Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Говорит и показывает Россия

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Говорит и показывает Россия

Часть 1

Глобализация процессов мирового развития, изменение международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, бурное развитие информационных технологий и создание на их основе единого информационного пространства — все это признаки масштабного изменения жизни мирового сообщества в конце XX -начале XXI века. В этих условиях Российское государство в качестве гаранта благополучного национального развития неизбежно должно было перейти к новой государственной политике в области национальной безопасности, и 12 мая 2009 года Президентом РФ, Председателем Совета безопасности РФ Д. А. Медведевым была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.


Ирина Гоголева

Эксперт

Стратегия - это своего рода базовый документ, официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.

Примечательно, что в апреле 2009 года, за месяц до утверждения Стратегии, в Государственной думе РФ прошли парламентские слушания на тему: "Законодательные аспекты информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене". Форум проводился по инициативе Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы при поддержке Комитета Госдумы по международным делам, Комитета по делам Содружества Независимых Государств и Комитета по связям с соотечественниками, по делам молодежи.

Основная цель слушаний заключалась в том, чтобы выявить наиболее острые проблемы информационного обеспечения национальных интересов России на международной арене, в этих целях тщательно проанализировать в целом информационное законодательство, наметить планы дальнейшего его совершенствования и обозначить правовые пути решения возникших проблем. В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы Федерального собрания РФ, члены Совета Федерации Федерального собрания, представители министерств и ведомств, заинтересованных организаций, ученые, общественные деятели и журналисты, пред ставители средств массовой информации, информагентств, в том числе и обеспечивающих информационную поддержку российских инициатив на международной арене.

Учитывая, что Стратегия предусматривает обеспечение ее реализации за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и институтов гражданского общества, можно считать, что в рамках стратегического планирования первый и даже упреждающий шаг, направленный на отстаивание национальных интересов РФ информационным сообществом, уже был сделан.

В п. 84 Стратегии говорится: "Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культур но-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, для создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств-участников СНГ и в сопредельных регионах".

А в п. 108 конкретно утверждается необходимость обеспечения условий для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами.

Информирован - значит вооружен

На парламентских слушаниях 14 апреля 2009 года заместитель председателя Государственной думы В.А. Язев в своем приветственном слове подчеркнул, что информационное обеспечение государственной политики становится одной из важнейших составляющих национальных интересов России. Ведь в современном многополярном мире ни одна страна мира не может сосуществовать без своевременного доведения до международной общественности достоверной информации о значимых событиях, происходящих в ней, с одной стороны. И без предупреждения и парирования информационных угроз, направленных против ее народа, - с другой.

В.А. Язев констатировал, что завоевание информационного превосходства стало обязательным условием обеспечения победы в любой борьбе, экономической, политической или военной. Большинство развитых и крупных развивающихся стран включили информационную борьбу в свои военные доктрины. Он также сообщил участникам слушаний, что по инициативе фракции "Единая Россия" в ГД РФ ведутся работы по совершенствованию Федерального закона "О средствах массовой информации". И в новой его версии, несомненно, должны быть учтены все необходимые положения об обеспечении национальных интересов нашей страны. Причем в этой работе следует опираться как на основополагающие внутренние правовые акты, так и на международные соглашения Российской Федерации.

То, что XXI век - это не только век экономической глобализации, но и информационной, отметил в начале своего выступления В.Я. Комиссаров, председатель Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. А это значит, уточнил он, что информационные сети и потоки способны самым серьезным образом влиять на огромные массы населения, целые страны и тем самым способствовать решению политических и экономических проблем тех, кто этими информационными потоками управляет. Поэтому с проблемами, возникающими из-за серьезных недоработок в информационной сфере, приходится сталкиваться всем.

Россия обязана научиться эффективно и правильно формировать свою информационную политику,создавать необходимое вокруг себя информационное поле, способное обеспечивать национальные интересы государства, противостоять враждебным информационным атакам и интервенциям. Пользуясь метафорой, В.Я. Комиссаров вспомнил голливудский блокбастер "Звездные войны", где представители землян пытаются всевозможными способами разрушить так называемое "непробиваемое поле" вокруг космических кораблей пришельцев, однако оно крепко защищено от всевозможных нападок. Так вот, как пояснил г-н Комиссаров, подобным полем сегодня должно стать информационное поле, которое будет первым барьером и защитой от возможных враждебных информационных интервенций и которое обеспечит защиту национальных интересов государства.

Безусловно, продолжал докладчик, для того чтобы правильно и активно пропагандировать международную политику государства, начать следует с усовершенствования терминов устаревшего политического глоссария образца демократов начала-середины 1990 года. Там используется заимствованная у Запада система таких понятий, как, например, терроризм и сепаратизм, которые имеют "двойное дно" и с помощью которых легко вести политику двойных стандартов. Образно говоря, для одних Робин Гуд это герой-освободитель, для других - преступник. И, ввязываясь в двойные стандарты этой системы понятий, определений и оценок, мы будем проигрывать всегда.

Тем не менее важной объективной причиной запаздывания в информационной политике является отсутствие оригинальных площадок для выражения собственного мнения. В.Я. Комиссаров подчеркнул, что такие площадки следует создавать самим, чтобы не работать на несвойственных нам чужеродных "полянах". В качестве позитивного исключения он привел пример известного форума "Петербургский диалог: Россия -ФРГ" с активным участием медиа. Но таких исключений сегодня можно насчитать очень немного.

Нельзя также не отметить, что несогласованность в подаваемой информации, ее запаздывание, невнятность оценок постоянно приводят к тому, что иностранным журналистам часто не по своей воле приходится черпать информацию о происходящих событиях в нашей стране из сомнительных источников, пользоваться непроверенными слухами. Надо научиться правильно и плотно работать с западными журналистами: так, грузинский конфликт летом 2008 года наиболее ярко показал, сколько усилий пришлось приложить впоследствии российскому президенту, премьер-министру и МИДу только для того, чтобы донести правду до международного сообщества и лидеров других государств. А ведь при этом, кроме всего прочего, можно было использовать такие профессиональные общественные площадки, как Медиасоюз, Международную академию телевидения и радио, Союз журналистов РФ, Комиссию по информационным спорам, и международные площадки в том числе. Это, несомненно, привлекло бы внимание за рубежом, в частности, к искажению фактов, зажиму свободных СМИ со стороны Грузии.

Пробелы в информационной инфраструктуре - это почва для новых законодательных инициатив, заключил В.Я. Комиссаров и отметил, что Комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи всегда старается оперативно реагировать на все обращения медиасообщества по важным для него профессиональным вопросам и темам.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 10568

Статьи по теме

  Автор

Ирина Гоголева

Ирина Гоголева

Эксперт

Всего статей:  36

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций