Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Говорит и показывает Россия. Часть 2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Говорит и показывает Россия

Часть 2

Я редставляем вашему вниманию продолжение статьи Ирины Гоголевой, посвященной парламентским слушаниям на тему: "Законодательные аспекты информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене".


Ирина Гоголева

Эксперт

Имидж государства не должен быть вторичен

Предельно тревожной назвал сложившуюся де-факто ситуацию в вопросе об информационном обеспечении внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России председатель Комитета Госдумы по международным делам К.И. Косачев. Он отметил, что наши оппоненты быстрее, чем мы, осознали ту очевидную истину, что репутация государства - это такой же товар, как нефть и газ и другие жизненно необходимые ресурсы.

В мире сейчас, к сожалению, утвердилась своего рода "презумпция виновности" России, когда любое событие, которое происходит во внутренней или внешней политике страны, может быть истолковано так или иначе, но "по определению" трактуется не в ее пользу.

В первую очередь, предметом обсуждения участников слушаний должны стать собственные просчеты в репута-ционной составляющей Российского государства. Имидж страны, ее образ не может быть вторичным даже в чисто коммерческом вопросе.

Далее К.И. Косачев сделал конкретные предложения для исправления сложившегося положения. Безусловно, следует создавать позитивные информационные поводы для освещения событий в России в зарубежных средствах массовой информации. И, наконец, надлежит принципиально по-иному подходить к российскому участию в международных дискуссиях, всевозможных форумах разного уровня. Нужно отрабатывать каждую площадку, где создается точка зрения на мировые процессы, включая точку зрения на Россию, не отдавая это на откуп оппонентам.

Предложение коллеги поддержала председатель Комиссии по информационной политике Совета Федерации Л.Б. Нарусова. Она подчеркнула, что сейчас в структуре государства нет координирующего органа, который бы определял информационную политику и занимался ею систематически, а не только по каким-то "пожарным" случаям, когда нужно срочно оправдываться, объяснять и искусственно создавать положительный имидж России за рубежом.

Л.Б. Нарусова также считает целесообразным принятие ряда определенных законодательных актов, которые бы позволяли, в том числе и иностранным журналистам, посещать и освещать те зоны конфликтов, которые, увы, время от времени возникают. К сожалению, сегодня под предлогом государственных интересов и безопасности очень часто и правоохранительные органы и военные отказывают в этой просьбе корреспондентам.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что огромные репутационные потери "задним числом" очень трудно восстанавливать. Но вот в чем г-жа Нарусова не могла согласиться с г-ном Косачевым, так это в том, что нужно создавать специальные поводы для формирования положительного имиджа страны. Она твердо убеждена, что ничего искусственно создавать не нужно, потому что тогда можно очень легко прийти к тому, что будет одна правда - на экспорт, а другая - для внутреннего употребления. Как только мы к этому придем, подчеркнула докладчик, то нанесем еще больший урон нашей репутации.

Следующий вопрос, на который Л.Б. Нарусова обратила свое внимание, касался наведения порядка в виртуальном пространстве Интернета. Впервые он поднимался Советом Федерации еще четыре года назад и, мягко сказать, не нашел понимания в сообществе. Теперь такое понимание появилось и в Генеральной прокуратуре, и в МВД, и в Государственной думе. Нельзя смириться с тем, что величайшее техническое достижение, Интернет, превратилось в недобросовестных руках в оружие: именно здесь можно получить методические указания, например, по сборке "пояса шахида", там же существуют националистические призывы, ксенофобия и пр. Докладчик сообщила присутствующим, что в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ был принят проект закона об Интернете, который нужно было бы внимательно изучить и принять к рассмотрению уже сегодня.

И в заключение г-жа Нарусова добавила, что выбранная для обсуждения тема очень злободневна и не может оставить равнодушным ни одного человека. Потому что тема патриотизма, то, как страна выглядит за рубежом, естественно, волнует всех ее жителей. Но не нужно забывать слова великого поэта, который сказал: "То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть". "Мы не должны уставать ненавидеть те недостатки, которые у нас есть", - заключила Л.Б. Нарусова.

Как всегда оживление и бурную реакцию в зале вызвало выступление заместителя председателя Госдумы В.В. Жириновского. Его яркая по стилю речь, в которой он многократно обращался к истории Российского и Советского государства, по сути, свелась к тезису, что очень трудно защищать национальные интересы России в информационном пространстве, так как у нее особая история, широкие просторы, на которых проживает много народов разных национальностей. Сложность заключается еще и в том, что на сегодня не выработана модель общественного государственного строя. И поэтому непонятно, что следует пропагандировать. Поэтому, пока не будет новой модели общества, человека, государства, демократии, экономики, ничего не получится.

Система господдержки СМИ должна быть изменена

Не секрет, что сегодня почти 80% всех региональных изданий находится в том или ином виде на гособеспечении: это могут быть гранты, прямые бюджетные или опосредованные через какие-либо коммерческие структуры вливания. О такой схеме поддержки СМИ напомнил участникам слушаний председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты РФ П.Н. Гусев.

Нет сомнений, что нужно помогать средствам массовой информации. Но, как считает г-н Гусев, сегодня система государственной поддержки средств массовой информации должна быть изменена в корне, пришло время перераспределить те огромные средства, которые выделяются каждой газете, радиостанции или телевизионным каналам по совершенно иной схеме.

Сегодня не нужно осуществлять грантовую поддержку конкретно тому или иному изданию. Следует направить средства на развитие и поднятие всех средств массовой информации, а не каких-то отдельных.

П.Н. Гусев рассказал также слушателям о том, что в Общественной палате провели анализ европейских законодательных актов, касающихся Интернета. Результат: во всех странах Европы существуют или специальные нормы законов, или правительственные акты в отношении Интернета. Эти называющие себя демократическими страны не боятся регламентировать определенные положения в Интернете, не опасаются, что их обвинят в консерватизме или в монополизации средств массовой информации. Единственная страна, где пока этого нет, - Россия.

П.Н. Гусев авторитетно заявил, что Общественная палата полностью поддерживает Совет Федерации и Государственную думу в том, что Интернетом нужно заниматься, так как та вакханалия, которая иногда имеется в Интернете, - недопустима.

На слушаниях было еще много интересных, содержательных выступлений, и все докладчики отмечали своевременность и важность поднятой темы для обсуждения.

К.Ф. Затулин, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, по своему роду деятельности досконально, как он заявил, знает ситуацию с информационным воздействием на страны нового зарубежья. Он констатировал, что сеть корпунктов российских каналов и газет там резко сократилась. "Так, может быть, стоит рассмотреть вопрос о поддержке иностранной корреспондентской сети наших журналов, газет и телевидения", - отметил выступающий.

Г-н Затулин также предложил рассмотреть вопрос оплаты или дотации со стороны государства для создания и распространения информационных пакетов, продаваемых сегодня в страны СНГ ведущими российскими телеканалами. Так делают многие страны. Кстати, заметил докладчик, и американцы, и французы, и прочие иностранцы не экономят средства на формирование лояльного журналистского сообщества в других странах. Наверное, можно было бы перенять опыт по созданию и финансированию специальных курсов и школ для подготовки политологов и журналистов. Он предложил внести в резолюцию парламентских слушаний пункт о поощрении вещания и всего связанного с информационным воздействием на страны нового зарубежья, если нам не все равно, на каком языке будет говорить там следующее поколение.

Выступающие с трибун так много говорили о значении телеканала Russia Today, что председатель собрания не мог не предоставить слово главному редактору этого канала М.С. Симоньян. Она ответила на вопрос парламентариев, почему сегодня нельзя смотреть телеканал Russia Today, в частности, во многих отелях за границей. Распространение сигнала может осуществляться традиционными и нетрадиционными способами. Что касается последних, то есть распространения по Интернету, здесь проблем нет. Но вот для того, чтобы доходить до зрителя традиционными способами (например, входить в кабельные сети, например, гостиниц), нужны очень большие средства, которых пока у телеканала недостаточно. Г-жа главный редактор привела пример Китая, который в разгар кризиса выделяет около 6 миллиардов долларов на поддержку своего иновещания на английском, арабском и русском языках, для того чтобы формировать положительный имидж Китая в разных странах.

Определить целевую аудиторию для иновещания призвал генеральный директор ГГТРК "Голос России" А.Г. Быстрицкий. "Голос России" вещает почти на сорока языках мира. Но у него на сегодняшний день нет ни одного международного бюро (первое появилось недавно в экспериментальном порядке в Киеве). Если же мы хотим участвовать в политической жизни стран как партнеров, так и противников, то, как считает г-н Быстрицкий, необходимо иметь в этих странах свои представительства, состоящие из компетентных людей, способных вступать в непосредственную коммуникацию на месте. Но в каждой стране тоже следует понять, на какую аудиторию ориентироваться. Так ли важны, условно говоря, простые американские водители грузовиков или нет? Поэтому, по мнению генерального директора, нужно сначала ввести определенную иерархию целей такого вещания.

Заключение

В последующих развернутых и острых выступлениях депутаты Р.А. Шлегель, С.А. Багдасаров, И.В. Пономарев, К.А. Лукьянова, политолог В.А. Никонов, декан факультета международных отношений Дипломатической академии МИДа И.Н. Панарин и другие в целом поддержали предложение коллеги Л.Б. Нарусовой. Все участники высокого форума были убеждены, что сегодня в нашей стране необходимо создание взаимоувязанной государственной системы с органом исполнительной власти на самом высоком уровне, а также с сопутствующими экспертными институтами для создания и реализации долгосрочной стратегии в области международной информационной политики в России и за ее пределами.

Именно этим целям и призвана соответствовать утвержденная уже после парламентских слушаний Стратегия национальной безопасности России до 2020 года.

Ее реализация призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. Так что старт дан! Осталось только "засучить рукава".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 11387

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций