В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Фролов
Начальник Управления реформирования и отраслевого развития МПТР России, член научно-технических советов МПТР России и Минсвязи России
На вопросы нашего корреспондента об организации работы, финансировании и задачах, стоящих перед отделом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отвечает начальник Управления реформирования и отраслевого развития МПТР России Сергей Фролов
— Сергей Владимирович, в Вашем ведении находится отдел научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Расскажите, пожалуйста, как ведется управление НИОКР в министерстве?
— Специфика нашего министерства состоит в том, что оно объединяет все медианаправления, то есть помимо телерадиовещания в его ведении печать, издательская и полиграфическая деятельность, а также распространение периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, производство и распространение аудио- и видеопродукции. Естественно, что тематика научных исследований очень обширна, и результаты выполненных работ весьма разноплановы.
Часть разработок направлена на получение и внедрение новых технологий и оборудования. Задача таких разработок — обеспечить экономическую эффективность отрасли, рыночную жизнеспособность ее предприятий. Другие работы ориентированы на перспективу, и выгода от их использования носит долгосрочный характер. Это, например, разработка стандартов для перехода на цифровое вещание, анализ реальных и прогноз будущих тенденций развития информационного общества и т.д. Круг проблем широк, и выбор их решений неоднозначен. Правильно расставить приоритеты в выборе научных проектов и быть готовым их изменить в соответствии с меняющейся ситуацией — это и есть основной вопрос управления.
В сфере инноваций, к которым относятся и НИОКР, уже давно пользуются конкурсными управленческими технологиями. Конкурсный отбор проектов и заключение контрактов с участниками, выигравшими конкурс, проводит и наше министерство. Это специфическая, достаточно сложная и трудоемкая управленческая процедура. Но на данный период система конкурсов наиболее целесообразна, поскольку она позволяет эффективно реализовать стратегию избирательного инвестирования НИОКР.
— Кто может участвовать в конкурсе на выполнение НИОКР?
— Ограничений практически нет. К выполнению НИОКР может привлекаться широкий круг организаций и предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, даже иностранные фирмы. Правда, последним необходимо будет доказать, что выполнение этих работ российскими специалистами невозможно или экономически нецелесообразно. Пока такой ситуации не было, справляемся самостоятельно.
Конкурсы обеспечивают большую состязательность участников и мобилизацию их усилий. В некоторых конкурсах число участников доходит до пяти. Заключение договора проводится с тем конкурсантом, который набрал большинство голосов членов конкурсной комиссии, причем не менее трети.
— Сергей Владимирович, как определяется перспективность проектов, предлагаемых на конкурс?
— Сложность задачи управления НИОКР связана с объективно существующим фактором неопределенности в оценке как самих проводимых работ, так и возможных результатов. Здесь требуется большая общенаучная и общетехническая эрудиция. Требования к квалификации чиновников, связанных с наукой, высоки. Нужно постоянно поддерживать контакты с профессиональным сообществом, отслеживать научные дискуссии в прессе, встречаться с коллегами на конференциях, быть в курсе всех событий. В системе конкурсного отбора проектов велика роль научно-технической экспертизы. На практике высокий уровень НИОКР достигается привлечением в качестве экспертов высококлассных специалистов и ученых. Ведь не секрет, что чиновник следует за специалистом, а не наоборот. В определении эффективности проекта всегда присутствует риск ошибки. Однако если бояться ее сделать, то постепенно теряется активность, парализуется работа. Разумеется, не стоит ничего доводить до абсурда. Так, например, правительство одной африканской страны запретило передавать по радио прогноз погоды, поскольку коренные жители принимали метеосводки за правительственные указы и ожидали от погоды полного повиновения. Когда прогноз оказывался неточным, они винили правительство и заодно переставали верить всему остальному, что говорилось по радио.
— Как распределяются имеющиеся для НИОКР средства?
— Не буду останавливаться на вопросах, связанных с печатью и полиграфией, поскольку это в стороне от тематики вашего журнала. Радио и телевидение переживают сейчас период бурных технических перемен. Внедрение цифровых технологий, развитие интерактивного вещания, предложение новых видов услуг — задачи, которые необходимо реализовать в ближайшее десятилетие.
Появившиеся за рубежом различные цифровые стандарты, а также оборудование и технологии не могут переноситься впрямую на территорию нашей страны. Россия — государство со своими уникальными географическими и демографическими особенностями, которые существенно влияют на систему вещания. Кроме того, вещание выполняет важнейшую государственную задачу оповещения населения в условиях чрезвычайных ситуаций, и мы не можем опираться только на импортные технологии и импортную элементную базу. Прецеденты, подобные масштабному отключению электричества в Америке, в вещании недопустимы. В связи с этим в тематический план НИОКР включены работы, связанные не только с вопросами международной стандартизации цифрового вещания, но и с созданием наших собственных государственных и отраслевых стандартов по цифровому телевидению.
Насущно необходимы для развития отрасли поисковые работы, определяющие те сектора и направления вещательного рынка, которые могут эффективно развиваться с учетом масштаба страны, ее экономики и скорости обновления технологий. Ошибки сегодня могут обернуться ощутимыми финансовыми и временными потерями завтра, поэтому ответственность министерства за правильный выбор развития отрасли немалая. Все управления МПТР России участвуют в подготовке перспективного тематического плана, который постоянно дополняется и уточняется. Надо быть готовыми вовремя перебросить ресурсы на то научное направление, где намечается качественный прорыв.
— Каковы объемы финансирования научных работ?
— Мой ответ, скорее всего, не вызовет особого энтузиазма. Утверждение, что ни одна отрасль промышленности не может развиваться без ведения научно-технических работ настолько тривиально, что никто его и не оспаривает. Но когда дело доходит до выделения денег на эти непреложные задачи, то добиться увеличения бюджетного финансирования на НИОКР не удается на протяжении ряда лет.
Сумма финансирования НИОКР, к сожалению, не изменилась с момента создания министерства ни на один рубль, и, по сути, для нас она — новое замечательное математическое число. Но надежда умирает последней, да и к тому же общественная активность, направленная на увеличение бюджетных расходов на науку, сейчас усиливается.
— Ясно, что нет таких стран, где на НИОКР хватало бы только бюджетных средств. Существуют ли еще какие-либо финансовые возможностидля их выполнения?
— Финансирование ведется и из внебюджетных фондов. Система внебюджетных фондов НИОКР действует с 1992 года. Она фактически была формой государственного перераспределения средств, так как поступления в фонд обуславливались снижением налогооблагаемой базы предприятий и организаций. Принятие в июне 2001 года 25-ой главы Налогового кодекса, отменяющей все льготы по налогу на прибыль, сразу привело к сокращению финансовых поступлений во внебюджетный фонд НИОКР. Поскольку не вводится никаких компенсирующих механизмов косвенного стимулирования негосударственных инвестиций в НИОКР, то в ближайшем будущем (если не произойдут изменения) можно ожидать дальнейшего уменьшения объема внебюджетных средств.
Вообще, эффективность научных разработок в огромной степени зависит от экономической системы, в которую они включены. В прошлом сфера НИОКР имела затратный характер, и деньги никто не считал. Именно поэтому она была экономически неэффективной. В настоящее время меняется сама форма НИОКР. Научные разработки более компактны, гибки, связаны непосредственно с производством. Эти качества придают научным исследованиям жизнестойкость в жестких условиях рыночной конкуренции, делают их привлекательными в инвестиционном отношении для частного капитала различного масштаба. По сути, минимальные ресурсы госбюджета играют роль катализатора инновационной активности.
— И в заключение, хотелось бы узнать какими Вы все-таки видите основные задачи НИОКР?
— Глобальная задача НИОКР — поднять экономическую эффективность отрасли. Однако этот процесс небыстрый. Непомерные ожидания сторонних наблюдателей часто зачеркивают имеющиеся результаты. На мой взгляд, подход "все или ничего" очень вреден. Главное — возможность идти вперед в ногу с научно-техническим прогрессом — остается.
Другой плюс — в сохранении научных кадров и научного потенциала отрасли. Сегодня на наших подведомственных предприятиях докторов наук -единицы, а кандидаты наук исчисляются десятками. Совершенно согласен с высказыванием, что страна, которая не кормит своих ученых, кормит чужих. Крупнейшие американские компании, такие, как Ford или Bell Laboratories содержали и содержат в своем штате первоклассных ученых, предоставляя им прекрасные условия для творчества. Что интересно, от них не требуется конкретной отдачи именно в области автомобилестроения или телефонии, ценится та атмосфера творчества, которую они вокруг себя создают.
Хочу закончить на оптимистичной ноте, отметив, что сейчас заметно вырос конкурс абитуриентов в технические вузы. Появилась надежда на приток в отрасль квалифицированных кадров - они сейчас нужны всем, в том числе и нашему министерству.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2003
Посещений: 10519
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций