субъекты еще не вполне сформировались, да и условия у них далеко не равноценные. Вышедшие из общей "шинели" советской отрасли связи, операторы вместе со всем народом России, довольно консервативным, воспитанным в духе скудости и дешевизны источников информации (коллективных пропагандистов и агитаторов) , завершают начальный этап обучения мудреной диалектике спроса и предложения, а сами тем временем уже начинают грядущие конкурентные битвы на мультимедийном поле.
Одни операторы (около 20% оборота рынка услуг связи в области ТРВ) на свой страх и риск, а главное, на свои деньги, кропотливо занимаются селекцией продвинутых платежеспособных потребителей (абонентов, пользователей, зрителей, слушателей) высокотехнологичных услуг. Другие (почти две трети оборота рынка услуг связи), находятся в государственной собственности и терпеливо исполняют практически твердый госзаказ по универсальной услуге в сфере ТРВ, отыскивая возможности расширения доходной базы. Третьи, либо имея исторически сформированные и до поры до времени устойчивые монопольные ниши традиционных услуг связи, либо осваивая динамично растущие олигопольные зоны рынка ИТК, сейчас уже не хотят отказываться от работы на ниве ТРВ, несмотря на скромные доходы с нее (оставшиеся 10-15% оборота рынка услуг связи).
Очевидно, что траектория движения к равным условиям работы на рынке у каждого вида будет своя, и представляется, что правила государственного регулирования не могут этого не предусматривать.
Наконец, раздел, посвященный повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, надо перерабатывать с учетом перспектив присоединения страны к ВТО как с позиций лексики (словосочетание "протекционистская политика" — атавистический и теперь уже публицистический, а не экономико-правовой термин), так и предлагаемых мер (существуют аналоги применительно к другим отраслям). Изощренные правила ВТО позволяют государствам-участникам принимать меры по повышению конкурентоспособности товаропроизводителей на предконкурентной стадии и по защите внутреннего рынка. Свой вклад в разрешение этой коллизии намерена внести РТРС, объявившая 11 августа 2003 года конкурс по выбору стратегических партнеров для модернизации передающей сети телерадиовещания Российской Федерации на период до 2010 года. Как председатель конкурсной комиссии могу сообщить, что одно из обязательных требований конкурса - наличие производства или возможность организации производства основного оборудования в России.
По условиям конкурса претендентам предложено шесть направлений стратегического сотрудничества:
Обязательным требованием к участникам конкурса является наличие предложений не менее чем по 4 названным направлениям стратегического сотрудничества, включая первое из названных.
И все же поставка оборудования хотя и важный, но недостаточный и не единственный элемент сотрудничества. Поэтому сформулированы и серьезные финансовые условия. Ведь для РТРС представляет большой интерес сотрудничество с партнерами, имеющими ресурсы и опыт инвестирования в создание вещательных и телекоммуникационных сетей. Собственно говоря, это и следует из всех документов по объявленному конкурсу. Рассмотрение заявок участников конкурса начнется 30 октября 2003 года.
И в завершение хочу добавить, что в проекте есть два сценария - пессимистический и оптимистический, различающиеся больше по названию, нежели по цифрам. Боюсь показаться, сверхоптимистом, но если в стране не случится "ни катаклизмов, ни бурь", оба сценария могут оказаться весьма отставшими от реальности. Причин тому несколько. Назову две, на мой взгляд, самые важные. Во-первых, это структурные сдвиги в экономике, которые должны привести к ускоренному росту доли ИТК в ВВП. Во-вторых, цифровая революция, на гребне которой летят технологии инфотелекоммуникаций, неминуемо приводящая к качественным, трудно предсказуемым изменениям."О! Сколько нам открытий чудных..."
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2003
Посещений: 11896
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций