Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Искать ответы на вызовы рынка. От них зависят перспективы развития цифрового эфирного телевидения в России

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Искать ответы на вызовы рынкаОт них зависят перспективы развития цифрового эфирного телевидения в России

К 2017 году, то есть через 100 лет после Октябрьской революции, которая открыла новую и небесспорную страницу отечественной истории, в России должна закончиться эра аналогового телевидения. Страна полностью перейдет на цифровое вещание. Правда, почти половина, а по другим данным, около трети населения и так уже пользуются цифрой, когда смотрят передачи по кабельному или спутниковому ТВ, а также скачивая телевизионный контент через Интернету. А что может дать программа эфирной цифровизации рядовому российскому телезрителю, вещателям и, наконец, самому государству?
Александр Ромашко
Директор по связям с общественностью
консультационного агентства “Телекомпас”

Всем сестрам по серьгам

В декабре 2009 года Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы”. Это основной документ, определяющий создание общероссийской сети цифрового эфирного вещания, которая дает возможность практически каждому жителю страны получить бесплатный доступ по крайней мере к 20 телеканалам в современном цифровом качестве стандарта DVB-T2.

На момент утверждения программы цифровизации аналоговое вещание обеспечивало прием одной программы для 98,8% населения, двух программ для 96,7%, трех – для 43,9%, четырех и более – для 26,8% жителей страны. Таким образом, менее половины населения могло смотреть более трех программ. А на дворе, между прочим, был уже XXI век.

Переход на цифровое эфирное телевещание теоретически должен ликвидировать это информационное неравенство, которое испытывают прежде всего жители небольших городов и сел.

Для вещателей переход на цифру – реальная возможность вести трансляцию нескольких каналов с одного передатчика. Это, несомненно, экономит затраты на закупку и эксплуатацию дополнительного, а в данном случае, становящегося излишним оборудования.


Кроме того, цифра обеспечивает переход в перспективе на новые стандарты качества, например на HD-картинку.

Для государства создание цифрового эфирного вещания – это не только прогрессивный технологический, но и во многом социально-политический проект. Модернизация вещания, несомненно, открывает новые, более широкие возможности для повышения качества и устойчивости системы телетрансляции, а также обеспечивает практически стопроцентный охват территории и становится важной составляющей формирования единого информационного пространства страны.

При этом не следует забывать, что телевидение рассматривается в качестве стратегического ресурса доведения государственной политики до населения. И надо заметить, что этот ресурс очень активно используется сегодня.

На бумаге…

Конечно, в своем переходе на цифровое вещание Россия не одинока и следует в ногу с мировой тенденцией. Этот процесс идет во многих странах мира, а в большинстве государств Западной Европы, в США и Японии аналоговое вещание уже отключено.

Не знаю, насколько опыт этих стран использовался при подготовке федеральной целевой программы по переходу на цифровое эфирное вещание, но документ получился солидным и объемным, где детально были расписаны технические, организационные, управленческие и финансовые составляющие проекта.

Здесь и поэтапное, от региона к региону, строительство наземных цифровых телевизионных сетей. И пополнение спутниковой группировки для доставки сигнала на отдаленные и малонаселенные территории. И реставрация, и перевод в цифровой формат архивных материалов, составляющих культурное наследие страны. И четкие условия, при которых цифровизация территории считается завершенной и можно будет отключать аналоговое вещание. И детальная роспись источников финансирования.

Кстати, деньги на реализацию программы предусмотрены немалые – более 120 млрд рублей. Правда, из федерального бюджета будет потрачено только 76 млрд. Остальное – за счет заинтересованных участников реализации проекта.

…и в жизни

Уже в следующем после принятия программы 2010 году началось интенсивное строительство, и десяток регионов обзавелся системой наземного цифрового эфирного вещания. Однако в 2011 году поменяли стандарт вещания. Был DVB-T, а стал DVB-T2.

Конечно, новый стандарт дает больше возможностей и по увеличению объема вещания, и по использованию комбинированных технологий. Но почему его изначально не “зарядили” в целевую программу цифровизации, остается загадкой.

Так или иначе, но теперь предстоит переводить уже готовые одиннадцать региональных сетей с DVB-T на DVB-T2.


Этот сбой практически на старте грандиозного государственного проекта дал еще один повод участникам рынка и экспертному сообществу более пристально присмотреться к тому, насколько реалистичны продекларированные перспективы программы.

Назовем лишь несколько основных факторов, которые, с нашей точки зрения, окажут в перспективе влияние на планируемую эффективность перехода на цифровое эфирное вещание. Это размер реальной аудитории, наличие специального оборудования для приема цифрового сигнала и серьезная конкуренция со стороны кабельных и спутниковых вещателей.

Аудитория эфирного ТВ

Анализ аудитории, в том числе проведенный нашим агентством, показывает, что число телезрителей, смотрящих эфирное телевидение, с каждым годом сокращается. Многие зрители перешли и переходят на кабельное и спутниковое ТВ. Остались в основном те, кого устраивает просмотр трех-четырех федеральных каналов и одной-двух местных программ. Это чаще всего люди старшего возраста, те, кто по разным причинам смотрит телевизор от случая к случаю, и те, кто не имеет технической и финансовой возможности подключиться к кабельному или спутниковому телевидению. Эти люди, как правило, живут в старых малоэтажных домах, в частном секторе на окраинах городов или в деревнях и в основном имеют аналоговые телеприемники. Они могут с большой долей вероятности рассматриваться как потенциальные потребители цифрового эфирного ТВ. Но им важно, чтобы телевидение для них было бесплатным.

И тут мы упираемся еще в одну проблему, которая может создать определенные сложности для массового распространения цифрового эфирного вещания.

Условно бесплатная цифра

Сеть эфирного вещания доставит цифровой сигнал до абонента. Но сегодня в домах россиян установлено около 50 млн аналоговых телевизоров, которые не приспособлены к приему цифрового сигнала. И обладатели аналоговых телевизоров – это как раз та самая категория жителей, которая может рассматриваться в качестве наиболее вероятной аудитории цифрового эфирного вещания. Они, конечно, не прочь получить доступ к двадцати каналам первого и второго мультиплексов, но при условии, что эти каналы будут для них бесплатны.

Но бесплатно не выходит, так как, чтобы преобразовать цифровой сигнал в картинку на экране, абоненту необходимо иметь либо телевизор со встроенным цифровым тюнером DVB-T2/VPEG-4, либо поддерживающую соответствующий стандарт приставку для аналогового телеприемника.

Вот и получается, что за переход на цифровое вещание, которое сулит высокое качество и гарантирует больший выбор каналов, населению придется заплатить из своего кармана. При этом не будем забывать, что обладатели аналоговых телевизоров – это, как правило, люди со скромным достатком, и покупка нового телевизора или приставки скорее всего не является для них первостепенной задачей.

Правда, Минкомсвязь готовит списки льготников, которым может быть предоставлена бесплатная приставка. Но это не решает проблему в целом – как убедить население приобретать цифровые телевизоры и приставки. Это отнюдь не просто техническая проблема. Всеобъемлющий охват населения заложен в самой идеологии программы цифровизации эфирного ТВ. Поэтому перспективы развития цифрового эфирного вещания во многом будут зависеть от желания и возможности абонентов потратиться на доступ к цифре и к заложенным в ней мультиплексам. Или государству придется придумать, как субсидировать населению покупку приставок.

Конкуренты эфира

Кабельное и спутниковое телевидение являются главной и достаточно мощной альтернативой эфирному ТВ.

В крупных и средних городах к кабелю подключено от 50 до 70% квартир. А к спутниковым тарелкам – около 15 млн домохозяйств в основном в частном секторе городов, в загородных поселках и на селе. В целом это десятки миллионов человек, которые за относительно небольшую плату предпочитают получить доступ к 100 каналам. Кстати, в такой пакет, как правило, входят и основные эфирные каналы, большинство из которых включено в первый и второй мультиплексы.

Понятно, что эта аудитория вряд ли переключится на эфирное телевидение, тем более что получают они картинку уже в цифре.

Искать ответы на вызовы

Программа развития цифрового эфирного вещания реализуется уже почти четыре года. Завершается создание ее технического базиса – строительство передающих цифровых наземных сетей. Вещание в цифровом формате начато в восьмидесяти субъектах Российской Федерации. Нет сомнений в том, что эта инфраструктурная часть проекта будет выполнена.

Теперь необходимо искать ответы на вызовы, с которыми столкнулось и еще столкнется цифровое эфирное телевидение. Мы их уже обозначили.

Во-первых, это обеспечение доступа конечных абонентов к цифровому эфиру. Телезрителей следует каким-то образом убедить и заинтересовать в приобретении телевизоров или приставок для приема цифрового сигнала, или государству придется взять на себя обеспечение хотя бы части населения этими приставками. Иначе о формировании массовой аудитории цифрового эфирного вещания можно будет забыть.

Во-вторых, как говорится, еще вчера надо было подумать о расширении линейки сервисов через эфирное ТВ. Например, дополнить контент традиционных телевещателей возможностями широкополосного доступа, персонифицированного обслуживания. Для того чтобы успешно конкурировать с кабельным и спутниковым ТВ все это можно было бы предлагать абонентам уже сегодня. А в перспективе нацелиться на включение интерактивного и гибридного телевидения. Это может заинтересовать тех, кто хочет иметь не только качественную цифровую картинку, но и возможность формировать для себя некий набор сервисов, которые отвечали бы его интересам и информационным потребностям.

И наконец, определиться, что делать с освобождающимися частотами. Или передать их операторам связи для построения сетей LTE, или оставить вещателям для создания новых мультиплексов и освоения новых технологий. Но для этого должна быть сформулирована стратегия развития вещания на десятилетия вперед. Хочется надеяться, что она появится в разумные сроки и будет не только описывать технологические горизонты, но и предполагать предельную доступность новых сервисов.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2013
Посещений: 11034

Статьи по теме

  Автор

 

Александр Ромашко

Директор по связям с общественностью
консультационного агентства “Телекомпас”

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций