Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Итоги работы РКР-06

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Итоги работы РКР-06


Виктор Стрелец
Руководитель аппарата Государственной комиссии по радиочастотам,
заместитель Директора Департамента государственных программ,
развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России

Прошедшая в мае-июне 2006 г. Региональная конференция по планированию цифрового вещания (РКР-06) имеет историческое значение. По мнению директора Бюро радиосвязи В.В. Тимофеева и других ведущих специалистов, решения, принятые на РКР-06, по своей сложности и значимости не сравнимы с результатами любой из предыдущих конференций радиосвязи, и в ближайшем будущем решений подобной важности не ожидается. Основной составляющей такого успеха стал высокий уровень подготовки и взаимодействия администраций связи как на региональном, так и международном уровнях. Международный союз электросвязи (МСЭ) при подготовке к конференции активно взаимодействовал с Европейским радиовещательным союзом и другими международными организациями

Длительная подготовка — залог успеха

При подготовке непосредственно плана цифрового радиовещания были проведены обширные исследования и расчеты. В ходе конференции были параллельно задействованы распределенная система МСЭ, включающая в себя более 100 персональных компьютеров, и вычислительные мощности Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), основу которых составляли несколько сотен центральных процессоров ведущих европейских стран.

В состав российской делегации входило более 50 специалистов, представляющих федеральные органы власти и организации, которые непосредственно приняли участие в подготовке РКР-06. Следует отметить, что для подготовки к РКР-06 была создана специальная рабочая группа при Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), в которую вошли представители членов ГКРЧ и различных организаций (в том числе радиовещательной отрасли), выступающих от имени телевизионных каналов, представители РТРС и других заинтересованных организаций, в том числе и производителей (Ростелеком и др.). Поэтому администрация связи Российской Федерации проводила подготовительную работу в открытом режиме; в работе участвовали все заинтересованные организации. В конференции приняли участие более 1000 представителей из 104 стран, зона планирования включила в себя Регион 1 (Россия и страны СНГ, Европа, Африка, Ближний Восток за исключением Монголии). Также в зону планирования вошла территория Ирана. Российская администрация выступила координирующей администрацией в рамках Регионального содружества в области связи (РСС), что накладывало дополнительную ответственность на российскую делегацию за результаты планировании цифрового вещания на территории других стран РСС. Подготовка российской администрации связи к РКР-06 и связанные с этим проблемы неоднократно рассматривались на различных уровнях, в том числе на уровне Государственной комиссии по радиочастотам, на уровне Совета глав администраций связи Регионального содружества в области связи.

Подготовка к РКР-06 была очень непростой, так как затрагивала интересы различных стран и групп стран, отличающихся по уровню развития и внедрения радиотехнологий. Например, европейские страны предлагали внедрить план цифрового вещания уже в 2012 г., в то время как большинство африканских и арабских стран говорили о 2020 г. Страны РСС выступили с предложением установить в качестве срока окончания переходного периода 2015 г.

Другой компромисс, который также был предложен Региональным содружеством области связи, — это выбор варианта планирования. Уже на второй день конференции при поддержке председателя, которым был представитель Ирана К. Арастэ, участники конференции согласились с тем, что частотный план должен быть составлен с учетом защиты существующих служб, а защита станций аналогового вещания будет осуществляться на этапе реализации плана в переходный период. После окончания переходного периода аналоговые станции смогут продолжать работу, но без права защиты от помех со стороны станций других радиослужб и при условии, что они не будут причиной помех для станций цифрового вещания и других радиослужб.

Во время Конференции была проведена большая работа с зарубежными странами (так, российская делегация на официальном уровне провела 26 переговоров и заключила 13 соглашений).

В итоге все 100% заявлений российской администрации связи на частотные выделения в цифровом плане на конференции были удовлетворены.

В результате работы российская делегация согласовала все свои заявки на цифровое вещание с соседними странами, и количество покрытия цифровым вещанием проблемных областей в районах морей достигло 8, что обеспечит организацию приема 32 телевизионных каналов в стандарте MPEG-2 и до 80 программ в стандарте MPEG-4. Внутри России покрытие будет больше. Однако отдельные телевизионные каналы в этих покрытиях могут использоваться только после проведения мероприятий по конверсии частотного спектра.

Работа по конверсии радиочастотного спектра предусмотрена на уровне Правительства Российской Федерации. Так, Мининформсвязи России и ряду федеральных органов исполнительной власти поставлена задача разработать в IV квартале 2006 г. план конверсии частотного спектра до 2012 г. с перечнем работ и объемом финансирования.

Администрация связи Российской Федерации привезла одну десятую часть плана, то есть из 70 тыс. выделений России принадлежит порядка 7 тыс. Однако это не весь цифровой план, потому что часть территории внутри страны не попала под планирование, так как не было необходимости согласовывать это с соседними странами. Полный План цифрового вещания для всей территории Российской Федерации в настоящее время еще только разрабатывается.

Но и это еще не все

Следует отметить, что после конференции остаются проблемные вопросы, связанные с координацией цифрового вещания в странах, граничащих с Россией, но не вошедших в зону планирования. Например, граница с территорией Китая составляет более 4000 км. У России план есть, а у Китая нет, но в соответствии с протоколом подкомиссии, которую возглавляет министр информационных технологий и связи Российской Федерации и министр информационной индустрии Китайской Народной Республики, было решено в ноябре 2006 г. провести встречу технических экспертов, с тем чтобы разработать предложения по планированию цифрового вещания в приграничных районах России и Китая. Такую же работу необходимо провести с Южной и Северной Кореей, а также с Японией, Монголией и США.

Кроме того, зона планирования была ограничена в соответствии с решениями Полномочной конференции 2002 г. 170-м меридианом в.д. (в 1961 г. план аналогового вещания заканчивался 40-м меридианом в.д.). Сейчас предстоит работа по планированию цифрового вещания на территории России восточнее 170-го меридиана в.д. и согласованию этой части Плана с администрацией связи США.

Результаты работы

На заседании Государственной комиссии 4 сентября 2006 г. были рассмотрены результаты работы делегации российской администрации связи и приняты следующие решения:

1. Одобрить итоги РКР-06, отраженные в ее заключительных актах (Соглашение GE-06), отметив, что делегация администрации связи Российской Федерации действовала на Конференции в соответствии с указаниями делегации администрации связи Российской Федерации на РКР-06, утвержденными решением ГКРЧ от 24.04.2006 № 06-13-01-001 и выполнила их в полном объеме.

2. Поручить Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации провести в установленном порядке необходимые мероприятия для одобрения в I квартале 2007 г. заключительных актов Регио$нальной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в отдельных частях Районов 1 и 3 в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц.

3. Межведомственной рабочей группе, утвержденной решением ГКРЧ от 27.09.2004 № 04-02-01-001, разработать и представить на рассмотрение Комиссии план работ по реализации принятых в Соглашении GE-06 решений. В указанном плане работ должны быть предусмотрены мероприятия по разработке:

  • концепции перехода к цифровому вещанию в Российской Федерации, включающей предложения по срокам и последовательности перевода станций аналогового вещания на цифровой формат и техническому регулированию переходного периода и предложения по использованию полосы радиочастот 174-230 МГц (диапазон III) для цифрового вещания и служб, отличных от радиовещания;
  • регионально-временного плана перехода к цифровому телевизионному вещанию;
  • процедуры по переводу существующих аналоговых станций в цифровой режим;
  • новых условий приема к рассмотрению заявок для аналоговых ТВ-станций до завершения переходного периода (2015 г.);
  • нового положения о лицензировании вещания с учетом многопрограммности и технических особенностей цифрового вещания;
  • конверсии радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц РЭС до завершения переходного периода (2015 г.) и на последующий период.

4. Поручить Федеральному агентству связи совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации организовать работы по завершению координации использования радиочастотного спектра РЭС, используемых для нужд обороны, правительственного и специального назначения в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц с администрациями связи Белоруссии, Турции, Украины, Финляндии.

5. Поручить Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Федеральным агентством связи Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации организовать работы по согласованию частотных выделений в цифровом Плане в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц с администрациями связи Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Японии, Республики Монголии, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 12870

Статьи по теме

  Автор

Виктор Стрелец

Виктор Стрелец

Руководитель аппарата Государственной комиссии по радиочастотам, заместитель Директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций