Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Даешь цифровизацию за две пятилетки!

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Борис Антонюк
Заместитель министра информационных технологий и связи РФ

Даешь цифровизацию за две пятилетки!

Разработка программы по переходу страны на цифровое телевизионное вещание сегодня идет полным ходом. Об этом свидетельствует внимание к ней со стороны сообщества связистов, вещателей, операторов кабельных сетей и органов исполнительной власти. Выступление Б. Антонюка на IX Конгрессе НАТ о концепции перехода на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации вызвал особый интерес участников форума

Концепция программы перехода на цифровое телевизионное вещание в стране является одной из пяти составляющих проекта федеральной целевой программы под названием "Инфраструктура", куда также входят: подпрограмма "Конверсия радиочастотного спектра", подпрограмма развития почты России (реструктуризация почты России), подпрограмма создания цифровой сети связи, пакетной коммутации для обеспечения услугами связи спецпользователей в нашей стране, а также подпрограмма создания единой службы экстренных вызовов в России, как это сделано во всем мире (например, в США существует единая служба экстренных вызовов с номером 911, в Европе - с номером 112).

Правительство Российской Федерации приняло решение о том, чтобы 6 служб экстренных вызовов: "Скорая помощь", пожарная охрана, милиция, комиссии по чрезвычайным ситуациям и антитерроризму, а также коммунальные службы имели номер 112, который станет единым по всей стране. Мы планируем создать такую службу к 2008 г.

О правилах, законах, и не только...

Проблема перехода на цифровое вещание в стране сегодня обсуждается очень активно, поэтому хотелось бы рассказать o некоторых аспектах ее решения.

Поскольку я представляю Министерство информационных технологий и связи РФ, то буду говорить о вопросах регулирования распространения сигналов телевизионных программ до конечного потребителя. А любая программа, как известно, нацелена на то, чтобы в наиболее полной мере удовлетворить потребности конечного пользователя - жителя нашей страны.

Сегодня большая часть жителей Рос-сии пользуется системами коллективного телевизионного приема. В горох с небольшим количеством населения и в селах преобладает индивидуальный прием телевизионных программ, на долю которого приходится около 26 %.

Около 11 % населения пользуется системами кабельного телевидения. Правда, надо сказать, что из них только 1 % населения использует цифровые технологии передачи распространения сигнала телерадиопрограмм, а остальные пользуются пока аналогoвыми. И около 1 % жителей использует системы непосредственного телевизионного вещания, распространяемые через спyтники.

Сеть распространения сигналов телевизионных программ является составной частью сети связи общего пользования и соответственно должна развиваться в рамках положений как самого Закона "О связи", так и тех постановлений Правительства РФ, которые принимаются для его реализации.

Сегодня большая часть нормативных правовых актов на уровне правительства принята, однако правила оказания услyг как в сетях кабельного телевидения, так и в сетях эфирного вещания пока находятся в стадии разработки.

Министерство информационных технологий и связи РФ совместно с Ассоциацией кабельного телевидения рассмотрели эти правила и разработали проект, который в настоящее время находится на согласовании и обсуждении в сообществе связистов, вещателей, операторов кабельных сетей и органах исполнительной власти.

В ближайшее время предстоит решить вопрос o правилах присоединения и взаимодействия операторов связи, занятых распространением телевизионных сигналов. Это очень сложная задача, и мы только приступили к ее решению.

Общее число выданных лицензий, дающих право на распространение телевизионных сигналов сегодня, - около тысячи. Они делятся на 4 категории: лицензии, выданные компаниям на весь регион, на весь субъект Федерации, на столицу данного субъекта Федерации, на другие города этого субъекта Федерации и на отдельные сельские поселения.

Сегодня мы видим, что рынок операторов связи, занимающихся распространением телевизионных сигналов в стране, уже создан. При переходе на цифру меняется концепция взаимоотношений вещателя, то есть производителя программного продукта, и оператора связи.

Использование технологии аналогового распространения сигналов идет согласно Закону "О связи", Закону о СМИ, лицензии на вещание, связной лицензии. При переходе на цифру такaя связка не может существовать в силу того, что в одном канале, в зависимости от технологии, может распространяться не менее 5 программ.

При переходе на новые технологии появится возможность распространять 10 и более программ в одном цифровом канале эфирного вещания.

С учетом наличия рынка операторов связи, занимающихся распространением сигналов телевизионных программ, взаимоотношения 2000 вещателей нашей страны и операторов связи должны строитьcя как рыночные, то есть как отношения двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих разные виды деятельности.

Условия перехода не должны быть жесткими

Законодательно-правовым мероприятием первоочередной важности на первом этапе перехода на цифровое вещание является следующее: необходимо, прежде всего, определить и утвердить на уровне Правительства РФ перечень программ социального блока. Это действительно основная зaдача, потому что государство должно обеспечить финансирование как производства, так и распространения телевизионного сигнала.

Цели и задачи перехода на цифровое вещание сводятся к следyющему: мы должны создать условия для перехода от аналогового вещания к цифровому. Все звенья цепи прохождения сигнала от вещателя до пользователя должны работать в цифровом формате. Одной из основных задач данного процесса является устранение диспропорций в охвате населения многопрограммным телевещанием и обеспечение гарантированного, равноправного доступа всех жителей страны к информационным ресурсам, создаваемым как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

В связи с переходом к цифровому телевизионному вещанию население должно будет приобрести декодеры для преобразования цифрового сигнала в аналоговый. Решение этого вопроса является частью той программы, которую мы сегодня предлагаем ввести в нашей стране. В Правительстве РФ рассматриваются вопросы о социальной поддержке незащищенных слоев населения. Государство должно финансировать приобретение и установку декодеров в малообеспеченных семьях c учетом того, что остальное население сможет приобрести декодеры за собственные средства.

Проблемы будут решены

Необходимо определить механизм и сроки одновременного функционирования аналоговых и цифровых систем распределения программ исходя из того, что сеть или сети цифрового распространения сигналов в стране должны быть созданы к 2015 г Таким образом, перед государством стоит сложная задача: с одной стороны, поддержание существующей сети распространения общероссийских программ в аналоговом режиме до 2015 г, а с другой - это создание условий для развития сетей цифрового распространения сигналов в нашей стране в течение этого переходного периода.

Одной из важных задач является завершение формирования национальных стандартов на цифровое передающее и приемное оборудование как основы развития рынка.

Сегодня из 23 документов, касающихся национальных стандартов, 16 уже принято, к концу следующего года будут приняты и остальные, и тем самым будет заложена нормативно-правовая база программы перехода к цифровому вещанию.

Одной из проблем переходного процесса является yтверждение Плана перспективногo использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской федерации и плана наземной цифровой рaдиовещательной слyжбы.

Разработка Плана перспективного использования и национальной Таблицы распределения полос радиочастот находится в стадии завершения, и в первом квартале 2006 r. планируется их утверждение Правительством Российской Федерации.

Администрацией связи России в рамках подготовки к Региональной конференции радиосвязи (РКР-06) проводится большая работа по разработке плана наземной цифровой радиовещательной слyжбы. В соответствии с графиком мероприятий 30 октября 2005 г. Администрация связи России представила в Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи исходные данные для разработки проекта цифрового плана. В феврале 2006 г. планируется рассмотреть проект указанного плана, а в середине 2006 r. его окончательно утвердить. Предварительные расчеты показывают, что в каждом субъекте Российской Федерации (или в каждой зоне) возможно 6-8-кратное покрытие, таким образом в каждом регионе в переходный период фактически мот использоватьcя до 8 каналов в цифровом и аналоговом режимах. Есть, конечно, и здесь проблемы. Вступает в действие вторая часть программы, касающаяся использования радиочастотного спектра. Как известно, отдельные участки спектра верхней части диапазона частот, предназначенного для телевизионного вещания, используютcя нашими коллегами из силового блока. Именно эта часть спектра подлежит первоочередной конверсии. На 2007 г. Правительством Российской Федерации уже выделены первые средства на начало реализации процесса конверсии.

Есть еще одна проблема - это пересмотр правил лицензирования, учитывающих особенности цифрового телевизионного вещания.

Одной из важных зaдач, заложенных в программy, является обеспечение возможности приема сигналов цифрового телевидения для абсолютного большинства населения (99-100% в местах постоянного проживания), а также обеспечение подавляющей части населения страны цифровымн телевизорами или цифровыми приставками к аналоговым телевизорам для приема сигналов цифрового телевидения (предположительно 85-90%).

В программе записано, что при обеспечении 85-90% населения тем или иным видом цифрового приема (с помощью декодера или цифрового телевизионного приемника) аналоговая сеть в стране должна прекратить свое существование. И такое решение должно принять Правительство РФ, как это сегодня делают правительства разных стран мира.

Благодаря переходу на цифровое телевещание Россия войдет в глобальное информационное пространство; государство выполнит социальные функции в области культyры, образования и просвещения; будет создано единое информационное пространство в нашей стране; пройдет преобразование сети ТВ-вещания в устойчиво функционирующyю и обладающую потенциалом саморазвития в рыночных условиях отрасль экономики.

Использование вещателями частотного ресурса приведет к сокращению затрат на распространение программ, обеспечению качественного приема на мобильные и переносные приемники, a также к передаче в едином мультиплексированном цифровом потоке программ и дополнительных данных для предоставления зрителям набора таких базовых услуг, как справочная информация, расписание движения транспорта, и дополнительных услуг, определяемых потребностями рынка.

Одним из первоочередных мероприятий, которое необходимо провести в связи с переходом на цифровое вещание, является внесение изменений в Федеральный закон о связи и о средствах массовой информации, которые позволят устранить ряд противоречий и определить перечень программ социального блока, раздельных правил лицензирования.

Мы пойдем вторым путем

В проекте программы указано, что переход к цифровому вещанию в России планируется завершить к 2015 г. (для сравнения: регулярное цифровое вещание в Великобритании начнется в 2007 г., а Италия планирует отключить аналоговое вещание в 2006 г.).

На наш взгляд, возможны два пyти перехода на цифру. Первый - это создание экономической и организационной основы для внедрения вещания коммерческих телевизионных программ.

При этом цифровое вещание государственных телепрограмм начнется только после того, как подавляющая часть населения страны будет иметь цифровые телевизоры или приставки. И второй путь - это создание условий для построения системы цифрового вещания, обеспечивающей вещание всех программ, и в первую очередь вещание программ социального блока.

При этом государство должно дать гарантию развития как государственных, таки коммерческих телерадиокомпаний.

Учитывая низкую платежеспособность жителей России и ограниченность финансовых средств у компаний, внедрение цифрового телевещания, на наш взгляд, целесообразно проводить по второму пyти. При этом мы исходим из того, что в крупных городах существуют или кабельные сети, или эфирное телевидение, на котором идет вещание от 5 до 20 программ.

Реализацию программы планируется провести в 3 этапа.

В подготовительный период (2006-2007 гг.) будет проходить как разработка, так и принятие самой программы. Для этого мы должны утвердить ее в Правительстве РФ до апреля 2006 г. Правительство РФ также должно принять решение 06 ограничении ввоза и производства аналоговых телевизоров в Россию и о начале производства цифровых.

На втором этапе (2007-2008 гг.) произойдет создание всей нормативно-правовой базы и начнется строительство сетей.

На третьем этапе произойдет завершение полной цифровизации телевизионных сетей в РФ.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2006
Посещений: 12799

  Автор

Б. Антонюк

Б. Антонюк

Заместитель министра информационных технологий и связи РФ

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций